Покорители бездорожья

В. Аляев, ЗИЛвизион

Первые серийные автомобили повышенной проходимости вышли из ворот АМО ЗИЛ почти 66 лет назад: 7 декабря 1933 года Завод имени Сталина, как в ту пору называлось предприятие, выпустил 15 трехосных автомобилей ЗИС-6, оснащенных 75-сильными двигателями ЗИС-5. Потом были ЗИС-42. После войны им на смену пришли полноприводные ЗИС-151, сменившиеся очень похожими, но оборудованными односкатными колесами с регулируемым давлением, ЗИЛ-157. Эти машины, продержавшиеся на конвейере не одно десятилетие, и по сей день старые шоферы вспоминают с особенной теплотой.

Тридцать три года назад на заводе начали выпуск ЗИЛ-131 – машины, признанной одной из лучших, выпускавшихся заводом. Многие из них еще и сегодня честно несут службу как в гражданском хозяйстве, так и в армии.

С течением времени требования к автомобилям повышенной проходимости росли. Те, кто ими пользовались, хотели иметь более экономичные, надежные и долговечные машины. И заводские конструкторы много работали над тем, чтобы потребители были довольны. Результатом этой работы стало новое семейство полноприводных трехосных автомобилей ЗИЛ-4334. Сегодня в него входят две модификации: бортовой грузовик с индексом 433420 и шасси ЗИЛ-433422, предназначенное для установки специального оборудования. Планируется выпуск седельных тягачей. Подобно предшественникам, новое семейство может работать как в армии, так и на «гражданке».

В качестве силовой установки машины получили V-образный 8-цилиндровый двигатель ЗИЛ-6451, представляющий собой дефорсированную многотопливную версию известного мотора ЗИЛ-645. При рабочем объеме 8,74 л он развивает 125 кВт/170 л.с. мощности и способен разогнать более чем 11-тонную машину до 85 км/ч.

ЗИС-6 – первый автомобиль повышенной проходимости, выпускавшийся заводом

Машина вобрала в себя все лучшее, что имел ее предшественник ЗИЛ-131. Все ее мосты – ведущие, из них средний – проходной. В трансмиссии используется однодисковое сухое сцепление и пятиступенчатая механическая коробка передач, в которой все передачи, кроме первой и заднего хода, синхронизированы.

Для распределения мощности по мостам служит двухступенчатая раздаточная коробка. Благодаря ей общее число передач увеличивается до 10. Привод переднего моста – отключаемый с помощью электропневматического устройства. При включении пониженной передачи в раздаточной коробке привод переднего моста включается автоматически. В приводе передних (управляемых) колес используются шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы), а дифференциалы в отличие от «сто тридцать первого» могут блокироваться. Машина оборудована барабанными тормозами с пневмоприводом, позволяющим буксировать прицепы с одно- и двухпроводной системой привода тормозов.

ЗИЛ-4334 – современный полноприводной трехосник с тентом

«Обувка» автомобиля – восьмислойные шины изменяемого давления, имеющие протектор с развитыми грунтозацепами. Давление в шинах регулируется специальной системой, обеспечивающей внутренний (через ступицы) подвод воздуха. Благодаря этому становится возможным преодоление таких труднопроходимых участков, как сухой песок, вязкий грунт, полуметровые сугробы. При небольшом повреждении колеса не обязательно менять его в пути: компрессор будет его подкачивать, что позволит закончить поездку.

Проходимость машины впечатляет: она может взбираться на подъемы крутизной до 30о, без предварительной подготовки преодолевать брод глубиной до одного, а с подготовкой – до 1,4 метра.

На шасси для привода различных механизмов может монтироваться на раздаточной коробке механизм отбора мощности, позволяющий забирать от двигателя до 60 л.с. В качестве дополнительного оборудования на автомобили ЗИЛ-4334 устанавливается лебедка с тяговым усилием до 5 тс.

Особое внимание завод уделяет рабочему месту водителя. ЗИЛ-4334 получил ту же трехместную кабину, которая ставится на базовое семейство ЗИЛ-4331 – наиболее современную из тех, что выпускаются ныне в СНГ. Она имеет собственную торсионную подвеску и гидроамортизаторы. Отдельное сиденье водителя также подрессоренное, но с регулируемой жесткостью. Приборная панель, органы управления и пассажирский диван отвечают всем требованиям эргономики.

«Зиловский Унимог» ЗИЛ-4327.20

Трехосными машинами заводская программа трехосных автомобилей отнюдь не исчерпывается. Совсем недавно из конструкторско-экспериментального отдела завода вышел совершенно новый для предприятия двухосный ЗИЛ-4327.20. Что же предшествовало рождению этой модели?

Некоторое время назад на дорогах нашей страны стали появляться непривычные автомобили-универсалы, выпускавшиеся фирмой «Даймлер-Бенц» под маркой «Унимог». Эти машины замечательны во всех отношениях, однако высокая стоимость делала их доступными лишь единицам покупателей, в то время как потребность в подобной технике испытывают многие.

Именно поэтому в 1996 году в экспериментальном цехе АМО ЗИЛ был собран российский аналог прославленной немецкой машины, вобравший в себя все лучшее от ЗИЛ 5301 «Бычок» и прошедшего хорошую проверку на дорогах мира ЗИЛ-131. От первого автомобилю, получившему индекс 4327.20, достались несколько измененная кабина с оперением, двигатель ММЗ-245.12 мощностью 80 кВт (108 л.с.) и пятиступенчатая коробка передач. Второй наделил машину передним и задним мостами, передней подвеской, раздаточной коробкой, карданными валами и многим другим. Монтируется это все на укороченной и усиленной раме ЗИЛ 433420. Двухосный автомобиль может комплектоваться не только обычной, но и сдвоенной семиместной кабиной.

ЗИЛ-4334 – современный полноприводной трехосник без тента

По заказу машина может оснащаться более мощным (99,2 кВт/135 л.с.) и надежным двигателем Caterpillar 3054. При этом ее стоимость остается меньшей, чем у немецкого «прототипа».

На испытаниях «двадцать седьмой» уверенно преодолевал подъемы в 30°, снежные заносы глубиной до полуметра, размытые весенним паводком и покореженные осенней распутицей дороги.
Семейство «зиловских Унимогов» получилось настолько универсальным, что область его применения практически не ограничена: коммунальные службы и сельское хозяйство, геологоразведка и транспортное сообщение в малоосвоенных районах.

Наша страна занимает почти 1/6 часть суши. При таких размерах потребуется очень много времени на то, чтобы проложить настоящие дороги там, где пока еще «одни направления». И на этих «направлениях» полноприводные автомобили с маркой ЗИЛ честно будут нести свою ношу.