Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
Гидромолоты среднего класса (ч.2)
Развитие гидромолотов в России
Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров
Нетривиальные вопросы
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Колесные экскаваторы
Best of the best
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Полосы для движения автобусов BRT
 1
Дизельное топливо и сера: проблемы и решения

Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале

Маневры на загрузочной площадке

Движение на загрузочной площадке должно быть организовано таким образом, чтобы самосвалы сменялись быстро, с минимальным маневрированием и у них имелась возможность раз за разом возвращаться точно на то же место под рукоять экскаватора или ковш погрузчика. Квалифицированный водитель умеет экономно маневрировать на погрузочной площадке: он выждет удобную возможность поставить машину в правильное положение с минимальным числом поворотов и разворотов и подставит борт самосвала прямо под ось поворота ковша погрузчика или под место соединения стрелы и рукояти экскаватора, так, чтобы операторы хорошо видели его машину.

Экономичность погрузки будет максимальной, когда экскаватор может поворачиваться всего на 45° или меньше, а наиболее безопасным процесс загрузки станет, когда экскаватор сможет заносить стрелу через задний борт самосвала. Фронтальные погрузчики должны иметь возможность отъезжать задним ходом от места наполнения ковша (фронта забоя) не более чем на 1,5 оборота колеса и занимать положение разгрузки у самосвала, проезжая вперед на такое же или меньшее расстояние.

Водитель должен убедиться, что груз равномерно распределен по кузову, иначе нагрузка на оси и колеса будет неравномерной.

Перегруз – плохая «традиция» отечественных перевозчиков. Но все же мы еще раз напомним и владельцам, и водителям самосвалов: перегруз не только создает чрезмерные нагрузки на узлы и детали самосвала, вредно влияет на шины и повышает расход топлива, но и снижает безопасность езды, ухудшает устойчивость и управляемость самосвала, увеличивает тормозной путь.

Движение

Содержание технологических подъездных дорог при выполнении перевозок «сочлененниками» – это тема, где специалисты расходятся во мнениях. Нередко руководители стройки приобретают сочлененные самосвалы прежде всего для того, чтобы сэкономить на строительстве и содержании технологических дорог. Однако производители самосвалов рекомендуют содержать технологические дороги на одинаковом уровне как для самосвалов с жесткой рамой, так и для сочлененных. Нужно учитывать, что «экономия» на содержании технологических дорог приводит к увеличению продолжительности рабочего цикла и, следовательно, экономическим потерям. Да, сочлененный самосвал может проехать по плохо содержащейся дороге, но и скорость движения у него будет низкой. А если водители попробуют ездить по разбитым дорогам не снижая скорости, они будут получать травмы, и это нанесет еще больший ущерб компании: простой техники и выплаты работникам по больничному листу. Статистика несчастных случаев показывает, что травмирование спины и позвоночника среди строителей чаще всего происходит у водителей сочлененных самосвалов, которые получают их при падениях в кабине (потому что кабина «болтается» при движении по бездорожью).

Подвеска сочлененного самосвала рассчитана на перевозку больших грузов. Она имеет большую жесткость, и когда кузов пустой, центр тяжести самосвала находится высоко. Поэтому рекомендуется особенно внимательно следить за скоростью и условиями движения при возвращении порожнего самосвала в зону погрузки.

Боковой наклон. Движение с боковым наклоном также опасно для устойчивости сочлененного самосвала. Считается, что для «сочлененника» возможно движение с боковым уклоном до 15%, но это предел, допустимый только в чрезвычайных обстоятельствах, водитель не должен принимать самостоятельное решение о движении в таких условиях – он должен получить на это санкцию руководства своего предприятия.

Высокая скорость. Перед водителем не стоит задача обязательно пройти весь маршрут с максимальной скоростью, но желательно, чтобы в течение всего дня была достигнута максимальная средняя скорость – это обеспечит высокую производительность и стабильное время выполнения рабочего цикла. Максимальная производительность не всегда достигается путем постоянной езды на предельной скорости. Чем больше водитель жмет на педаль «газа», разгоняется и затем тормозит, тем чаще ему приходится тратить время на заправку топлива и тем больше машина будет нуждаться в техобслуживании. Усталость водителя и переоценка им своих возможностей могут привести к ошибкам в управлении. Человек, работая без аварий, со временем теряет бдительность и может, например, слишком разогнаться на крутом повороте или на спуске, превысить допустимые обороты двигателя. Самые лучшие водители те, кто умеет выбрать безопасную скорость, работает стабильно, надежно, и его машина меньше нуждается в обслуживании.

Освобождаем застрявший самосвал. Чтобы освободить застрявший в грязи самосвал, рекомендуется включить все блокировки дифференциалов, которые имеются, и попытаться выехать, прибавляя «газ» постепенно, стараясь, чтобы колеса не пробуксовывали. Плавно поверните руль и направьте машину влево, остановитесь и сдайте назад, повернув руль вправо. Повторите этот прием «вправо–влево» 3–4 раза. Если выехать не удалось, постарайтесь освободить самосвал враскачку. Если и это не помогает, можно попробовать вывалить груз из кузова и снова сделать попытку тронуться с места. Последнее средство – найти трактор и попытаться вытащить разгруженный самосвал на буксире.

Использование ретардера и тормозов. Неопытным водителям нравится мощное действие рабочих тормозов, которые останавливают машину почти мгновенно. Тормозить ретардером немного сложнее, потому что его нужно включать заранее, чтобы дать возможность самосвалу остановиться. Водители, которые часто используют осевые или ступичные рабочие тормоза, вместо того чтобы тормозить с помощью ретардера, могут вдвое сократить срок службы тормозных механизмов.

Наиболее безопасно использовать ретардеры в автоматическом режиме. У большинства моделей сочлененных самосвалов имеется такой режим: ретардер либо притормаживает автомобиль, когда водитель слишком сильно нажимает на педаль акселератора, либо включается при первом нажатии педали тормоза. На некоторых сочлененных самосвалах имеется специальная педаль, с помощью которой водитель может регулировать мощность ретардера.

Рекомендуется использовать рабочие тормоза, кроме аварийных ситуаций, только для окончательной остановки машины, когда ретардер уже замедлил ее движение.

Если водитель будет планировать торможение и включать ретардер заблаговременно, автоматическая трансмиссия самосвала успеет выбрать правильную передачу и скорость для спуска с уклона или преодоления поворота. На практике большинство водителей включают в трансмиссии режим D (автоматический) и ездят только на нем. Тем не менее существуют ситуации, когда необходимо переключать передачи вручную.

Блокировка дифференциалов. Не менее важно уметь правильно использовать блокировку дифференциалов. Сочлененные самосвалы работают с колесной формулой 6х4 или 6х6. Если условия движения становятся совсем плохими, водители, нажав кнопку, включают блокировку всех дифференциалов. Но на практике водители применяют самые «агрессивные» режимы движения почти постоянно. Это снижает скорость машины, особенно если на маршруте множество поворотов, также увеличивается износ шин и силовой передачи. Важно научить водителя использовать правильные режимы работы машины в соответствии с изменяющимися дорожными условиями, потому что, чем больше включено блокировок, тем сильнее идет износ компонентов трансмиссии и шин. Поэтому при выборе режима работы машины необходимо искать разумный компромисс.

Если самосвал движется по твердой сухой поверхности, блокировка дифференциалов однозначно вредна, т. к. сокращает ресурс машины: при выполнении поворотов проскальзывание колес очень незначительно, и затрачивается много энергии на скручивание валов полуосей и трение в зубчатых передачах заблокированных дифференциалов. Опытные водители умеют осторожно управлять самосвалом в самых сложных дорожных условиях, не включая блокировку дифференциалов вообще (к тому же более половины сочлененных самосвалов, представленных сегодня на рынке, вообще не имеют такой опции). Если водитель владеет техникой вождения и умеет на скорости преодолевать труднопроходимые участки, не включая блокировки дифференциалов, он экономит топливо и уменьшает темп износа узлов и деталей самосвала.

В инструкциях по эксплуатации сочлененных самосвалов ряда производителей рекомендуется такая последовательность использования блокировок дифференциалов: при первых признаках пробуксовки колес сначала включать блокировку межосевых дифференциалов, чтобы равномерно передавать крутящий момент на все оси. И только в самых сложных условиях следует применять полную блокировку всех, в том числе и межколесных дифференциалов (на некоторых самосвалах она включается кнопкой на полу кабины).

АКП, ручное переключение. Режим D – это полностью автоматическое управление трансмиссией, он облегчает работу водителя и обеспечивает экономичную работу при небольших и средних нагрузках. Переключение передач происходит в диапазоне примерно от 700 до 1800 об/мин, расход топлива поддерживается на минимуме при движении по технологическим подъездным дорогам с небольшими уклонами. Однако при таком режиме самосвал не сможет преодолеть крутой подъем свыше 15% или топкую грязь, другие сложные участки, на которых требуется включать блокировку дифференциалов. В подобных нестандартных сложных условиях водитель может включать передачи вручную. Самостоятельно выбирая передачи, водитель решает три задачи. Двигатель можно раскручивать до 2200 об/мин и развивать максимальное тяговое усилие на колесах для преодоления подъемов. Также такой режим обеспечивает максимальную мощность торможения двигателем и ретардером трансмиссии при спуске на крутом уклоне, что позволяет сохранить ресурс тормозных механизмов. И наконец, ручное переключение передач позволяет избежать такого явления, как быстрые беспорядочные переключения передач, когда автоматическая КП постоянно переключает две передачи при движении на уклоне с меняющейся крутизной. Из-за такого переключения ускоряется износ компонентов силовой передачи, теряется инерция движения и увеличивается длительность рабочего цикла.

Первое правило правильного переключения передач для сочлененных самосвалов – включать нужную передачу заблаговременно. Специалисты рекомендуют заметить, какую передачу включит автоматическая трансмиссия, когда ненагруженный самосвал будет преодолевать подъем. Перед тем как начать спуск с грузом с этого же уклона, включите на одну передачу ниже той, на которой самосвал поднимался. В кабине самосвала обычно имеется табличка, помогающая выбирать правильную передачу при спуске в зависимости от крутизны уклона. Если водитель будет придерживаться рекомендаций этой таблицы, температура масла в ретардере будет в «зеленой зоне» (на допустимом уровне). Если же он включит более высокую передачу, ретардер может перегреться, в этом случае придется уменьшить мощность его торможения, следовательно, начнут перегреваться колесные тормоза. В сочлененных самосвалах Caterpillar вместо трансмиссионного ретардера используется компрессионный моторный тормоз. В этом случае может перегреваться двигатель, что не менее опасно.

Следите за температурой масла в тормозах, особенно когда выбираете передачи. От интенсивности нагрева тормозных дисков зависит, с какой скоростью самосвал может безопасно спускаться под уклон. Если температура тормозов слишком высока, следует переключиться на более низкую передачу и уменьшить скорость спуска.

Разгрузка

В момент выгрузки сочлененные рамы самосвала по возможности должны занимать прямое положение. При разгрузке самосвала с самосвальным прицепом они оба должны располагаться строго друг за другом.

Прежде чем начать выгрузку, следует установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, включить стояночный тормоз, убедиться, что замок заднего борта (если имеется) открыт и в рабочей зоне нет посторонних людей.

При подъеме кузова все колеса самосвала должны стоять на ровной, надежной горизонтальной поверхности. В противном случае центр тяжести самосвала по мере подъема кузова сместится в сторону наклона либо колеса с одной стороны могут просесть, когда вся нагрузка перейдет на тележку задних колес, и автомобиль опрокинется набок.

Следует удостовериться в том, что груз равномерно распределен по кузову, иначе при разгрузке машина может опрокинуться вбок. Если груз смещен слишком далеко вперед, будет перегружен механизм подъема кузова.

Колеса самосвала также должны оставаться на горизонтальной плоскости при смещении вперед во время разгрузки.

Разгрузка на склоне очень опасна. Если все же разгрузиться в таких условиях необходимо, по возможности машина не должна быть обращена кузовом вниз по склону. Для того чтобы разгружать самосвалы на уклоне, лучше подходят модели с эжекторной разгрузкой.

Если самосвал разгружается на краю котлована или насыпи, прежде чем начать разгрузку, водитель должен убедиться, что грунт на краю достаточно прочен. Задние колеса в момент разгрузки должны находиться на расстоянии не менее 1 м от кромки.

Место выгрузки указывает заказчик. Но безопасность такого места всегда должен определять водитель. Запрещается производить разгрузку, если существует вероятность опрокидывания автомобиля. Если не удается прийти к соглашению с заказчиком, водитель должен доложить о ситуации своему руководителю.

Не следует производить разгрузку, если рабочая площадка недостаточно освещена.

Чтобы поднять кузов быстрее, рекомендуется увеличить частоту вращения двигателя до средних или высоких оборотов холостого хода. Но как только гидроцилиндр подъема выдвинется на полную длину, следует немедленно уменьшить обороты. Категорически не рекомендуется «проверять на прочность» уплотнения гидроцилиндра, постукивая поршнем штока о верхнюю крышку.

При подъеме кузова нагрузка на задние колеса возрастает, и грунт под ними может проседать. Если водитель почувствует, что самосвал сдвигается с места, следует немного отъехать и снова попробовать разгрузить кузов.

Если груз не начинает выгружаться при подъеме кузова на угол 20–25° (т. е. приблизительно на половину пути), водитель должен остановить разгрузку и выяснить причину. При нахождении сзади самосвала следует держаться на безопасном расстоянии от кузова.

При выгрузке вязких, липких материалов водителю следует быть особенно внимательным. В такой ситуации рекомендуется поднимать кузов медленнее, чем обычно, тщательно отслеживая положения обеих частей сочлененного самосвала. Если часть груза останется в полностью поднятом кузове, центр тяжести может оказаться смещенным к задней части настолько, что передняя часть самосвала приподнимется. Передняя часть сочлененных самосвалов редко бывает хорошо уравновешенной, с задней половиной ее соединяет только шарнирное сочленение, и когда колеса передней части отделяются от земли, она обычно заваливается набок.

Обратите внимание: безопасный в других условиях груз может стать сырым и вязким, если грунт загрузят в кузов, наполненный дождевой водой, или загруженный самосвал попадет под сильный дождь. В холодное время следует быть осторожным при перевозке груза, который может замерзнуть: возможно замерзание груза в кузове с одной стороны, что ведет к нарушению равновесия, достаточному для опрокидывания транспортного средства при разгрузке. Необходимо проявлять осторожность при разгрузке груза с неоднородной плотностью. Более крупные фракции ссыпаются раньше, в то время как мелкие частицы могут слипаться и оставаться в кузове. Вследствие этого возникает неравномерность распределения груза, которая может привести к опрокидыванию транспортного средства.

Если площадка ровная и твердая, сочлененный самосвал может разгружать кузов на ходу, чтобы рассыпать грунт или создать насыпной вал. Однако такую работу следует выполнять очень осторожно, и вероятность допустить ошибку увеличивается к концу смены по мере того, как водитель все больше устает.

Особую осторожность следует проявлять при разгрузке под линиями электропередачи. Если кузов попал под напряжение, необходимо покинуть кабину, выпрыгнув из нее так, чтобы не касаться одновременно транспортного средства и грунта, поскольку это приведет к замыканию электрической цепи. Не допускайте приближения других лиц к транспортному средству, находящемуся под напряжением.

Водитель, заметив опасность опрокидывания транспортного средства, должен немедленно опустить кузов, после чего устранить причину опасности. Следует помнить, что время, потраченное на предотвращение возможной аварии, несопоставимо с затратами времени и средств на устранение ее последствий.

Если транспортное средство начнет опрокидываться, водителю рекомендуется упереться ногами в пол, откинуться на спинку сиденья и крепко держаться за рулевое колесо. Не следует пытаться покинуть кабину опрокидывающегося самосвала, это опасно для жизни.

Закончив разгрузку, следует убедиться, что кузов пуст, полностью его опустить, установить рычаг управления самосвальной установкой в нейтральное положение, убедиться, что задний борт (если имеется) надежно закрыт, и только потом включить передачу для начала движения автомобиля.

Гидроцилиндры подъема кузова имеют большую длину. Поэтому при движении с поднятым кузовом гидроцилиндр может получить повреждения, например изгиб штока. Когда кузов поднят, центр тяжести самосвала перемещается вверх, и ухудшается устойчивость машины. Были случаи, когда задняя часть «сочлененника» переворачивалась набок с поднятым кузовом.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, СЕРВИС СТРОИТЕЛЬСТВО КАРЬЕРЫ/ГОРНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Игорь Павлов Основные Средства 06'2013 11 марта 2016

Комментарии (1)

Беляев Николай, СГМ-И
Отличная статья! Спасибо
3 июля 2013 – 13:48 Ответить