Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков

Даже самый квалифицированный оператор может уменьшить срок службы и производительность фронтального колесного погрузчика, неправильно его эксплуатируя. Эти опасности увеличиваются многократно, если за рычаги берется неопытный работник. Рассмотрим некоторые вопросы работы на фронтальных колесных погрузчиках и рекомендации, как обеспечить их оптимальную работоспособность и производительность.

Выбор компонентов и опций. От правильной подборки оборудования в соответствии с выполняемой работой зависит производительность погрузчика. Неправильный выбор ковша может стать причиной ускоренного износа всех компонентов передней части машины. Если такой ковш входит в грунт с повышенным усилием, пальцы и втулки крепления стрелы и ковша испытывают чрезмерные нагрузки. Двигатель также работает на более напряженных режимах, расходуется больше топлива.

Промышленность выпускает удобные адаптеры для присоединения сменного оборудования, но некоторые операторы по старинке пытаются выполнить все работы, не меняя навесного оборудования. Многие знакомы с ковшами и вилами, но далеко не все умеют использовать даже это навесное оборудование для повышения производительности погрузчика, не говоря уже о более сложном.

Важно правильно подобрать шины к условиям работы погрузчика по рисунку протектора и типу. Радиальные шины обеспечивают хорошую плавность движения и высокое тяговое усилие, что улучшает управляемость машины. Если рисунок протектора не подходит для работы на данной поверхности, они могут пробуксовывать. Шина с внедорожным рисунком протектора, обеспечивающая отличное сцепление на слабом грунте, будет быстро изнашиваться при езде по твердым покрытиям. Установив шины с внедорожным протектором на полноприводный погрузчик, мы ухудшим топливную экономичность и производительность машины. На глубоком снегу они, конечно, помогут, но в остальные 90% рабочего времени будут только ухудшать ходовые свойства погрузчика.

Динамические системы взвешивания (ДСВ). Эти системы очень редко используются на погрузчиках, тем более в России, и тем не менее они дают погрузчику ряд преимуществ. ДСВ позволяют точно определить массу загружаемого в самосвал материала. При перегрузке сокращается срок службы самосвала, при недогрузке ухудшаются экономичность и производительность. У большинства ДСВ есть функция, позволяющая вычислять, сколько груза необходимо загрузить в самосвал до предельного значения его грузоподъемности. Таким образом, последним ковшом можно загружать ровно столько материала, сколько нужно, чтобы не превысить грузоподъемность.

ДСВ может служить «глазами и ушами» руководителя. Данные о количестве загруженного материала архивируются в системе, могут передаваться в компьютер руководителя и используются для анализа экономической эффективности работы машины.

Водитель самосвала тоже будет знать точно, что в кузове нет перегруза и его за это не оштрафуют. Автомобиль без перегруза адекватно управляется, имеет нормальный тормозной путь, уверенно и точно проходит повороты. Уменьшаются затраты на ремонт, когда грузовики эксплуатируются без перегруза.

Принимая решение об установке ДСВ, нужно проанализировать ответы на следующие вопросы.

Система универсальна или может быть установлена только на определенную модель?

Насколько надежна система? Какова ее точность? Нуждается ли в регулировке, настройке, как часто?

Проста ли система в эксплуатации?

Каким образом система передает данные, удобно ли это фирме?

Какова гарантия на систему? Как организован сервис?

Предоставляется ли лизинг?

Конструктивные особенности машин. Гидросистема с регулированием производительности в зависимости от нагрузки дает возможность оператору точно управлять гидравлическим оборудованием при малых оборотах двигателя и исключает необходимость увеличивать обороты двигателя («раскручивать»), чтобы выполнить работу в кратчайшее время.

Гидростатическая трансмиссия позволяет точно подбирать частоту вращения двигателя в зависимости от выполняемой работы, например, у погрузчиков одной из компаний имеется переключатель, который может уменьшать максимальную скорость машины до 13 км/ч.

В частности, гидростатической трансмиссией оборудованы все погрузчики производства компании Liebherr. Гидростатическая трансмиссия Liebherr с помощью одного или двух (в зависимости от модели погрузчика) регулируемых аксиально-поршневых гидромоторов обеспечивает бесступенчатое изменение скорости от 0 до 40 км/ч (у средних и больших колесных погрузчиков). Смена движения погрузчика вперед-назад осуществляется путем изменения направления подачи регулируемого насоса. Переключатель хода расположен на джойстике управления в кабине оператора. Гидростатическая трансмиссия Liebherr обеспечивает бесступенчатую регулировку тягового усилия, что позволяет избежать пробуксовывания и понизить износ шин. Благодаря гидравлическому торможению гидростатической трансмиссии практически отсутствует износ тормозных механизмов.

Автоматические трансмиссии намного удобнее для работы, так как освобождают оператора от необходимости отвлекаться на переключение передач.

Противобуксовочная система распознает пробуксовку колес, блокирует дифференциал, устраняет пробуксовку и таким образом помогает сохранять шины от износа, кроме того, улучшает сцепление шин с поверхностью, а следовательно, и производительность погрузчика. Повышают экономичность и производительность работы дифференциалы ограниченного трения, которые перераспределяют крутящий момент с буксующих колес на имеющие надежное сцепление с поверхностью.

У новых погрузчиков John Deere в системе управления есть функция защиты от перегрева. Если двигатель, трансмиссия или мосты перегреваются, система управления автоматически снижает мощность двигателя и включает аварийную сигнализацию, оповещая оператора.

Очень удобны для работы функции «запоминания повторяющихся движений».

Ряд компаний предлагают системы мониторинга давления в шинах, которые оповещают оператора о необходимости проверить давление.

Опционные системы амортизации стрелы помогут уменьшить потери материалов, высыпающихся из ковша, и увеличить скорость движения.

Применение гидромуфты дает возможность уменьшить затраты мощности двигателя на привод вентилятора охлаждения и расход топлива погрузчика. Кроме того, гидромуфта позволяет придавать вентилятору реверсивное вращение для очистки радиатора от мусора.

Условия работы оператора имеют не последнее значение. Управление двумя джойстиками (один управляет ходом, другой – рабочим оборудованием), хороший круговой обзор, подрессоренная кабина и сиденье – все это несомненно отразится на производительности труда.

Правильные приемы работы

Обучение операторов. Важное значение имеет обучение операторов, причем независимо от уровня их квалификации. Многие производители и дилеры при покупке машин предлагают клиентам программы обучения операторов. Покупатели, воспользовавшись такой программой обучения, смогут избежать многих проблем с оборудованием. Зачастую оператор даже не подозревает, что работает на машине неправильно, если не обучался управлению именно этой моделью. Операторы часто не знают о нововведениях в конструкциях, это и бывает исходной причиной большинства поломок.

Кроме практического обучения работе на машине оператор обязательно должен изучить «Руководство по эксплуатации». Этот документ – бесценный источник информации для оператора, в котором описываются правильные и наиболее удобные приемы работы. Время, затраченное на изучение, окупится многократно за счет увеличения производительности.

Время на прогрев и остывание двигателя. Необходимо обязательно прогревать масло в двигателе и гидросистеме до рекомендованных температур, прежде чем начинать работу. Это продлит срок службы смазываемых деталей. Масло в гидросистеме и картерах мостов не прогреется полностью до тех пор, пока машина не начнет работать. Поэтому в начале работы параметры производительности и динамики машины будут ниже обычных.

Не менее важно иметь время для остывания машины перед ее выключением в конце смены. Мощные современные двигатели оборудуются турбона­гнетателями. Частота вращения турбины составляет в среднем 40 000–50 000 об/мин. Если перед выключением вы не дадите двигателю машины поработать на холостом ходу, турбина еще долго будет вращаться с частотой 40 000 об/мин, а масло уже не будет подаваться к ее подшипникам. Без смазки износ подшипников турбины будет очень интенсивным. Если же двигатель перед выключением какое-то время поработает на холостом ходу, частота вращения турбины уменьшится и масло несколько остынет, в результате турбина не будет так долго и быстро вращаться после выключения двигателя. Ремонт и замена турбины обходятся достаточно дорого.

Производители современных строительных машин работают над тем, чтобы уменьшить эту опасность. В систему управления двигателя встраивается функция таймера, которая не позволяет сразу выключить двигатель. Оператор поворачивает «ключ зажигания», а двигатель еще продолжает работать в течение трех минут и лишь затем выключается. Цена этой опции несущественна по сравнению со стоимостью замены турбины.

Торможение. Если тормоза (за исключением машин с гидростатическим приводом) работают чрезмерно интенсивно, они перегреваются. Перегрев вызывает ускоренный износ тормозных механизмов. Наиболее распространенная причина перегрева – езда с чрезмерными разгонами и затем резкими торможениями, такая манера может быть, когда оператор неопытный или торопится, чтобы увеличить производительность.

Чтобы увеличить срок службы тормозных механизмов, обучайте операторов начинать замедлять движение заранее, двигаться накатом почти до полной остановки и лишь затем включать тормоза.

Также важно научиться правильно использовать выключение сцепления (на тех машинах, где еще используются механические КП со сцеплением). Многие операторы, подъезжая к самосвалу, при торможении вообще не выключают сцепление. При такой манере движения тормоза интенсивно изнашиваются. Следует «выжать» педаль сцепления, включить нейтральную передачу и лишь затем тормозить. Когда вы включаете тормоза и затем нажимаете на акселератор, чтобы использовать гидравлическое рабочее оборудование – поднять стрелу или ковш, машина не движется, удерживаемая тормозами. Если в этот момент нажать педаль сцепления, на тормозные механизмы не будет действовать усилие двигателя.

Изменение направления движения. Неправильное выполнение реверса движения, особенно на больших скоростях, ускоряет изнашивание деталей трансмиссии. Оператор меняет направление движения машины, резко включая передачу переднего хода и нажимая акселератор, а затем точно таким же приемом «бросает» машину назад, используя для торможения трансмиссию и гидротрансформатор (ГДТ). Порой он целый день загружает самосвалы и ни разу не включит тормоза. При такой манере вождения на трансмиссию и ГДТ действуют огромные нагрузки, и в результате эти агрегаты перегреваются. Оператор поступает так, чтобы ускорить работу, но в итоге существенно сокращается срок службы очень дорогих агрегатов машины.

В стандартную комплектацию ряда фронтальных погрузчиков Volvo входит трансмиссия OptiShift, в которой имеется функция изменения направления движения машины на высокой скорости с использованием тормозов (RBB – «реверс с помощью торможения»). Когда оператор переводит рычаг управления на обратный ход, электронная система автоматически включает тормоза, останавливая машину, и затем позволяет ей двигаться в обратном направлении, то есть оператор по-прежнему применяет «вредный» прием, но машина сама заботится о защите трансмиссии от перегрузок.

Не позволяйте двигателю погрузчика работать на холостом ходу дольше 10 мин. Если двигатель не нужен, выключите его и сэкономьте топливо, а если работа ведется в сильный мороз, включите на этот период предпусковой подогреватель и автономный отопитель кабины.

Шины. Преждевременный износ шин погрузчика может вызвать множество причин. Не­опытные операторы часто допускают пробуксовку шин, а это очень неприятно для машины. Шины теряют сцепление с грунтом, и машина больше не может работать. Не допускайте пробуксовки колес при заборе грунта ковшом из штабеля или забоя. Набрав часть грунта в ковш, немного приподнимите его. Создастся дополнительная нагрузка на колеса, улучшающая их сцепление с поверхностью. При пробуксовке колес ковш не внедряется в материал, затрачивается топливо, изнашиваются шины и уменьшается производительность машины. Неопытные операторы забывают включать блокировку дифференциалов, которая помогает предотвратить пробуксовку колес.

Организация работы на стройплощадке. Экономическая эффективность погрузчика зависит от того, насколько быстро и безопасно он выполняет работу. На топкой, скользкой или покрытой рытвинами поверхности машины будут вязнуть, производительность работы упадет, а расход топлива и износ шин увеличатся. Поэтому важно правильно подготовить подъездные пути и площадку к работе и постоянно поддерживать их в рабочем состоянии. Часто операторы не заботятся о подготовке места для погрузки-разгрузки и потом тратят много лишнего времени из-за неровной поверхности площадки, переставляя грузы то так, то этак и выбирая место, чтобы подъехать к грузовику. При наезде на неровность погрузчик может потерять равновесие, особенно с высоко поднятым грузом.

На стройплощадке должно быть предусмотрено место для въезда и маневров грузовиков. Следует тщательно распланировать пути подъезда и зоны для погрузки-разгрузки и складирования грузов, на которых было бы достаточно места для производительной работы погрузчиков. Погрузчики должны иметь возможность маневрировать между штабелями грузов, а самосвалы – подъезжать к штабелю под углом 45° левой стороной к погрузчику. При таком расположении расстояния между штабелем, самосвалом и погрузчиком будут минимальными, и водитель без проблем согласует свои действия с действиями оператора погрузчика. Оператор должен поставить погрузчик в положение выгрузки и направлять движение самосвала задним ходом под ковш перпендикулярно стреле погрузчика. При такой схеме движения погрузчика будут минимальными, а производительность при погрузке – максимальной. Время ожидания самосвала погрузчик должен использовать на приведение в порядок рабочего участка.

Техобслуживание

Следует держать на постоянном контроле состояние компонентов погрузчика, которые обходятся наиболее дорого при обслуживании, а также постоянно интересоваться и применять при обслуживании прогрессивные методы проверки, технологические приемы и материалы, которые могут помочь про­длить срок службы этих компонентов и уменьшить эксплуатационные затраты на оборудование.

Больше всего у погрузчиков изнашиваются пальцы крепления стрелы, ковши, износостойкие защитные пластины ковшей и зубья. Интенсивность износа увеличивается, если обслуживание выполняется нерегулярно. Выполняйте смазку своевременно и в соответствии с указаниями «Руководства по эксплуатации». Вовремя переворачивайте неизношенной стороной или заменяйте защитные пластины ковша, прежде чем начнется износ металла самого ковша.

При ежедневном осмотре машины проверяйте уровни эксплуатационных жидкостей. Перед началом работы необходимо сливать конденсат из бака, чтобы избежать попадания воды в топливную систему. Тщательно контролируйте качество топлива, которым заправляют машины. Заправляйте топливный бак в конце каждого рабочего дня. Это позволит уменьшить образование конденсата в баке и не тратить время на заправку в течение рабочего дня.

Регулярно проверяйте давление в шинах. Неправильное давление в шинах – распространенная причина их повышенного износа. Из-за неправильного давления шины часто получают повреждения. Низкое давление вызывает интенсивный нагрев шин, потому что шина чрезмерно деформируется под действием нагрузки, и в ней возникает внутреннее трение. От перегрева резиновая смесь теряет эластичность, и срок службы шины сокращается. Если давление в шинах неодинаковое, погрузчик при работе наклонится в одну сторону и режущая кромка ковша будет изнашиваться неравномерно. Когда давление в шинах соответствует норме, грузоподъемность погрузчика максимальна.

ООО «АМКО-Запчасть» (г. Москва) представляет на российском рынке китайские фронтальные погрузчики марки World. Как известно, Китай – «страна погрузчиков», здесь их выпускается больше, чем во всех остальных странах мира. Компания World Machinery на сегодняшний день является одним из ведущих производителей погрузчиков и другой тяжелой техники в Китае. На отечественном рынке предлагается ряд моделей погрузчиков этой компании, в том числе новинки: мод. W136, W136II, W153 и W156.

Мод. W136 г/п 3200 кг комплектуется двигателями Yuchai, Cummins или Deutz, планетарной трансмиссией, дисковыми тормозами на всех колесах. Управление рабочим оборудованием осуществляется джойстиком. В дополнение к основному ковшу по заказу предлагаются ковш для скальных пород, многофункциональный ковш «4-в-1», захват для бревен, вилы для поддонов, быстродействующий соединитель навесного оборудования и удлиненная стрела.

Мод. W136II г/п 4000 кг комплектуется двигателями Yuchai, Cummins или Deutz, трансмиссией с гидротрансформатором от 5-тонного погрузчика, гидросистемой увеличенной мощности.

Мод. W153 и W156 г/п 5000 кг оснащаются двигателями Weichai, Caterpillar или Cummins с турбонаддувом, планетарной трансмиссией с двумя передачами переднего и одной заднего хода, дисковыми тормозами на всех колесах, кабина оснащается кондиционером. Управление рабочим оборудованием осуществляется джойстиком. В дополнение к основному ковшу по заказу предлагаются ковш для скальных пород, многофункциональный ковш «4-в-1», захват для бревен, вилы для поддонов, быстродействующий соединитель навесного оборудования и удлиненная стрела.

Все модели погрузчиков комплектуются гидроусилителем рулевого управления, комфортабельной кабиной с кондиционером.

Технические характеристики фронтальных погрузчиков World
Параметр W136 W136II W153 W156
Эксплуатационная масса, кг 10 000 11 000 16 600 16 200
Грузоподъемность, кг 3200 4000 5000 5000
Вместимость ковша, м3 1,8 2,2 3,0 3,0
Высота разгрузки, мм 3060 3060 3050 2970
Двигатель Yuchai, Cummins, Deutz Yuchai, Cummins, Deutz Weichai Weichai, Caterpillar, Cummins