Онлайн-контроль массы груза

Бортовые системы взвешивания и контроля перегруза

Калмыков С.
Как показывает практика, максимальные потери груза, а значит, и убытки предприятия несут при перемещении продукции различными видами транспорта. Для повышения эффективности перевозок широкое применение на сегодняшний день получили различные системы контроля транспорта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использование спутниковых систем слежения за транспортом имеет много преимуществ. Однако они не позволяют отследить степень загрузки, а также случаи, когда водитель берет попутно «левый груз» и автомобиль эксплуатируется с перегрузом.

Зная массу перевозимого в автомобиле груза, можно исключить указанную проблему. Стационарные автомобильные весы известны и используются на предприятиях многие десятки лет. Средняя цена хороших стационарных автомобильных весов составляет около 1 млн. рублей. Но что делать, если место погрузки транспорта часто меняется? Существуют передвижные весы, но использовать их не всегда удобно.

Европейские производители предлагают инновационные решения: бортовые системы взвешивания (БСВ) и системы контроля перегруза (СКП). Разница между БСВ и СКП заключается в назначении системы и точности измерений. БСВ измеряют с точностью не менее ±1%, СКП – не менее ±5%.

Бортовые системы взвешивания

БСВ устанавливаются непосредственно на транспортном средстве и измеряют массу груза. Они могут работать отдельно или совместно с системами мониторинга автотранспорта.

Стоимость БСВ в России составляет 70 тыс. руб. и выше. Считаете их дорогостоящими? А знаете ли вы, что если тратить больше 10 минут в день на контроль массы перевозимого груза, то подобные системы окупают себя менее чем за 6 месяцев? А ведь по статистике, перевозчики тратят более 20 минут в день на контроль массы перевозимого груза.

    Что вы получаете при установке бортовых систем взвешивания:
  • экономите время погрузки: как правило, грузы перед погрузкой взвешивают на складских или автомобильных весах. Применяя БСВ, вы взвешиваете груз непосредственно в кузове самосвала, ковше фронтального погрузчика или экскаватора, не тратя лишнего времени;
  • контролируете потери груза при перевозке: теперь можно сравнить массу груза в пункте отгрузки и в пункте выгрузки;
  • не платите штрафы за перевес: контролируя массу груза, вы будете абсолютно уверены в отсутствии перевеса;
  • больше не зависите от местоположения весов, взвешивание груза происходит сразу на автомобиле в любое время;
  • исключается повышенный износ шин, двигателя, трансмиссии автомобиля и т. д. вследствие перегруза;
  • грузовики эксплуатируются с максимальной экономической эффективностью.
    Бортовые системы взвешивания можно разделить на группы:
  • системы для среднетоннажных и большегрузных автомобилей;
  • системы для карьерной техники.

В БСВ для среднетоннажных и большегрузных автомобилей, как правило, используются тензодатчики, которые устанавливаются между рамой и кузовом автомобиля. В БСВ применяют специальные датчики, обладающие высокой надежностью и живучестью, а также способностью не реагировать на неблагоприятные воздействия, в том числе на действие боковых нагрузок. Правильный выбор тензодатчиков – это 80% успеха любой бортовой системы взвешивания. БСВ на основе тензодатчиков очень надежны, точны и нетребовательны в обслуживании. Рекомендуемая производителями периодичность обслуживания БСВ на тензодатчиках – один раз в год, как и у стационарных весов. БСВ на тензодатчиках можно устанавливать на автомобили с любым типом подвески, т. е. практически на любой автомобиль с самосвальным кузовом.

Существуют еще БСВ на основе датчиков давления, но применяются они только для автомобилей с пневматической подвеской на всех осях. Точность у таких систем меньше, чем у БСВ на тензодатчиках.

Единственным минусом систем на тензодатчиках можно считать особенности установки: приходится заменять штатные узлы крепления кузова на узлы с тензодатчиками. Эту работу лучше доверить специалистам компании – производителя БСВ, грузовика или фирмы, занимающейся установкой надстроек на шасси.

    БСВ для карьерной техники можно разделить еще на две группы:
  • БСВ для погрузочной техники (фронтальных погрузчиков, экскаваторов);
  • БСВ для самосвальной техники.

БСВ для фронтального погрузчика состоит, как правило, из индикатора веса, датчиков давления и датчиков положения, а также коммутационного блока. Работа системы основана на измерении давления в гидравлической системе погрузчика при подъеме и опускании ковша с грузом или без него. БСВ по сложному математическому алгоритму сравнивает показания давления в системе и вычисляет точную массу груза. Система устанавливается на погрузчик относительно просто. Специалист сможет сделать это за пару часов. Если захотите сэкономить, можно воспользоваться подробной, пошаговой инструкцией для самостоятельной установки системы, которую предоставляют некоторые производители. Система очень надежна, так как не имеет подвижных и трущихся частей, неприхотлива в обслуживании и, как правило, требует обслуживания не чаще одного раза в год. БСВ не влияет на работоспособность погрузчика. Стоимость подобных систем на российском рынке начинается с 70 тыс. руб. без установки. При стоимости импортных погрузчиков в России от 2 млн. руб. цена БСВ составит порядка 3,5% от этой суммы. По опыту средний срок окупаемости БСВ на погрузчике составляет три месяца.

Кстати, установка БСВ на фронтальный погрузчик, который загружает железнодорожные вагоны, очень актуальна, так как Российские железные дороги обычно не доверяют весам клиента и перепроверяют на собственных весах. Для этого состав следует на весы РЖД, и в случае перевеса вы еще заплатите немалую сумму за этот переезд.

БСВ для экскаватора аналогична системе для фронтального погрузчика и отличается только особенностями установки.

Для карьерных самосвалов чаще всего применяют БСВ на датчиках давления. Это связано с особенностями конструкции карьерной техники. Хотя надо отметить, что работы по внедрению специальных тензодатчиков для БСВ карьерных самосвалов ведутся и по сей день.

БСВ на датчиках давления достаточно просты для установки даже не имеющим специальной подготовки человеком. Одним из основных недостатков таких систем является зависимость измерений от вязкости масла в гидросистеме, которая меняется при изменении температуры окружающего воздуха, что, в свою очередь, влияет на давление в системе. Это вносит погрешности в показания БСВ на датчиках давления. Некоторые производители решают эту проблему, вводя в электронную программу БСВ расчет поправок.

Системы контроля перегруза

Министерство транспорта требует ужесточить штрафы за нарушение безопасности на дорогах. И. Левитин вновь напомнил о планируемом введении штрафов за перевес. Сейчас 40-тонный грузовик может везти груза на 15% больше нормы, ничего не нарушая. А это целых 6 т дополнительной нагрузки на дорогу. Теперь допустимая норма перевеса будет снижена с 15 до 5% и приблизится к европейским нормативам. Кроме того, вырастут до 400 тыс. руб. штрафы для владельцев грузов, грузоотправителей, то есть теперь не только водитель будет нести ответственность за перевес.

СКП устанавливаются непосредственно на транспортном средстве и сообщают о превышении нагрузки как на отдельные оси, так и в целом на автомобиль.

    В России системы контроля перегруза предлагаются только одним производителем из Англии, но российские клиенты зачастую устанавливают на свои автомобили системы контроля перегруза и используют их и как системы взвешивания. Это связано:
  • с меньшей стоимостью СКП по сравнению с БСВ;
  • с простотой установки;
  • с простотой использования;
  • с достаточной точностью измерений;
  • с универсальностью системы.

Основу СКП в зависимости от автомобиля составляют три вида датчиков. Это датчики давления, прогиба оси и прогиба рессоры. Два последних вида датчиков являются патентованной разработкой английского производителя. На грузовиках с пневматической подвеской применяют СКП с датчиками давления. На автомобилях с рессорной подвеской можно применять СКП с датчиками прогиба рессоры. СКП с датчиками прогиба оси применяют на автомобилях с любой подвеской. Существуют комбинированные системы с датчиками на рессору и датчиками давления. Их применяют в случае, когда на осях подвески разного типа.

Стоимость СКП начинается с 60 тыс. руб. без установки. Системы достаточно надежны для применения на транспорте. Рекомендованный интервал обслуживания составляет один год.

* * *

Бортовые системы взвешивания и системы контроля перегруза в комплексе с системами спутникового слежения за транспортом – это лучшее на сегодня средство оптимизации работы автотранспортных предприятий. На рынке предлагаются системы для разных видов транспорта, условий эксплуатации и с различной точностью показаний.