Будни грузового сервиса

Случаи из практической работы авторемонтного предприятия

И. Варывдин
Любой хирург без инструментов и современной операционной поможет больному немногим больше, чем студент-практикант. То же справедливо и для автосервиса. Сегодняшние грузовики Камского автозавода все чаще укомплектованы двигателями Cummins, коробками ZF, топливной аппаратурой Bosch, другими импортными агрегатами. Более сложная техника требует более сложного и дорогого сервисного оборудования. С другой стороны, авторемонтным предприятиям часто приходится заниматься такими работами, от которых любой конвейерный автозавод давно бы разорился, а именно восстановлением отдельных узлов и автомобилей в целом. Своим опытом организации сертифицированного сервисного центра ОАО «КамАЗ» делится пермская компания «Пермавтотехника».
 
У шестерни большего диаметра зубья сломались неслучайно, ее твердость по Роквеллу всего 15 при норме 57 (брак)
Самодельный набор для «бошевской» аппаратуры постоянно в работе,..
…а фирменный пылится на полке
Мастер А. Первушин за настройкой ТНВД на участке топливной аппаратуры
Кантователи и пресс установлены на подвижные основания
Самодельный стенд для обкатки двигателей на моторном участке
Самодельный стенд для ремонта стартеров и  генераторов в электроцехе
Образцовый пост!
Самодельный стенд для проверки гидроусилителей на агрегатном участке

Инструментальный контроль

Что говорить, небольшому предприятию построить грузовой автосервис нелегко, часто приходится работать в приспособленных, не соответствующих требованиям помещениях. Попытки возводить собственные боксы натыкаются кроме больших финансовых затрат на трудности, связанные с поиском достаточной площади в нужном месте. На просторных пустырях, где легко монтировать быстровозводимые конструкции, клиента можно и не дождаться. Вот «Пермавтотехнике» на своем участке земли в бойком месте из-за недостатка территории пришлось главную ремонтную зону со смотровыми канавами делить на две части и совмещать один из залов на два машиноместа с участком кузовного ремонта и малярных работ. Офисы, помещения для персонала и даже участок ремонта электрооборудования расположились и вовсе на втором этаже! Но несмотря на это в компании считают, что строить собственные новые помещения в стесненных условиях лучше, чем арендовать старые неприспособленные склады, оставшиеся еще с советского прошлого. Ведь с правильно организованного рабочего места, позволяющего автослесарю работать в безопасных и комфортных условиях, и начинается качественный ремонт.

Представьте, вы приезжаете в сервис, где ворота открывает ветер, а механики работают под шатким навесом, стоя в канаве по колено в воде. Сколько по стране организаций, в которых люди, как во время войны, круглый год чинят машины на уличных эстакадах, а то и просто «в чистом поле»! А тут чистые, выкрашенные в светлый желтый цвет полы агрегатных участков глаз радуют и на имидж работают.

Излишних расходов на оборудование можно избежать, изготовив часть стендов самостоятельно. Прежде всего важна не красота, а функциональность и удобство пользования. Например, в «Пермавтотехнике» своими силами сделали стенд для проверки стартеров и генераторов на участке ремонта электрооборудования, стенд для проверки ГУРов в агрегатном участке, стенд для обкатки двигателей в моторном. И это не считая тележек-кантователей и прочих приспособлений для ремонта коробок и мостов, включая импортные, марки ZF. Конечно, стенды для настройки насосов высокого давления пришлось приобретать, в сервисе «Пермавтотехники» их закупили сразу три, производства ОАО «МОПАЗ». Что же касается фирменного набора инструментов для топливной аппаратуры Bosch, который положено иметь любому «камазовскому» сервис-центру, то здесь он пылится в шкафу. Дело в том, что местный «спец по насосам» В. Краснов разработал и изготовил свои, более удобные приспособления. И такими примерами по праву может гордиться любое предприятие. Различные аппараты газо- и электросварки для сварочного поста, токарный, сверлильный, пневмоклепальный и расточный станки для слесарно-механического участка – каждый предмет расширяет функциональные возможности авторемонтного предприятия. Исторически техника и запасные части в нашей стране были в дефиците, поэтому многое, что где-нибудь давно бы сдали в металлолом, приходилось восстанавливать. Сегодня мы, кажется, стали жить лучше, но стоило грянуть кризису, и снова на агрегатный ремонт спрос растет, а на покупку новых машин снижается.

На моторном участке «Пермавтотехники», где выполняется капитальный ремонт двигателей, обращает на себя внимание большое количество моментных ключей. Связано это с твердой позицией руководства проводить затяжку всех соединений только с тем усилием, какое для каждого предусмотрено конструкцией, а не так, как у нас обычно принято: чем сильней, тем лучше. Результат известного мифа, что крутить надо так, чтоб точно не отпало, – это пережатые прокладки и сорванная резьба. После капремонта двигатели на стенде проходят обкатку, барометрические испытания, в новом паспорте указывается периодичность последующих ТО. Ну, и обязательный атрибут любого современного сервиса – электронный диагностический комплекс, желательно с более свежей программой тестирования бортовых систем как можно большего числа моделей автомобилей. Без такого компьютера даже герою Николая Крючкова из к/ф «Трактористы» сегодня не обойтись, все неисправности на слух не установишь!

Рыночная экономика, как многие уже смогли убедиться, кроме плюсов, несет в себе и минусы. Один из них в том, что под любой фирменной упаковкой может скрываться подделка или просто брак. Представьте ситуацию: вы провели дорогостоящий ремонт КПП, а через несколько дней у одной из шестерен срывает зубья! Причина? Низкое качество стали, выявленное позже с помощью прибора «ТЕМП-2» от НПП «Технотест». Индекс твердости по Роквеллу (HRC) у дефектной детали оказался всего 15 при минимально допустимых 50-ти. После этого случая в компании все ответственные детали стали проверять этим твердомером и только после этого отправлять на сервис и в свой магазин запчастей. Цена прибора в 50 тыс. руб. ничто по сравнению с выплатой неустоек, повторным ремонтом за свой счет, потерей денег за саму деталь и риском испортить имидж по чужой вине.