Современный пневмотранспорт в аграрном секторе
По материалам выставки «Золотая осень-2007»
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 2)
Гидравлика «в возрасте»
Сложности ремонта
Влияние гидромолота на базовую машину
Виброзащитная подвеска гидромолота
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
 1
Российские тракторы для села
Мониторинг технического уровня
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
 1
Сколько «ходят» шины?
Снижаем затраты на покрышки и продлеваем их ресурс
Как выбрать генератор?
Критерии выбора
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды

Выбираем тахограф

А. Козьяков, канд. техн. наук, генеральный директор ООО «Тахограф+»

Данная статья продолжает актуальную тему: введение в нашей стране цифровых тахографов.

Содержание статьи вновь подтверждает знаменитый афоризм М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Строгость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения» (по некоторым данным, афоризм еще старше и принадлежит П.А. Вяземскому, но это тема для обсуждения в журналах по филологии).

В связи с введением обязательного оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и N2, N3 тахографами многие руководители задаются вопросами «Какой тахограф выбрать?», «Как уменьшить затраты на установку тахографов?», «Как снизить издержки на эксплуатацию при применении тахографов?». Постараемся ответить на них.

Особенности законодательства

Сразу отмечу: не хотите ни при каких условиях быть обвиненными в нарушении законов, ставьте европейские тахографы и соблюдайте условия эксплуатации, подробно прописанные в ЕСТР (Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки). Никто и никогда не сможет обвинить вас в нарушении, если вы не виноваты. Дорого, очень много условий, но они четко и точно прописаны, отлично работают, и вы заранее знаете, когда, за что и в каком размере вас могут оштрафовать.

Вооружимся законодательством и начнем разбираться.

Откроем самый старый документ – постановление правительства № 922 от 03.08.1996 г. Согласно этому документу, с 1998 г. все новые грузовики массой свыше 15 т и автобусы с количеством пассажиров более 20 должны оснащаться тахографами по нормам ЕСТР на заводе-изготовителе.

Ваше транспортное средство (ТС) не оснащено? Поздравляю! Вы живете в России.

На дворе 2012 год, оснащение на заводах не осуществляется, мало того – на некоторые модели автомобилей европейский датчик скорости для тахографа можно поставить только после замены коробки передач!

Если ваше предприятие не завод-производитель, вас не могут привлечь за нарушение постановления № 922 (хотя некоторые мастерские по установке тахографов цитируют это постановление как норму и для машин, находящихся в эксплуатации).

Следующий законодательный документ, который касается оснащения контрольными устройствами, – постановление правительства № 720 от 10.09.2009 г. Согласно этому постановлению, все ТС, находящиеся в эксплуатации, категорий М2, М3 и N2, N3 должны быть оснащены «техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха» до 23 января 2012 г.

Многие представители тахосервисов заявляют, что эти два приказа противоречат друг другу: один говорит – должен быть ЕСТР и точка, второй подразумевает и другие сертифицированные «технические средства». Но при внимательном прочтении вы обнаружите: один касается новых машин, т. е. выходящих с завода, второй – машин в эксплуатации.

В подтверждение данной позиции Минтранс прислал письмо № 03-03/07-568 от 14.02.12 г., в котором заявил, что на автомобили, находящиеся в эксплуатации, можно устанавливать любое контрольное устройство, сертифицированное на соответствие 720-му постановлению, а ТС, участвующие в международных перевозках, должны оснащаться устройствами с сертификатом соответствия ЕСТР.

Почему же закон не работает? Ответ прост: закон есть, а ответственности за нарушение закона нет. Даже при желании инспектора ГИБДД или транспортной инспекции он не может призвать к  устранению нарушения.

Появилось много вопросов в связи с отсутствием определения термина «коммерческая перевозка», используемого в постановлении № 720.

DTCO 2.0 компании Continental VDO

Только в 280-м постановлении правительства от 2 апреля 2012 г. указано, что с 1 января 2013 г. (!!!) запрещается выдавать лицензию на перевозки на ТС, не оснащенные тахографами.

Но у нас не все перевозки лицензируются. Остальных перевозчиков обязывает оснастить тахографами Федеральный закон № 78 от 14 июня 2012 г. Данный закон уже вводит изменения в административный кодекс РФ и штрафные санкции за отсутствие тахографа и за нарушение режима работы водителем.

Итак, для эксплуатации ТС на территории РФ обязательно наличие сертификата о соответствии техническим требованиям (постановление № 720), но если ваш автомобиль выезжает за пределы РФ (в том числе в Белоруссию или Казахстан), то необходимо еще соответствие правилам ЕСТР.

Любое устройство, сертифицированное по ЕСТР, имеет сертификат по постановлению № 720, иначе его не пропустят через таможню.

В последнее время тахографами стали называться такие устройства, которые таковыми и не являются с точки зрения законодательства. Со списком одобренных тахографов можно ознакомиться на сайте Министерства транспорта РФ.

SmarTach производства Actia
SmarTach производства Actia

Особенность российской ситуации в том, что некоторых одобренных моделей нет в продаже, зато существует огромное количество устройств, которые продавцы называют тахографами, но они не имеют разрешения на эксплуатацию на территории РФ (а тем более Европы). На волне повышенного спроса любое устройство, называемое на ценнике «тахограф», будет сметено с полок магазинов, и только спустя некоторое время человек, купивший такое устройство, попадет под проверку и узнает, что он купил не то оборудование.

Разделим все существующие модели на две большие группы.

1. Соответствующие как ЕСТР, так и 720-му постановлению правительства.

2. Соответствующие только 720-му постановлению правительства.

Все остальное может называться тахографами, но запрещено к эксплуатации на территории РФ.

С теми машинами, которые покидают территорию РФ, все понятно – им необходимы тахографы первой группы. Если ваша машина занимается международными перевозками, переходите сразу к разделу «Выбор модели тахографа по ЕСТР», у остальных есть выбор.

EFAS фирмы EFKON AG
EFAS фирмы EFKON AG

Выбор типа тахографа

Если в вашей компании к эксплуатации приняты ТС европейских марок и их возраст менее 16 лет (есть еще и «старички» на просторах РФ), то ваши машины уже должны быть оснащены приборами по правилам ЕСТР. Вам необходимо только своевременно калибровать и поверять (аналоговые) их, а также регулярно (не реже чем 1 раз в 28 дней) считывать и хранить информацию в течение одного года.

По требованиям ЕСТР с 16 июля 2006 г. тахограф должен быть только цифровой (с индивидуальными чип-картами у каждого водителя), то есть каждый водитель предприятия должен иметь свою карточку и своевременно продлевать ее. Помимо этого для считывания информации с тахографа необходимы карта предприятия (минимум одна, но их количество на одно предприятие ограничивается только разумными тратами на приобретение карт) и специальный считыватель данных. Также для эксплуатации тахографа необходимо иметь специальную бумагу для принтера, которая расходуется только в момент проверки или обслуживания устройства. Ежедневных распечаток делать не требуется – информация дублируется в тахографе и карте водителя.

Если у вас машины до 2006 г. выпуска, то они оснащены аналоговыми тахографами, которые пишут информацию на тахокарты, или, как их называют водители, «шайбы». С ними просто в сборе, но сложно в хранении и учете – 30 дней «шайбы» у водителя (для предъявления инспектору), потом хранятся год на предприятии.

SE 5000 Exact производства Stoneridge Electronics
SE 5000 Exact производства Stoneridge Electronics

Недостатком такого метода хранения информации является как сложность учета, расшифровки и хранения данных, так и огромное количество подделанной информации. За 10 лет обязательного применения было выявлено более 100 способов (способов, а не случаев) подделки данных как в одну, так и в другую сторону. Водители использовали тахографы для получения максимальной прибыли в ущерб безопасности.

С 2006 г. на все новые машины в Европе устанавливают цифровые тахографы, а с 01.10.2010 г. запрещено ремонтировать аналоговый тахограф – необходимо вместо сломавшегося устанавливать новый цифровой.

К сожалению, не на все автомобили производства СНГ возможно установить тахограф, соответствующий требованиям ЕСТР, например на автобус – «Газель» или «Бычок». Для правильной установки европейского тахографа в них необходимо заменить коробку передач на импортную, что по стоимости превысит стоимость машины, да и документы на переоборудование собирать нелегкий труд.

В РФ возможно устанавливать как цифровые аппараты российского производства, так и европейские аналоговые (уже не выпускаются, но собраны со складов всей Европы). Но сертификаты на эти аналоговые устройства вот-вот закончатся, поэтому при приобретении необходимо смотреть на дату окончания их действия. Еще один недостаток установки аналогового устройства – ни один такой прибор (даже имеющий действующий сертификат) не получил одобрения Минтранса.

«Меркурий ТА-001»

Вопрос одобрения связан с безопасностью – как было упомянуто выше, аналоговые тахографы не обладают достаточной степенью сохранения информации. В настоящий момент тахографы обязаны соответствовать только техническому регламенту, утвержденному постановлением правительства № 720. Данный регламент подробно описывает требования к автомобилям, и тема тахографов занимает в этом тексте всего 5–6 строчек. Представители министерства транспорта заявляют, что в ближайшее время будет разработан отдельный документ – технические требования к тахографам, где будут прописаны уровни безопасности, которые не позволят пройти сертификацию аналоговым устройствам.

Российские цифровые устройства отличаются от европейских шифрами карт (стандарт тот же, но записанная информация кодируется по-другому), тем, что не используют дорогостоящих датчиков скорости (но за счет этого и ниже защита от взлома). Их можно подключить как к штатным датчикам автомобиля, так и к системе ГЛОНАСС (на практике в 90% случаев установка только по системе ГЛОНАСС, т. к. подключение к штатному датчику скорости стоит дополнительных денег, а выполнение минимальных требований делают с минимальными затратами).

Выгодной особенностью российских устройств является возможность одновременного выполнения требований по тахографам и по ГЛОНАСС. Для подключения трекинг-системы к российскому устройству достаточно поставить туда SIM-карту с оплаченным Интернетом и заключить договор на сопровождение с одной из фирм, принимающих такой стандарт передачи данных, либо установить свой сервер для передачи треков на него.

Штрих ТахоRus

Алгоритм работы и управление практически копируют европейские аналоги. Таким образом, водитель, пересевший с европейской машины, легко освоится с управлением российским устройством. Необходимо только получить карту российского образца с российскими шифрами.

Выгрузка данных осуществляется аналогично европейским устройствам, единственное отличие – производить выгрузку можно с помощью обычного USB-Flash-накопителя, что намного дешевле европейских устройств. Аналогично для российских устройств используется обычная кассовая бумага, а не специальная, дорогостоящая.

Мало того, выгрузить данные с российского устройства, подключенного к трекинг-системе ГЛОНАСС, возможно дистанционно, посредством GPRS-канала.

Аналогичные системы имеются и у европейских производителей, но их стоимость значительно дороже российских.

Применение в одной компании двух стандартов контрольных устройств (возможно, и трех, если считать аналоговые) приводит к путанице в управлении, отсутствию контроля и перерасходу средств (две карты на каждого водителя, две карты предприятия).

Это не является проблемой для предприятий, где существует жесткое разграничение на внутренние и международные перевозки (по сути, это два предприятия), но тогда руководитель должен знать особенности каждого устройства. Мне известны случаи, когда грамотный руководитель, используя три системы тахографов, не только не путался, но и извлекал определенную выгоду из сложившегося положения.

Программы расшифровки данных тахографов

И европейские, и российские тахографы пишут информацию по одному стандарту записи данных. К сожалению, я пока не встречал ни одной российской программы, но программы европейские прекрасно расшифровывают российские данные. Польская фирма MATT выпустила программу, которая позволяет переводить шайбы аналогового тахографа в цифровой формат, что делает обработку данных очень удобной. Внедрение данных контрольных устройств в систему управления предприятия позволяет выявить нарушения водителем не только режима труда и отдыха, но и «левые» рейсы, нарушение допустимых скоростей, отклонения от маршрута. Многие программы, предлагаемые для автопредприятий, имеют блок выгрузки данных, совместимых с популярной программой 1С.

Выбор тахографа, соответствующего ЕСТР

С 2006 г. по нормам ЕС на новых машинах должны устанавливаться цифровые тахографы, и с 1 ноября 2011 г. в случае выхода из строя аналогового прибора он должен быть заменен на цифровой.

Недостатком цифровых тахографов является их неремонтопригодность. При поломке цифрового тахографа требуется его замена. Но, учитывая высокую надежность электроники, цифровые тахографы превышают характеристики безотказности и надежности аналоговых.

Continental VDO (в прошлом – Siemens VDO) занимает около 70 % рынка вследствие именитой марки и большого количества сервисных центров.

Efas Efkon, или Efas Intellik (производитель переименовался). Отличительной чертой тахографа Efkon компании Efas (Intellik) является отдельный блок принтера – единственного прибора, имеющего подвижные детали и в связи с этим наиболее часто имеющего неисправности. Таким образом, замена принтера головного устройства может быть произведена водителем самостоятельно, и стоимость детали намного меньше устройства в сборе. В настоящий момент планируется начало производства тахографа Efas на территории РФ, что, возможно, снизит стоимость устройства. В настоящий момент на рынке представлены одновременно 3-я и 4-я модификации. Модели 4-го поколения необходимо устанавливать на автомобили выпуска с 1 ноября 2011 г., т. к. они соответствуют «правилу одной минуты».

Actia и Stoneridge. Приборы фирм Actia и Stoneridge установлены не более чем на 2% транспортных средств, эксплуатируемых на территории РФ и оснащенных цифровыми тахографами. Хотя у тахографа Stoneridge есть неоспоримое преимущество – программируемый выход сигнала скорости, что очень удобно при установке, но не имеет значения в эксплуатации. Тахографы Actia не получили сертификата на соответствие «правилу одной минуты», и с 1 ноября 2011 г. фирма прекратила выпуск своих устройств. Тахографы этой марки можно найти на складах и на вторичном рынке (старые грузовики, битые машины, «серые» партии нелегально ввезенного товара).

ТЦА-02, завод «Измеритель», г. Смоленск

Но покупка у таких продавцов чревата следующими последствиями.

1. Возможна покупка неработающего устройства (сломано, заблокировано, вскрыты пломбы и т. д.). Это не автомагнитола, которую с машины снял, в другую поставил. В тахографе есть внутренняя память, которая зависит от питания, и ряд пломб контроля вскрытия. Если произошло разрушение пломбы (не важно, по какой причине), тахограф устанавливать нельзя. Если повреждена внутренняя память (такое бывает, когда садится батарейка и одновременно пропадает питание), тахограф выходит из строя самостоятельно (срабатывает защита).

2. Если товар ввезен нелегально, у него нет российской гарантии и российского паспорта. Если ваши перевозки – нелицензируемый вид деятельности, проблемы маловероятны: это устройства с высоким уровнем надежности и обращения по гарантии крайне редки, но, если вам необходима лицензия, нужно представить в лицензирующий орган копию паспорта устройства.

3. Вы можете приобрести тахограф, который не может быть установлен на ваше ТС по техническим или юридическим ограничениям.

ТЦА-02, завод «Измеритель», г. Смоленск

4. Возможна покупка устройства, не признанного законодательством РФ (а тем более ЕС) тахографом. Уже обращались люди с китайскими тахографами с «шайбами», рассчитанными на 7 дней, – загадочным устройством, которое насчитывает время водителю исходя из набора на клавиатуре ФИО водителя. При этом набор осуществляется латиницей. К примеру, моя фамилия Козьяков – я от сотрудников IT получил 4 разных варианта набора моей фамилии. Я могу работать один за четверых?

Рекомендация стандартная: покупайте у официальных продавцов, имеющих разрешение на установку, либо, если цена очень привлекательна, приходите с покупателем на официальную СТОА и проверяйте устройство перед покупкой (некоторые СТОА такую проверку делают бесплатно, с условием установки у них).

Выбор тахографа российского образца

Если вы не выезжаете за территорию РФ, то можете использовать тахограф российского образца. Но вы должны знать, что даже в Белоруссию на этой машине въезжать запрещено. И это нарушение не российского законодательства со смешными штрафами в 1000 руб. водителю и 3000 руб. предприятию, а нарушение международного законодательства со штрафом до 4000 евро!

Сейчас в продаже три российских прибора – «Меркурий ТА-001», «Штрих ТахоRus» и «Касби DT-20». Говорить об их преимуществах и недостатках пока сложно – приборам менее года, могу описать только выявленные эксплуатационные особенности.

«Меркурий ТА-001». При установке данный прибор выступает из панели на 15–20 мм, что куда больше, чем магнитола или другие стандартные устройства, вставляемые в разъем 1 DIN. Это выделяет его среди других устройств на панели.

Дисплей большой, но информация выдается в четыре строчки, что делает размер шрифта очень мелким. Пластиковая защита экрана в пасмурную погоду выглядит некрасиво, а в солнечную – бликует и откровенно мешает, метод крепления данного элемента не обеспечивает защиты от попадания пыли. Нареканий по поводу попадания пыли пока не поступало, т. к. наш российский потребитель не избалован качеством продукции, но через 2–3 недели эксплуатации КамАЗа под стеклами его приборов накапливается пыль.

«Штрих ТахоRus». Как и «Меркурий», этот прибор выступает на панели приборов, но уже меньше, всего на 10–15 мм. Более качественный экран и значки большего размера аналогичны европейским устройствам. Пластик на ощупь более «мягкий», чем у «Меркурия». Кнопки более крупные, и случайно нажать сразу две намного сложнее. Данное устройство можно по качеству внешнего исполнения сравнивать с европейскими.

Первые партии устройств были с белыми кнопками, и на калибровочном и USB-разъемах не было заглушек. Они появились через месяц, как только эта претензия дошла до производителя. С кнопками дело сложнее, но следующую партию мне обещали уже с черными кнопками.

Данное устройство, но с другим программным обеспечением в настоящий момент проходит сертификацию на получение сертификата по ЕСТР, чем и объясняется высокое качество исполнения и быстрота реакции на поступающие замечания.

«Касби DT-20». Прибор из Калуги тоже выполнен из качественной пластмассы, но кнопки сделаны из жесткого, скользкого пластика, хотя подсвечиваются и могут похвастаться четкими информативными нажатиями. Дисплей «Касби» меньше, чем у выше рассмотренных приборов, но высота букв средняя за счет того, что информация выдается в две строчки.

Основные преимущества контрольных устройств разных стандартов
ЕСТР Российский
Четко прописанные правила эксплуатации, режимы работы, ответственность за нарушение. Отработанные, качественные конструкции. Надежные устройства. Высокая устойчивость к подделке данных. Применимо на территории любой страны ЕС. Дешевле. Возможно одновременное выполнение требований по ГЛОНАСС. Не требует дополнительных дорогостоящих датчиков. Возможно установить на любой автомобиль с панелью под 1 DIN (автомагнитола). С установкой может справиться грамотный электрик. Для обслуживания не требуется специальных приборов и расходных материалов (считыватель, бумага).

К явным промахам изготовителя отнесу яркий светодиод ошибки. Я работал с ним на стенде и смотрел прямо на него. В момент включения светодиода я был ослеплен. Водитель не будет смотреть в прибор так, как я, но он управляет машиной и в темное время суток, а освещение кабины светодиодом может привести к катастрофическим последствиям. Есть вопросы и по алгоритму работы, например, прибор полностью выключается при выключении зажигания. Ко мне попал прибор из первой товарной партии, и я надеюсь, что все ошибки будут устранены в ближайшее время.

Заявлен еще один прибор – ТЦА-02 смоленского завода «Измеритель». К сожалению, протестировать данную модель у меня не было возможности.

Все российские модели взяли за основу европейский опыт, поэтому водитель, работающий ранее с иностранным устройством, не будет испытывать проблем в общении с российскими. Унифицированы также и подключения. Таким образом, если у вас сломалось европейское устройство, вы можете без проблем заменить его на российское. В связи с тем, что европейское устройство более требовательно к подключениям, обратная установка сложнее.

Сроки введения тахографов

Правительство РФ последовательно, начиная с 1996 г., принимает законы, направленные на внедрение устройств контроля за соблюдением режима работы. Внедрение происходит довольно медленно, но это связано только со стараниями правительства снизить затраты бизнеса и достичь цели внедрения – повышения безопасности перевозок.

В настоящий момент, после принятия Федерального закона № 78, мы вышли на финишную прямую. С 1 апреля 2013 г. введены штрафы, пока небольшие, но развитие законодательства в этой сфере ведется очень активно. Оснащение автомобилей тахографами является существенным вкладом в общую программу повышения безопасности на транспорте, ведь большую часть жертв приносят не авиа- или речные перевозки, а именно автомобильные.

В Европе в момент принятия законов об обязательном оснащении тахографами прошли массовые забастовки водителей, но первые же 2 года эксплуатации принесли такие результаты, что водители перестали бастовать, а используют тахографы и соблюдают режимы.

Надеюсь, что в ближайшее время Россия присоединится к списку цивилизованных стран в части безопасности дорожного движения.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, СЕРВИС ПРАКТИКА И СОВЕТЫ МЫ ВЫБИРАЕМ... УЗЛЫ, АГРЕГАТЫ, КОМПОНЕНТЫ ТРАНСПОРТ Тахограф
А. Козьяков, к.т.н. Основные Средства 10'2012 21 июля 2016

Комментарии (4)

Арман
У меня газель с прицепом.Транспортники мне выписали протокол за отсутствие тахографа.я в шоке.Не доработалиничего, никаких уусловий не сделали, а требуют по полной.Хрен что докажешь.
29 июня 2015 – 22:18 Ответить
Cаша vodilf@mail.ru
Нет дорог, нет стоянок, на погрузке/разгрузке потеряешь уйму времени. Поставь тахо и блюди режим - и что заработаешь?
25 июля 2013 – 14:01 Ответить
Наталья sergonat@mail.ru
Полностью согласна. Делается всё,чтобы нас совсем поставить на колени! Надо стать всем машинам на центральной трассе на 8 часов! Где стоянки??? А пробок предостаточно!!!
3 апреля 2013 – 12:49 Ответить
андрей akonds@mail.ru
С нашими дорогами какие могут быть тахографы? Если в Европе за 8 часов машина может проехать почти 500 км то в России машина 5 часов может стоять в пробке у В.Волочка. И сколько дней будет ехать груз из Питера в Москву? А где стоянки? Ведь стоянка на обочине теперь вне закона. Вообщем тахографы в России это лишний доход транспортной инспекции и огромные убытки перевозчикам!
23 марта 2013 – 21:19 Ответить
Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com