Автокран на вторичном рынке (ч. 2)

Сергей Красовский
Мы уже подробно описывали алгоритм проверки документов б/у автокрана и рассказывали о том, как проверить его двигатель. Сегодня приступим к осмотру кабины крановщика и нижней рамы.
 
 
 
 
 
 

Традиционно диагностику крановой установки начинаем с ее внешнего вида. Первым делом осматриваем кабину крановщика. Ее цвет и форма не должны влиять на решение – покупать или не покупать. Не легковой автомобиль выбираем! Так, современные, устанавливаемые, например, на автокраны «Ивановской марки» кабины имеют плавные обводы и гнутые стекла, поэтому выглядят весьма привлекательно. Однако заметим, что кабины, сваренные из прямоугольных панелей, пусть не такие красивые, зато мало чем уступают им по функционалу и уж определенно выигрывают в цене. Единственное и неоспоримое преимущество современных кабин – это большая площадь остекления, позволяющая лучше контролировать крановые операции. Но не будем забывать, что чем больше стекол, тем быстрее из кабины уходит тепло, а значит, печка должна быть хорошей производительности.

Итак, на дизайне не зацикливаемся, а обратим внимание на наличие дефектов металлических панелей и силовых элементов конструкции «скворечника». Никаких вмятин на них быть не должно. Стекла, вклеенные или установленные на резиновом уплотнителе, должны быть без трещин и сколов. Напомним, что в современных кабинах стекла устанавливают в проемы по клеевой технологии и они являются их силовыми элементами, тогда как монтируемые на резиновые уплотнители таковыми назвать нельзя: они имеют некоторую подвижность за счет разделяющей их и проем резины. Если стекло с трещиной, смело сбрасывайте цену на его замену. В качестве отправной точки берите оригинальную запчасть. Ее стоимость можно узнать, позвонив любому дилеру марки. Для установки нового стекла на резиновый уплотнитель потребуются крепкая капроновая веревка и мыльный раствор. Применять для смазывания шнура консистентные смазки типа солидол или литол-24 не рекомендуется: неизвестно, какое воздействие на резину окажут нефтепродукты. Монтаж займет от силы минут десять. То есть главная скидка должна делаться именно на приобретение собственно стекла. Предупреждаем сразу, что экономить, выкраивая стекло из оконного, категорически запрещается даже в качестве временной меры. Да, это выйдет значительно дешевле и быстрее. Но в отличие от трехслойного или закаленного стекла оконное разбивается на множество мелких и острых осколков, которые могут нанести непоправимый вред здоровью оператора, особенно если осколки попадут в глаза. Что касается стекол, устанавливаемых в проемы по клеевой технологии, они несколько дороже плоских из-за их геометрии. Практически все они гнутые, а в остальном это все тот же «триплекс». Другое дело монтаж вклеиваемого стекла. Для этого необходимы специальный, как правило, двухкомпонентный клей, инструмент для его нанесения (выдавливания из тубы), а также отапливаемое помещение, где будут проводить работу. Составов, которые бы хорошо работали при отрицательных температурах, мало, и стоят они дороже традиционных клеев, полимеризация которых происходит при комнатной температуре. Также отметим, что для получения прочного клеевого соединения необходимо, чтобы рамка стекла не была поражена коррозией! Если она есть, придется ее удалить, металл залудить и лишь потом приступать к вклейке, иначе неминуемы протечки воды. Покупать профессиональный инструмент для вырезания стекла нет смысла, это можно легко и просто выполнить обычной струной от рояля. Итак, при осмотре вклеиваемых стекол замечайте не только сколы и трещины на них, но и наличие паучков коррозии металла на рамке.

Идем дальше. Включаем очистители стекол и проверяем, не разболтана ли трапеция, задающая кинематику хода стеклоочистителя. Он двигается не по дуге, как в автомобиле, а перемещается параллельно передним стойкам кабины. Тем самым достигается максимальная площадь очистки стекла. Для этого, собственно, и служит трапеция. Часто в ее шарнирах при интенсивном использовании появляется люфт. В результате щетка как бы скачет по стеклу, очищая его поверхность пятнами. Из-за люфтов трапеции «дворник» также чуть заваливается на бок, в результате чего кромка резинового скребка не прижимается к стеклу должным образом и, вместо того чтобы его чистить, размазывает грязь. Нет, стоящий на месте автокран не подвергается атаке жижи, летящей из-под колес, но пыль, грунт, прочие загрязнения при поднятии груза легко разносятся ветром и налипают на стекло. Возможность хорошо контролировать крановые операции необходима также в снегопад или в дождь. В этих условиях очистители стекол должны работать идеально, иначе на выполнение погрузочно-разгрузочных работ будет уходить больше времени, а эксплуатирующая организация недополучит прибыль. Итак, люфты в трапеции стеклоочистителя есть повод для торга.

Следующий шаг – осмотр лакокрасочного покрытия кабины. Любые отличающиеся по цвету пятна – признак малярных работ. Обязательно уточните у продавца, проводили их лишь для придания лоска перед продажей или они скрывают следы деформации панелей, маскируют очаги сквозной коррозии. Чтобы выяснить состояние металла под краской, достаточно приложить к подозрительному месту небольшой магнит: на толстом слое шпатлевки он держаться не будет. Сколько «скидывать» от цены автокрана за сварочные работы по ремонту кабины, решайте исходя из местных расценок на эту услугу.

Далее оцениваем плотность прилегания двери к проему. Зазоры по всему периметру должны быть равномерными. Незначительный перекос может быть вызван либо неправильной регулировкой петель, либо их износом. В последнем случае стоит задуматься, а насколько регулярно смазывали другие узлы и агрегаты машины? Отношение к технике, как известно, проявляется в мелочах. Разумеется, форточки и люк на крыше должны плотно закрываться, а их уплотнения не иметь трещин. Все заверения продавца в том, что замена копеечной резины пустяк, смело парируйте вопросом – почему в таком случае вы ее не заменили?! Вполне возможно, что уплотнение оригинальное и за него просят хорошие деньги.

А теперь главное. Внимательно оцениваем пространственное положение кабины относительно рамы шасси и силовой конструкции крановой установки. Никаких перекосов, даже незначительных, быть не должно. Если они есть, то скорее всего автокран заваливался набок. И не важно, произошло это из-за схода машины с дороги при ее перегоне с объекта на объект или из-за отключения приборов безопасности и неправильной работы с грузом. И в том, и другом случае последствия могут быть непредсказуемыми. Судите сами – к кабине подводятся управляющие электрические кабели, гидравлические трубопроводы и т. д., то есть она по сути есть центр «нервной системы» машины. При опрокидывании автокрана и искривлении кабины крановщика могло произойти замыкание электропроводки и ее частичное оплавление. В результате приборы могут «дурить», а органы управления – функционировать не совсем адекватно. Стоит ли приобретать машину с такими сюрпризами, решать вам. Но помните, что даже грамотный электрик потратит немало времени на устранение «блуждающих» неисправностей электропроводки. А сколько времени машина проведет в ремонтной зоне и принесет убытков…

Если к кабине претензий нет, переходим к осмотру металлоконструкции нижней рамы крановой установки. Она проектируется с большим запасом прочности, при сварке ее элементов используют самое современное автоматическое оборудование, гарантирующее качественные и прочные швы. Необходимо внимательно осмотреть металлоконструкции на наличие трещин. Если шов поражен коррозией, не поленитесь ее зачистить: возможно, под «рыжей шапкой» есть микротрещина, а в ослабленных соединениях под нагрузкой трещины могут развиваться молниеносно. Помните, что заводские швы ровные, и если выполнены в виде отдельных отрезков (штрихов), то расстояния между ними должны быть равномерными. Если вы обнаружите участки, отличающиеся толщиной шва и длиной штриха, то скорее всего раму ремонтировали. Обязательно выясните, почему, когда и, главное, кем. Лицензированная мастерская (СТО) обязательно выдает документы на проведенные работы и гарантию, кустарь их никогда не предоставит. Верный признак того, что силовая конструкция подвергалась чрезмерным нагрузкам, это смещение относительно друг друга стремянок крепления крановой установки к раме шасси. Обязательно обратите на них внимание. Впрочем, смещение может свидетельствовать и о том, что стремянки просто не подтягивали. А раз так, то машина эксплуатировалась на износ и преподнесет вам массу сюрпризов. Так что смотрите в оба.

компании по теме статьи
компании по теме статьи