Спецы для спецов

Шины для спецтехники

Сергей Красовский
Шины для спецмашин кардинально отличаются от тех, что используются на привычной дорожной коммерческой технике. Однако есть у покрышек и точки соприкосновения. Открываем цикл статей о шинах для спецтехники.
 
 
 
 
 

Начнем, конечно, с того, что роднит шины, предназначенные для дорожных и специальных машин. А одинаковое в них прежде всего строение. Специальные шины, как и дорожные, бывают радиальными или диагональными. Имеется в виду сегмент пневматических колес. Одинаков и процесс их изготовления. Это все те же станки для сборки шины из множества частей и печи, в которых происходит вулканизация собранных заготовок. Пересекаются покрышки и в размерностях, однако совпадения не столь значительны, как кажется на первый взгляд. Так, посадочный диаметр 20 дюймов имеют, например, шины самосвалов, работающих в карьерах. Есть «двадцатки» и среди покрышек, предназначенных для спецмашин. В большинстве своем это шины, относящиеся к семейству индустриальных. Или другой пример – покрышки на 24 дюйма, в односкатной ошиновке, их часто используют на тяжелых тягачах, например, «Урал» или КамАЗ, предназначенных для работы на бездорожье. Такие машины таскают на Севере прицепы с элементами буровых установок, сани с теплушками, генераторы, котельные, прочие бытовые модули. Многие производители крупногабаритных шин (КГШ) открывают этим размером свою продуктовую линейку. Причем часто покрышки для тягачей и для спецмашин по сути одна и та же модель. Бывает, что под индустриальными и крупногабаритными шинами подразумевается одна и та же продукция. То есть граница между классами как бы размывается.

А что же отличает дорожные шины от специальных? Во-первых, состав резиновых смесей, из которых их производят. Так, первоочередная задача, стоящая перед технологами, разрабатывающими смесь для дорожной шины, это обеспечение высокой износостойкости, низкого сопротивления качению и соответственно наименьшего расхода топлива, способности работать в широком температурном диапазоне и максимально возможного сцепления на обледенелых, заснеженных, мокрых и сухих покрытиях. Причем все работы проводятся с учетом высоких скоростей, с которыми передвигаются грузовики и автобусы. Скорость по сути есть один из ключевых показателей, отличающих дорожные шины от покрышек, предназначенных для установки на спецмашины. Так, их маркировка по индексу скорости начинается с 10 км/ч.

Зато при разработке резиновых смесей для специальных шин больше внимания уделяется таким параметрам, как износостойкость, прочность, способность работать при высоких нагрузках и удельных давлениях, при высоких и низких температурах. Именно поэтому в резиновых смесях, идущих на изготовление шин для спецтехники, преимущественно используется более дорогой натуральный каучук, а не его относительно дешевый искусственный аналог. Тяговые характеристики у специальных шин в основном задаются рисунком и глубиной протектора. Кстати, именно эти параметры являются второй отличительной чертой шин, разработанных для спецтехники. В отличие от дорожных шин, которые по рисунку протектора могут быть рулевыми, ведущими, прицепными или универсальными, специальные покрышки не имеют четкого позиционирования по осям и соответственно имеют одинаковый рисунок протектора. «Узоры» же меняются в зависимости от типа поверхности, по которой будет работать спецтехника. Так, если у асфальтоукладочных катков шины практически гладкие, как «слики» гоночных болидов, то у карьерных самосвалов это набор крупных шашек – грунтозацепов. Причем при использовании одного и того же самосвала, к примеру, шарнирно-сочлененного, на скальном и песчаном грунтах рисунки шин, в которые его «обувают», будут разными. Различаться будет и глубина протектора. Судите сами – острые края твердой горной породы легко отрежут высокую шашку. Неглубокий рисунок в свою очередь не обеспечит должной тяги на зыбких грунтах и песке. Именно поэтому производители шин делят свою продукцию на подгруппы, ориентируя ее не только по видам техники, на которую ее устанавливают, но и по поверхностям, по которым она будет перемещаться. В этом можно легко убедиться, зайдя на сайт любой крупной шинной компании. Там вы обнаружите разделы: шины для фронтальных погрузчиков, шины для карьерных сочлененных самосвалов, шины для автогрейдеров и т. д. Причем заметьте, что в некоторых случаях одна и та же покрышка будет рекомендоваться для применения как на одной, так и на другой технике, отличной по своему функционалу. Почему? Да потому, что и фронтальному погрузчику, и автогрейдеру, работающим на отсыпке песчаных откосов, требуются шины с мощными грунтозацепами. Пожалуй, не пересекаются с другими только шины, предназначенные для техники, работающей в шахтах.

Вообще выбор оптимальных для конкретной спецмашины шин не такая простая, как кажется на первый взгляд, задача. Так, покрышка выбирается не просто по размеру, рисунку протектора, его глубине, нагрузке, которую она может выдерживать, и скорости, с которой должна эксплуатироваться, но и, как сказано выше, по составу резиновой смеси, из которой она изготовлена. Дело в том, что при работе шины даже с небольшими скоростями, но с большими нагрузками колесо может разогреваться до высоких температур. Особенно это касается многослойных моделей, имеющих большое число брекерных слоев. А если спецтехника работает не на Севере, а в жаркой зоне, то тепловая нагрузка на шину возрастает многократно. В этом случае она должна быть изготовлена из резиновой смеси, в которую вводится специальный комплекс добавок, позволяющих ей не терять эксплуатационные характеристики даже при работе на раскаленном граните или на пышущих жаром плитах плавильного цеха металлургического предприятия.

Спору нет, подобрать шину под конкретные условия эксплуатации можно исходя из опыта компаний, которые эксплуатируют интересующую технику. И грамотный менеджер, имеющий такую статистику и клиентуру, от которой и приходят данные по ходимости шин, сделает это достаточно легко. Но можно и нужно в выборе покрышек ориентироваться на конкретные условия работы техники. Только так обеспечиваются максимальный срок службы колес и минимальная стоимость километра их пробега. Для этого на одну единицу спецтехники устанавливают комплект покрышек, наиболее подходящих для работы в данных условиях. И на них монтируют специальное оборудование для измерения скорости, нагрузки, температуры, внутреннего давления воздуха и т. д. Собранные данные позволяют точно выяснить, в каких условиях работает шина.

При больших объемах закупок производитель покрышек меняет рецептуру резиновой смеси, создавая оригинальный продукт под конкретного заказчика, и полученный опыт переносит на другие модели колес, делая их более привлекательными по отношению к продукции конкурентов. Так, собственно говоря, и происходит движение вперед, развиваются новые технологии, создаются оригинальные рецептуры.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Шины
Сергей Красовский Основные Средства 04'2012 6 апреля 2012

Комментарии (0)