Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи
Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
Тяжелая дорожная артиллерия
Самоходные фрезы
Вся правда о ямочном ремонте (ч.2)
Дорожный ремонт
 1
Особенности бензиновых двигателей с электронным управлением
Как выбрать генератор?
Критерии выбора
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.1)
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 2)
Рациональное применение

Сальник маслом не испортишь?

Гидравлическая система КМУ

Сергей Красовский
Случается, что после замены гидравлического масла в гидросистеме краноманипуляторной установки происходят необъяснимые процессы, связанные с ее герметичностью. У перевозчика в связи с этим возникают резонные вопросы: кто виноват? и же что делать?
 
 
Гидравлическая система эвакуатора, оснащенного краном-манипулятором, сама по себе работает с высокой нагрузкой. Зажимать в ней редукционные клапаны опасно
При работе в экстремальном режиме гидронасос начинает быстро изнашиваться. Увеличение давления приводит к протечке уплотнителей
 
Чем мощнее КМУ, тем больше объем ее маслобака и тем больше времени требуется на прогрев гидравлической жидкости зимой
 
 
Для контроля давления масла в системе некоторые модели кранов-манипулятров оснащаются манометрами. Очень полезная опция
Автомобиль бортовой IVECO DAILY с КМУ Ferrari 540 A2, ООО «АВТОполюс»
Автомобиль бортовой IVECO EUROCARGO с КМУ Ferrari 712 A1, ООО «АВТОполюс»
 
Система охлаждения гидравлической жидкости, спроектированная с запасом (два мощных радиатора вместо одного), не позволит маслу перегреться
«Засопливившийся» гидрораспределитель выдает налипшая на него пыль. В данном агрегате уплотнения требуют замены
Для надежной защиты гидравлической системы от грязи необходимо своевременно менять фильтры. А их штора не должна быть бумажной!
 
 
Чаще всего гидросистему накручивают на японских КМУ, но и у них есть предел прочности. Запчастей к ним мало и ремонт влетит в копеечку
Если потекут гидроцилиндры аутригеров, в процессе погрузки- разгрузки машина может опасно накрениться и потерять устойчивость
Главный силовой гидроцилиндр – черного цвета. Явный признак того, что сальники не держат масло. Срочно на переборку!

Перевозчики, эксплуатирующие автомобили, оснащенные краноманипуляторными установками, нередко сталкиваются с такой проблемой – после очередной замены масла в гидросистеме КМУ еще вчера исправно держащие уплотнения по необъяснимой причине вдруг начинают «сопливиться», теряют герметичность. И напротив, после замены гидравлической жидкости не державшие масло сальники словно восстанавливают свои размеры, обеспечивая плотное прилегание к штокам гидроцилиндров, и масляные подтеки через какое-то время высыхают. При этом заливаемое в  обоих случаях в гидросистему масло соответствовало по своим характеристикам продуктам, указанным в инструкции по эксплуатации к КМУ. В чем дело?

Несовместимость

Оговоримся сразу – мистики в таких явлениях нет. Все, что происходит с техникой, можно так или иначе объяснить с точки зрения физики или химии. Например, производителям гидравлического оборудования давно известно явление, когда погруженные в одно и то же гидравлическое масло уплотнения (сальники), изготовленные из разных материалов, прибавляли, теряли или сохраняли первоначальный вес и геометрические размеры. Соответственно с увеличением массы сальник «полнел», а при ее снижении высыхал. Данный эффект наблюдался и при погружении уплотнений в гидравлические жидкости, изготовленные на разных основах, имеющие разные пакеты присадок.

Отметим, что поведение сальников, изготовленных из каучуков или иных полимерных материалов, например неопрена, в различных гидравлических жидкостях сегодня изучено достаточно полно. Поэтому, если отбросить в сторону вероятность установки в агрегаты гидросистемы некачественных уплотнений, а ее заправку производить исключительно рекомендованными заводом – изготовителем КМУ маслами, никаких течей быть не должно, как не должны наблюдаться изменения размеров и массы сальников. Но как только перевозчик или ремонтник, обслуживающий технику, начинает экспериментировать с маслами или при ремонте гидроаппаратуры использовать не оригинальные уплотнения, начинаются сюрпризы.

Теперь понятно, почему большинство производителей гидравлического оборудования и, в частности, краноманипуляторных установок настоятельно рекомендуют в своих инструкциях по эксплуатации, прилагаемых к технике, использовать конкретные, испытанные в заводских лабораториях и проверенные на практике марки гидравлических масел от конкретных производителей. Стоит ли отступать от этих правил? Пожалуй, нет, разве что гидроаппаратура прошла капитальный ремонт, при котором были – а, как правило, так и делается – заменены все ее уплотнения. В этом случае необходимо проконсультироваться с инженером ремонтной организации, отвечающим за качество и работающим с поступающими рекламациями: какое именно масло залить в гидросистему? Данное замечание справедливо применительно к мультибрендовым станциям техобслуживания, широко использующим для ремонта запчасти сторонних производителей. Если же ремонт гидравлической аппаратуры КМУ проводили на фирменной станции, где применяют только оригинальные детали, то эксплуатирующая организация может продолжать следовать инструкциям по применению масел, выданным заводом – изготовителем техники.

Где давит, там и сочится

Не всегда в том, что масло не держится в гидравлической системе, виноваты уплотнения штоков гидроцилиндров и прочие сальники, манжеты, уплотнительные кольца. Некоторые перевозчики, в основном частные, при прохождении очередного технического обслуживания идут на поводу у «добрых» техников, предлагающих за незначительную плату улучшить грузовысотные характеристики оборудования, «подстроив» предохранительные клапаны. В результате их зажатия в гидросистеме поднимается давление, крановая установка развивает бо’льшую мощность и работает несколько быстрее. Доводам сервисменов сложно противостоять  – «кран – зверь, полностью обслужен, исправен, так выжми из него по максимуму!». И выжимают дополнительную мощность, грузоподъемность, быстродействие, а вместе с ними часто и масло через неплотные уплотнения или даже сами сальники (!) из посадочных мест. И такие случаи нередки, особенно у владельцев техники, которые поднимают грузы рывком, не прогрев крановую установку. И невдомек им, что в «накрученной» клапанами гидравлической системе из-за густого масла и так в первые минуты ее работы давление возрастает скачкообразно. А ведь то, что после замены масла началось его подтекание, списывается на некачественную гидравлическую жидкость или сальники! То есть эксплуатант не виноват – расходники плохие.

Кстати, а не отразится ли повышение давления в гидросистеме на самом гидравлическом масле? Не приведет ли это к его преждевременному старению или срабатыванию присадок, разрушению основы? Данными вопросами вообще никто из перевозчиков, похоже, не интересуется. Впрочем, их можно понять. Масло как рабочее тело гидравлической системы в обязательном порядке тестируют на сжатие. И в процессе его разработки, модернизации оно проходит полный цикл испытаний, когда фиксируется изменение плотности, вязкости в зависимости от давления и сжатия. Причем готовый, товарный продукт имеет определенный запас прочности, позволяющий маслу работать в гидросистемах, развивающих и большее давление.

Выходит, что за масло, работающее при более высоком давлении в системе, беспокоиться не стоит. Верно, но лишь при условии, что краноманипуляторная установка укомплектована эффективной, рассчитанной с запасом системой охлаждения гидравлической жидкости. Ведь чем в более тяжелых условиях работает КМУ, тем выше температура рабочей жидкости в его гидравлической системе и, следовательно, интенсивнее идут в масле процессы окисления присадок, старения основы. Если установка не обеспечивает требуемый тепловой баланс масла, это приводит к печальным последствиям. Так, при быстром протекании коррозионных процессов в гидравлической системе образуется большое количество абразивного материала (окалины), который и «подтачивает» сальники и уплотнения.

Ускоряет процесс образования абразива и вода, попадающая в гидросистему. Зимой в результате перепада температур внутри масляного бака образуется конденсат, и вода, проникшая в гидросистему, оседает на бумажной шторе масляного фильтра, впитывается в нее, застывает и, расширяясь, разрывает фильтрующий элемент. В результате накопленная в фильтре грязь прямиком попадает в гидросистему и, объединив усилия с уже имеющимися продуктами коррозии и износа, быстро добивает сальники. А ведь все, что было нужно, так это при замене масла полностью удалить воду из маслобака гидравлической системы.

Заметим, что выявление разрушенного фильтра при проведении очередного технического обслуживания установки и экстренной промывки гидросистемы с помощью специального сервисного оборудования не гарантирует, что износ не принял лавинообразный характер и это не проявится течью уплотнений и сальников в дальнейшем. Отмечено также, что наличие воды в гидравлическом масле не только вызывает коррозию деталей гидроаппаратуры, но резко повышает температуру застывания масла. А это значит, что при очередном холодном пуске крановой установки ее сальники могут не выдержать.

Не пеняй на погоду

Специалисты практически всех сервисных центров, специализирующихся на ремонте и обслуживании краноманипуляторных установок, утверждают, что безотказная работа КМУ при отрицательных температурах (зимний период эксплуатации) на 90% зависит от залитых в гидросистему рабочих жидкостей, а также применяемых для смазки шарниров консистентных смазок. И только оставшиеся 10% приходятся на уплотнения, манжеты, сальники, кольца, прокладки, которые обязаны сохранять свои свойства при низких температурах. Пусть так, но тогда почему при использовании масел, соответствующих сезону эксплуатации, и качественных уплотнениях они в некоторых случаях все равно начинают «сопливиться»? И тут чудеса ни при чем. Даже качественные уплотнения могут не выдержать напора холодного, а значит, густого масла. То есть перед началом работы крановой установки гидравлическую жидкость необходимо прогреть! Сделать это не трудно. Достаточно дать гидронасосу 15 минут поработать на холостом ходу. Если мороз крепок, то прогрев можно продлить и до 20 минут, а перед началом работы еще и пару раз вытянуть, разложить, сложить стрелу, дав тем самым прогретой гидравлической жидкости пройти по трубопроводам и заполнить гидроцилиндры. Разумеется, все манипуляции следует проделать без груза на крюке! Как правило, на разогрев гидравлического масла до температуры +10...15 градусов требуется не более получаса. Данные цифры справедливы для мощных установок с гидравлической системой большой емкости. Кран-манипулятор небольшой грузоподъемности разогреется вдвое быстрее. Эти простые рекомендации позволят избежать появления течи гидравлического масла через уплотнения.

Но и это не все. Зимой, особенно после чередования оттепели и морозов, перед началом работы крана-манипулятора необходимо внимательно осмотреть штоки его силовых гидроцилиндров. На них может скапливаться не только грязь, но и образовываться наледь. Они способны быстро вывести из строя и специальные устройства – грязесъемники, уплотнения гидроцилиндров. Вот еще одна причина течи, и масло здесь опять ни при чем.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, СЕРВИС Гидравлика КМУ
Сергей Красовский Основные Средства 03'2012 16 марта 2012

Комментарии (0)

Компании
ООО «ПАЛФИНГЕР КРАН РУС» (812) 303-82-64, (812) 303-82-64 www.palfinger.com
ООО "Автомеханический завод" 8 800 700 2690 www.amznn.ru