4
Выбираем тахограф
С новым краном!
40-тонные краны на автомобильных шасси
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
 1
Сколько «ходят» шины?
Снижаем затраты на покрышки и продлеваем их ресурс
Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
Седлать тягачи! (ч.1)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
Гидравлика «в возрасте»
Сложности ремонта
Смешать, но не взбалтывать
Современные тенденции в грейдерном деле

Доброго пути, грузовик!

Советы специалиста аварийно-ремонтной службы «Техническая помощь на дороге»

Игорь Павлов
Автотранспортному предприятию следует тщательно выбирать компанию, предоставляющую услуги «Техническая помощь на дороге». Убедитесь, что в штате компании есть квалифицированные специалисты, оборудование для ремонта часто встречающихся неисправностей, в частности, для эффективной помощи в зимнее время автомобиль-«летучка» должен быть оборудован «тепловой пушкой» и зарядно-пусковым устройством для АКБ, и достаточное число выездных бригад.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Статистика неисправностей

Есть много причин неисправностей грузовых автомобилей, возникающих при эксплуатации: это и естественный износ техники, и неудовлетворительное состояние дорог, и некачественное топливо, и экстремальные погодные условия, и т. д. Частота «аварийных звонков» распределяется по типам неисправностей в такой последовательности: шины, ходовая часть, необходимость пуска двигателя от внешнего источника энергии, утечки воздуха, тормоза, фильтры, рукава и шланги, стартеры, генераторы и другие навесные агрегаты, световые приборы, приводные ремни и, наконец, датчики.

Частота возникновения неисправностей во многом зависит от времени года. Например, летом неисправности шин составляют не менее половины от всех случаев отказов. Зимой число неисправностей шин снижается, но они по-прежнему лидируют по частоте.

Частота возникновения неисправностей также меняется в зависимости от времени суток, причем в разные сезоны картина отличается. Звонки о неисправностях достаточно интенсивно поступают с 9 до 23 ч и резко сокращаются к полуночи вместе с уменьшением дорожного движения.

Интересно выглядит зависимость времени поступления «звонков о неисправностях» от сезона. Летом большинство звонков поступает днем, особенно с 15.00 до 21.00, а зимой – практически круглосуточно, но в основном в утренние часы, когда после стоянки на морозе двигатель не запускается: замерзло топливо.

Если говорить о распределении звонков в службу «помощи на дороге» по дням недели, обычно их бывает много в воскресенье, так как перерывы между пусками двигателя грузовика в этот день обычно самые длинные.

Сезонные отказы

По мере роста дневной температуры летом увеличивается число неисправностей шин. Если они изношены или имеют дефекты, то движение по нагретому дорожному покрытию ускоряет их износ и приводит к выходу из строя. Поэтому в жаркое время дня особенно важно перед каждой поездкой проверять состояние шин и давление в них. Кроме прямых негативных последствий проколотая шина может стать причиной вторичных неисправностей – повреждений пневмобаллонов подвески, тормозных пневмокамер и электропроводки, которые увеличат стоимость ремонта и простои автомобиля.

Среди главных причин неисправностей шин – дефекты дорожного покрытия и то, что недостаточно накачанная шина легче пробивается мелкими предметами, валяющимися на дороге. Следует также помнить, что шины не являются полностью герметичными, поэтому давление в совершенно исправной шине уменьшается примерно на 0,2 атм за месяц, а это значит, что водители должны проверять давление в шинах не только во время плановых ТО, но и между ними.

При экстремальных температурах воздуха увеличивается и риск выхода из строя аккумуляторных батарей. Вопреки распространенному мнению летняя жара выводит из строя аккумуляторы быстрее, чем мороз. При высоких температурах в АКБ ускоряются электрохимические реакции, из электролита активно испаряется вода, и если не следить за его уровнем, пластины могут обнажиться и сульфатироваться. В результате заряд и емкость аккумулятора уменьшаются. Поэтому рекомендуется следить за состоянием аккумуляторов при любых экстремальных температурах: и высоких, и низких. Степень заряда АКБ следует проверять при зимнем и летнем сезонных ТО.

В холодное время года пуск двигателя от внешнего источника энергии приходится использовать почти на 50% чаще, чем в теплые сезоны. Пуск двигателя от внешнего источника должен проводить только квалифицированный механик во избежание выхода из строя электронных блоков автомобиля. Основные способы уменьшить число случаев применения пуска двигателя от внешнего источника – это своевременное и правильное проведение ТО (в частности, обслуживание аккумуляторов) и внимательность водителя: ненужные потребители электроэнергии на грузовике следует своевременно отключать. Оставленный включенным по забывчивости прибор может привести к разрядке аккумуляторных батарей. Оставьте двигатель работать на холостом ходу на некоторое время, если имел место повышенный расход электроэнергии АКБ, это даст возможность генератору подзарядить их. С этой же целью рекомендуется периодически давать двигателю поработать на холостом ходу, если грузовик долго простаивал. Впрочем, значительно эффективнее снять аккумулятор и подзарядить или просто хранить его в тепле, так как в необогреваемом аккумуляторном отсеке батареи почти не воспринимают заряд.

Это важно! Если двигатель турбированный, запрещается продолжительная его работа на оборотах холостого хода – это может привести к неисправности турбокомпрессора.

Нередко причиной, по которой двигатель не заводится, является замерзание (а точнее – парафинирование) топлива. В таком случае можно лишь посоветовать заправляться зимним топливом на проверенных заправках.

При экстремально низких температурах увеличивается механическое сопротивление прокручиванию коленвала двигателя из-за загустения масла, и нагрузка на стартер значительно увеличивается. Прогретый двигатель проворачивается значительно легче, на прокручивание затрачивается меньше энергии стартера и аккумулятора, а потому, если ваш грузовик оборудован предпусковым подогревателем, работающим от бытовой электросети, не забывайте включить его. Запрещается применять для облегчения пуска двигателя диэтиловый эфир, если ваш грузовик не оборудован такой системой штатно.

Прочие неисправности

Подчеркнем: в период действия гарантии, а также если автомобиль находится на договорном обслуживании, водитель и неавторизованные ремонтники не имеют права выполнять работы по обслуживанию, которые находятся в компетенции уполномоченного сервисного предприятия.

Внимательно осматривайте компоненты всех систем, работающих на пневматике, визуальный осмотр позволяет выявить многие неисправности раньше, чем они превратятся в серьезную проблему: шланги, пневмобаллоны подвески, пневмокамеры тормозов и т. д. При этом обращайте внимание на потертые, поврежденные места, трещины, возникшие в результате раздутия шлангов: именно в таких местах чаще всего возникают утечки воздуха.

Лучшее средство избежать неисправностей стартеров и генераторов – своевременно и тщательно выполнять ТО и осмотр перед поездкой. Порядок осмотра подробно описан в инструкции по эксплуатации грузовика. Рекомендуем перед выездом в рейс проверить также провода и соединения на стартере, генераторе и аккумуляторе, состояние приводных ремней. Если ремень изношен или слабо натянут, он будет проскальзывать на шкиве, генератор станет вращаться медленнее и не сможет генерировать количество электроэнергии, достаточное для зарядки АКБ и пуска двигателя. Если аккумулятор разряжен, генератор должен работать с большей интенсивностью, что сокращает срок его службы.

Стартер может выйти из строя от перегрева. Следует помнить простое правило: если двигатель прокручивается и не заводится в течение 30 секунд, необходимо сделать перерыв на 2 минуты, прежде чем повторить попытку, чтобы стартер охладился. Если сделано несколько попыток, а двигатель все же не завелся, надо искать причину, а не прокручивать двигатель до выхода из строя стартера и аккумулятора. Электрическое сопротивление в цепи стартера должно быть минимальным, чтобы исключить падение напряжения: при ослаблении соединения проводов или коррозии в соединении в цепи падает напряжение, и стартер не сможет пустить двигатель.

Остановка грузовика на дороге из-за отсутствия топлива не всегда результат недосмотра водителя. Иногда причиной бывают неисправности датчиков, указателя уровня топлива или крана-переключателя между баками.

Многих проблем с тормозами можно избежать, если слесари тщательно и своевременно выполняют регулярное ТО грузовика, а водитель – осмотр перед рейсом. Правильное техобслуживание позволяет продлить ресурс тормозных механизмов, особенно очистка, а также смазка некоторых осей и подвижных деталей – разжимных кулачков, механизма регулировки зазора. Визуальный осмотр тормозных механизмов позволяет избежать поломки в пути.

Частая причина неисправности пневмопривода тормозов – замерзший конденсат. Например, распределители и клапаны могут заедать из-за небольшого количества льда внутри. В этом случае исправить положение можно лишь растопив ледяную пробку. Первое, что приходит в голову, это заправлять в систему антифриз для пневмотормозов. Однако следует учитывать, что, несмотря на заверения продавцов, такой антифриз может негативно влиять на внутренние компоненты пневмопривода, например, повредить резиновые прокладки. Чтобы исключить замерзание воды в пневмосистеме, следует регулярно выполнять все предписанные работы по техобслуживанию: ежедневно сливать конденсат из пневморесиверов, заменять картридж осушителя в сроки, указанные производителем. Запрещается заправлять антифриз в трубопровод перед осушителем: антифриз может разрушить картридж.

Интервалы замены масла в агрегатах современных грузовиков увеличиваются с каждой новой моделью, особенно если применяется масло типа Long Life. Однако не следует забывать, что масляные фильтры порой необходимо менять не только при замене масла, но и в промежутках между заменами. Большинство звонков «по фильтрам», поступающих в аварийную службу, относится именно к засорению фильтров.

Иногда неисправность, случившуюся в пути, можно устранить временными мерами: заглушить разгерметизированный шланг (это очень рискованно), вручную отрегулировать автоматический регулятор зазора в тормозах и т. п. Но прежде, чем выполнить такой ремонт, следует тщательно взвесить все «за» и «против» – достаточно ли безопасной будет поездка после ремонта? допускается ли Правилами дорожного движения эксплуатация автомобиля с такой неисправностью? сможете ли вы квалифицированно выполнить такой ремонт? Учтите, что такие меры разрешены только для того, чтобы осторожно доехать до ближайшей мастерской, где квалифицированно устранят неисправность.

Сварка в полевых условиях

Конечно, сварка применяется для ремонта на дороге не так часто, но при этом вы можете столкнуться с такими трудностями, которых не бывает при выполнении работ в стационарной мастерской, а потому мы решили подробнее осветить этот вопрос.

Прежде всего уясните правовой статус предполагаемых ремонтно-сварочных работ. Если машина еще на гарантии, взята в аренду или приобретена в лизинг, условия ремонта «при внезапных поломках в пути» обязательно прописаны в контракте. Это может быть замена машины арендодателем, обязательное ожидание сервисного автомобиля конкретного уполномоченного дилера, право на обращение в независимую ремонтную компанию либо выполнение ремонта своими силами под руководством (по телефону или иным способом) представителя сервисной службы арендодателя. Не нарушайте условия сервисного или арендного договора. Небольшой сварочный шов может привести к существенным финансовым потерям и стать поводом для отказа в сервисном обслуживании. Поэтому следует дать четкие указания водителям, какие поломки в пути они не имеют права устранять самостоятельно и как им следует поступать.

Если с правовой точки зрения все в порядке и сварку применить можно, рекомендуется проконсультироваться у представителей производителя, какую технологию следует использовать, указав точно модель и модификацию автомобиля. Возможно, вам даже смогут прислать соответствующую инструкцию по ремонту в печатном или электронном виде.

Сварщик, прежде чем начать ремонт, должен разобраться, в чем состоит неисправность, и составить план работы. Квалифицированный сварщик способен выполнить ремонт разными способами в зависимости от пожеланий заказчика: нужно ли вам, чтобы автомашина смогла проработать несколько недель, либо это какое-то временное решение, только чтобы машина дошла до мастерской.

В полевых условиях обычно используют ручную электродуговую сварку покрытым электродом либо порошковой проволокой. Конечно, более удобна сварка покрытым электродом: оборудование для нее самое простое и компактное. Ремонтный автомобиль с электросварочной установкой и набором электродов – практически универсальное средство полевого ремонта.

Автор благодарит специалистов компаний ООО «МАН Трак энд Бас РУС», ООО «Скания-Русь», ЗАО «Вольво Восток» за помощь в подготовке статьи

 
 

Volvo Action Service

Служба экстренной помощи Volvo Action Service (VAS) работает круглосуточно 7 дней в неделю и поможет отремонтировать автомобиль независимо от места, времени аварии и сложности ремонта – как в Европе, так и в любом регионе в России. Нужно позвонить по бесплатному номеру, указанному в инструкции по эксплуатации автомобиля, и вас соединят с координатором, говорящим на вашем языке. Помощь будет оказана независимо от того, приобретена ли услуга VAS или нет, разница будет лишь в расценках за обслуживание. Прежде всего координатор выяснит гарантии оплаты обслуживания. Когда вопрос с оплатой решен, координатор делает звонок ближайшему дилеру Volvo, согласовывает и заказывает необходимые работы: выезд «технички» или эвакуатора, диагностику, ремонтные работы и запчасти.

Транспортная компания всегда может отказаться от предложенной помощи.

По завершении ремонта транспортная компания получает счет непосредственно от сервисной станции Volvo, у которой обслуживается, или напрямую от службы VAS (в случае подтверждения оплаты кредитной картой). Служба VAS включает агентское вознаграждение в стоимость запчастей и работ.

 
 
 

«Скания-Сервис»

Аварийное обслуживание грузовиков Scania в России выполняется круглосуточно и без выходных. Грузовики Scania, прибывшие в Россию из-за границы, обслуживаются местным отделением службы Scania Assistance.

С грузовиками Scania, зарегистрированными в странах СНГ, положение несколько иное. Имеется ряд компаний, специализирующихся на оказании услуг по эвакуации и техпомощи на дороге, по договорам с которыми обслуживаются автомобили. Если такого договора нет, помощь грузовику Scania тем не менее будет оказана после выяснения вопроса о гарантиях оплаты. Конечно, в приоритетном положении здесь будут официально приобретенные грузовики, обслуживающиеся у сертифицированного дилера. Телефоны «аварийной помощи» есть в инструкциях по эксплуатации автомобилей и на сайтах российского представительства Scania и дилеров. Российские грузовики Scania, находящиеся за границей, обслуживаются через российские компании, которые гарантируют оплату европейским ремонтным компаниям.

 

«МАН Трак энд Бас РУС»

Филиал ООО «МАН Трак энд Бас РУС» в Московской области гарантирует обеспечение аварийной помощи 24 часа в сутки 365 дней в году. В регионах помощь на дороге обеспечивают местные дилеры, связаться с которыми можно через московский офис компании. В странах СНГ имеются официальные импортеры MAN, связаться с которыми можно также через московский офис. В странах дальнего зарубежья координацию «помощи на дороге» осуществляет центральный офис MAN в Мюнхене. С ним можно связаться напрямую либо через московский офис.

 

VH-DAF

«Помощь на дороге» оказывается грузовикам DAF 7 дней в неделю 24 часа в сутки в любом регионе России. В случае поломки в пути водитель может позвонить на один из собственных сервисов VH-DAF или сервис-партнеру и проконсультироваться с механиками. Вполне возможно, что машину можно привести в движение силами водителя. Если поломка такова, что требуется помощь механиков на месте поломки, СТО направит к машине одну из своих выездных бригад на специально оборудованной «техничке». Если ремонт грузовика на месте невозможен, то сломавшийся автомобиль будет доставлен в автосервис с помощью эвакуатора. В отдаленные места механики могут прибыть самолетом или на поезде.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, СЕРВИС ПРАКТИКА И СОВЕТЫ ТРАНСПОРТ
Игорь Павлов Основные Средства 01'2012 14 февраля 2012

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com