1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
 1
Мониторинг российских производителей тракторов для села в 2010 г.
Силу «Богатыря» – в мирных целях
МЗКТ-7930 и МЗКТ-79306 полноприводные тяжеловозы «двойного назначения»
Китайские внедорожные самосвалы (ч.2)
Дракон готовится к прыжку...
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 1)
Гидромолоты среднего класса (ч.2)
Развитие гидромолотов в России
Двигатель «Коджу»
История разработки двигателя для грузовика Я-5 под руководством Н.Р. Брилинга
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
 1
Сколько «ходят» шины?
Снижаем затраты на покрышки и продлеваем их ресурс
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
 1
О зимнем дизельном топливе

Оригинальное масло – можно ли игнорировать рекомендации автопроизводителя?

Николай Протасов
Автомобилисты часто обсуждают вопрос – насколько целесообразно применение рекомендованного для конкретного двигателя моторного масла и только его. Действительно, вопрос неоднозначный и, как и многие аспекты эксплуатации моторных масел, противоречивый. Попробуем разобраться.
 
 
 
 
 
 

Еще не так давно главными параметрами, характеризующими свойства и качества масел для коммерческой и специальной техники, были только классификации SAE, API и CCMC, замененная в 1996 г. на ACEA. Производители авто- и спецтехники указывали в своих инструкциях по эксплуатации именно эти параметры для ориентации механиков и водителей при выборе моторных масел и других технических жидкостей.

Американское Общество Инженеров Автопромышленности (SAE) образовано в 1905 г. Сегодня у этой организации со штаб-квартирой в Уоррендейле (пригород Питсбурга) имеются представительства в 97 странах. Целью создания организации было введение стандартов на топливо, параметры освещения и другие элементы автотранспорта, в том числе на моторные масла. Моторные масла по версии SAE J-300 делятся на 6 зимних и 5 летних классов, а также всесезонные масла. Основой классификации являются их вязкостно-температурные свойства.

В 1996 г. в Брюсселе начала свою деятельность Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей (сокращенно ACEA). Эта организация, как замечено выше, заменила Комитет Автопроизводителей стран общего рынка (CCMC), работавший на этом направлении с 1972 г. В Ассоциацию вошли ведущие автопроизводители, такие как BMW, Volkswagen, Daimler-Chrysler, MAN, Porshe, Volvo, Renault, SAAB-Scania, Rolls-Royce, FIAT, RVI, Ford-Europe, Rover, IVECO, DAF, GM. Главной целью объединения своих усилий члены Ассоциации видели в улучшении качества масел. Ассоциация контролирует соблюдение всеми сотрудничающими с ней производителями масел требований Европейской системы качества моторных масел (EELQMS), стандартов ISO, а также рекомендаций ACEA. В Ассоциации аккредитованы такие крупные производители смазок, как Mobil, BP, Castrol, Elf, Shell, Statoil, Texaco и др.

Классификация моторных масел, принятая ACEA, характеризует, как и классификация Американского Института Нефти (API), качественные характеристики. Этот институт с центральным офисом в Вашингтоне осуществляет деятельность с 1919 г., филиалы авторитетнейшей организации функционируют в 27 штатах США. Основной миссией института является повышение стандартов качества моторных масел на основании принципов Системы классификаций масел API, разработанной в 1947 г. в результате совместной работы специалистов компаний Ford, GM, Daimler-Chrysler и некоторых других организаций.

За последние десятилетия двигатели претерпели значительные конструкционные изменения, модернизация коснулась практически всех основных элементов, так как основными тенденциями автомобилестроения стали энергосбережение, удлиненные интервалы замены технических жидкостей, совместимость масел с системами очистки отработавших газов. Так, появились конструкции двигателей с непосредственным впрыском топлива, с усиленным турбонаддувом и т. д. Условия работы современных двигателей, главным образом температурный режим и физико-химические процессы, значительно изменились. В связи с этим в середине прошлого века ведущие европейские производители авто- и спецтехники, такие как Mercedes-Benz, VW, Volvo, MAN, Renault, Ford и некоторые другие, начали разрабатывать, опираясь на существующие классификации ACEA (CCMC) и API, свои индивидуальные требования к моторным маслам, при использовании которых двигатели достигали бы оптимальных эксплуатационных параметров. Например, компания MAN для разрешения на использование моторного масла в своих двигателях дополнительно требует испытаний в двигателе MWM-B, а при аттестации масел SHPD – испытаний в двигателях MAN M 3275 и в более мощном варианте – MAN M 3277.

В настоящее время активно действует институт получения так называемого «одобрения» автопроизводителя на использование той или иной марки масла. Наличие такого одобрения означает, что масло соответствует спецификациям автопроизводителя, а марка масла, получившего одобрение, полностью соответствует всем требованиям эксплуатации определенного двигателя. По сути дела, сложилась система лицензирования масел крупными автопроизводителями, когда в инструкциях по эксплуатации порой имеется рекомендация использования конкретной марки оригинального масла.

Допуски-одобрения сегодня можно увидеть на упаковках даже не очень известных производителей смазок, хотя получение одобрения является длительным процессом, требующим серьезных финансовых затрат. Выпускающей масло стороне эта процедура обходится в сумму около 300 тыс. евро.

Сторонники существующего положения, доказывая необходимость дополнительных испытаний, утверждают, что современный автомобиль является сложной технической системой и работа отдельных узлов этой системы во многом определяется свойствами используемого моторного масла, в то же время работа всех агрегатов машины взаимосвязана. Таким образом, полноценный уровень эксплуатации конкретного транспортного средства зависит от используемого в нем моторного масла. Скажем, если автомобиль оснащен сажевым фильтром DPF или трехкомпонентным каталитическим нейтрализатором TWC, то моторное масло необходимо использовать только соответствующее: низкозольное, SAPS и т. п.

Требования допусков автопроизводителей с течением времени меняются. Это связано с дальнейшими изменениями в конструкции данного двигателя, возникают новые требования к эксплуатационным материалам. Например, компания Mercedes-Benz использовала в своих двигателях OM600 моторные масла, отвечающие допуску MB229.5. После укомплектования этих же двигателей сажевыми фильтрами требования к маслам изменились, теперь они должны соответствовать условиям нового допуска – MB229.51. Использование сажевых фильтров в других двигателях Mercedes привело также к появлению допусков на моторное масло MB228.31, MB229.31.

Очевидно, что автопроизводитель, решая, какому производителю масел отдать предпочтение, рассматривает этот вопрос всесторонне, учитывая кроме результатов тестов, испытаний и исследований маркетинговые и коммерческие выгоды от использования масла конкретного бренда. Производитель же смазок, получив разрешение на использование, по сути сертификат, приобретает конкретные преимущества перед продукцией конкурентов, пусть даже не уступающей по качеству. По оценкам специалистов, выбирая масло и изучая информацию на упаковке, покупатель в первую очередь обращает внимание на производителя, название которого для многих является само по себе синонимом качества.

Это подтверждает и тот факт, что в последнее время наблюдается все более широкое распространение реализации OEM-моторных масел. Эта английская аббревиатура расшифровывается как Самостоятельный Производитель Оборудования. OEM предполагает использование визуальной части бренда, логотипа или иной символики автопроизводителя на упаковках товаров, в частности моторных масел, других производителей. Использование брендов регламентируется лицензионным соглашением. Наличие известной символики вызывает изначально доверие к маслу, так как тем самым гарантируется качество указанного продукта и соответствие его требованиям автопроизводителя. OEM-масла во многих странах стали своего рода заменителями знака качества и используются в качестве оригинальных масел на специализированных СТО.

Продолжая тему воздействия на потребителя информации на упаковке, надо отметить, что покупатель прежде всего просматривает сведения об имеющихся одобрениях и рекомендациях, если таковые есть, а уже потом обращает внимание на показатель вязкости и другие технические параметры покупаемого продукта.

Кстати, на упаковке качественного масла обязательно должны быть указаны реквизиты производителя, обратившись по которым, можно получить исчерпывающую информацию о данном масле. Например, компания ExxonMobile указывает электронный адрес своего российского сайта, на котором есть сведения обо всех реализуемых маслах. Кроме этого можно позвонить специалистам любого из пяти региональных центров, телефоны и адреса которых указаны на сайте, и проконсультироваться.

Уже сами производители масел, видимо, для лучшего «ориентирования» потенциальных покупателей, стали выпускать смазочные материалы, декларируемые как соответствующие требованиям конкретного автопроизводителя. Так, компания BP специализируется на выпуске масел для двигателей Ford, а масла под брендом Elf лучше других удовлетворяют требования конструкторов двигателей Renault. Насколько масла этих производителей действительно лучше других работают в аналогичных условиях, сказать сложно, исследований таких не проводилось.

Противники обязательного использования в двигателях только одобренных масел, а таковые тоже есть, считают, что владелец автомобиля таким образом ограничивается в выборе. Тем более что получение столь весомого титула, как одобрение автопроизводителя, выражается, кроме всего прочего, и в высокой цене продукта, которая, вероятнее всего, включает затраты производителя на получение одобрения.

Использование предписанных производителем двигателя ТСМ было необходимо в гарантийный период эксплуатации двигателя, так как при выходе последнего из строя по причине, имеющей хотя бы отдаленное отношение к ТСМ, производитель двигателя сразу же отвергал претензии владельца транспортного средства, мотивируя несоблюдением соответствующих предписаний изготовителя.

Но в мае прошлого года Еврокомиссия издала Постановление-регламент № 461/2010, действие которого, правда, распространяется только на территорию Евросоюза. Основная идея этого документа, вступившего в силу с апреля 2011 г., в том, что ограничения, которые многие фирмы-изготовители налагают на свои запчасти, а моторные масла в данном Постановлении отнесены к запчастям, недействительны. Теперь производитель транспортного средства может давать только рекомендации на применение моторного масла, указывая необходимые параметры по API, ACEA и требуемые им особые нормы. Также в Постановлении указано, что автопроизводитель не вправе прерывать действие гарантии, если транспортное средство «техобслуживалось» или ремонтировалось не в фирменном сервисном центре, а просто в автомастерской, а кроме того, на действие гарантии не влияет, смазочные материалы какого производителя использовались владельцем.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что качества и свойства моторного масла имеют огромное значение в процессе эксплуатации транспортного средства. Масла с одинаковыми показателями вязкости и параметрами API или ACEA могут по-разному вести себя в разных двигателях, поскольку зачастую имеют разный химический состав. Потребителю следует обращать внимание на рекомендации автопроизводителя и внимательно изучать имеющуюся информацию о приобретаемом масле. В то же время для любого современного двигателя на рынке моторных масел существует значительный выбор. Более того, если учесть, что в области производства и реализации смазок царит жесткая конкуренция, потребителю порой совсем непросто выбрать качественный и приемлемый по цене продукт из множества предлагаемых. Ради опережения конкурентов компании – производители смазок предпринимают самые разные маркетинговые и рекламные ходы, не всегда связанные только с желанием улучшить параметры реализуемого масла.

Необходимые свойства и качества масла на практике определяются количеством и свойствами добавок в базовое масло, именно они влияют на оптимизацию масла в сторону увеличения срока между заменами и повышения мощности двигателя. Количество таких синтетических добавок при базовом минеральном масле может доходить до 30%, синтетическая базовая основа позволяет использовать меньший объем присадок. Компаний, производящих композиции присадки, на которых «работают» основные производители масел, немного. Это Lubrizol, Oronite, Infineum, Afton и несколько более мелких. Они получают заключения и от API, ACEA на производимые ими присадки. Бо’льшая же часть компаний, производящих масло, не имеют своих отделов по разработке пакетов присадок, они приобретают готовые композиции присадок с уже имеющимися соответствующими заключениями компетентных организаций. И далеко не у всех возникает желание добиваться подтверждения классификации API и ACEA на собственный продукт. Стоимость испытаний на соответствие классу API может обойтись претенденту более чем в $100 тыс., а длительность моторных испытаний может растянуться на сотни моточасов. Так, при работе на американском рынке заключение API необходимо, и наличие такового строго контролируется, в Европе же этот вопрос остро не стоит. Например, моторные масла отечественного производства, представленные на рынке в широком ассортименте, обозначаются в соответствии с классами API, но в большинстве своем соответствующим испытаниям они не подвергались и требуемых сертификатов API не имеют. Классификация API в них установлена по аналогии с импортными маслами, в составе которых имеется сходный набор присадок.

Но если все же масло имеет заключение о качестве, выданное ACEA, API, то некачественным быть оно не может по определению. Все «брендовые» масла проходят стандартные тесты, методологии которых разработаны независимыми лабораториями, соответствие масел классификациям API и ACEA проверяется установленными комплексами лабораторных и моторных испытаний. Серьезность подхода можно проиллюстрировать таким примером. Любое масло, готовящееся к выпуску и претендующее на положительную оценку API, проходит испытания на совместимость с шестью эталонными маслами, минеральными и синтетическими, дизельными и бензиновыми, высокого и не очень высокого классов. Причем смеси подвергают высокотемпературному нагреву, глубокому и длительному охлаждению, выдержке при критических температурах, многократному охлаждению, проводят анализ однородности и выпадения осадка.

Производители таких брендов, как Mobil или Valvoline, LiquiMoly, стараются разрабатывать формулы масел, которые бы соответствовали необходимым требованиям для эксплуатации в большинстве конструкций двигателей, не ссужая спектр использования до конкретной модели двигателя. Правильность такой тенденции, как мы видим, подтверждается и соответствующими документами Еврокомиссии.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ГСМ
Николай Протасов Основные Средства 11'2011 9 ноября 2011

Комментарии (0)