Резиновые гусеницы

Станислав Протасов
Резиновые гусеницы имеют репутацию «очень надежных», «неубиваемых» и «служащих почти вечно». Возможно, поэтому некоторые владельцы начинают небрежно относиться к их обслуживанию. На самом деле резиновые гусеницы нуждаются в тщательном и регулярном техническом обслуживании, а недостаточная очистка и небрежные проверки неизбежно приведут к существенному сокращению срока их службы.
 
 
 
 
Резиновые гусеницы Solideal Triple S с завулканизированными металлическими элементами, служащими для сцепления с ведущими колесами ходового механизма
Пример рисунка грунтозацепов резиновых гусениц
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Один из существующих рисунков грунтозацепов резиновых гусениц

Машина со стальными гусеницами нежелательный гость на асфальте. От нее исходит сильный шум и лязганье, ее сотрясают вибрации, от грунтозацепов на асфальте остаются рытвины. Стальными гусеницами легко изуродовать свежий газон. И если гусеничной машине приходится регулярно выезжать на покрытие, которое желательно сохранить, лучше «переобуть» ее  – поставить гусеницы из резины, которые к тому же в отличие от своих стальных не ржавеют и меньше весят.

Резиновые гусеницы представляют собой бесшарнирные (сплошные) резиновые ленты в форме кольца, усиленные основой из тканевого или полимерного корда либо из тонких стальных проволочных канатов, завулканизированных внутри резины. Гусеницы могут изготавливаться в виде ленты, которую затем соединяют в кольцо (более старая и дешевая технология), либо сразу формоваться в виде монолитного кольца. Соответственно стальные канаты внутри гусеницы могут быть цельными или с соединенными концами. Гусеницы, изготовленные по более современной технологии в виде кольца с цельными канатами внутри, стоят дороже, зато гораздо прочнее, надежнее и долговечнее лент, у которых концы канатов соединены тем или иным способом.

Существуют и конструкции резиновых гусениц, состоящих из отдельных траков, выполненных из резины с завулканизированными внутри металлическими соединительными деталями. Кроме чисто резиновых бывают комбинированные гусеницы с наружными износостойкими металлическими накладками, а также стальные гусеницы с резиновыми накладками.

Основой для резины может служить натуральный каучук. Такая резина долговечна, устойчива к расслоению и растрескиванию, но и стоимость ее высокая. Для удешевления в состав могут добавлять синтетический каучук и присадки, улучшающие свойства резины. Если содержание синтетики невелико, свойства резины даже улучшаются, и она прочнее материала из чистого натурального каучука. Но если синтетика составляет бо’льшую часть материала, такие гусеницы существенно дешевле, но прочность и другие качества их ниже. Часто для изготовления гусениц применяют полиуретановые эластомеры.

Резиновые гусеницы могут быть альтернативой стальным, т. е. работать в составе классического гусеничного ходового механизма, либо устанавливаться на шины колесных мини-погрузчиков, причем утверждается, что установка занимает всего несколько минут. В последнем случае гусеницы почти наполовину уменьшают удельное давление машины на грунт, защищают шины от повреждений, улучшают сцепление с грунтом и опорную проходимость на слабых грунтах.

Разработаны технологии ремонта резиновых гусениц и существуют компании, специализирующиеся на их ремонте.

Очистка

Наверное, основным мероприятием, позволяющим увеличить срок службы резиновых гусеничных лент, является тщательная ежедневная мойка, особенно после работы в тяжелых, неблагоприятных условиях – в грязи или в снегу. Когда грунт накапливается  на направляющих  поверхностях гусениц, натяжение ленты увеличивается, напряжения в ней и нагрузки на другие детали ходового механизма возрастают.

Не допускайте длительного воздействия на гусеницы химически активных загрязнителей наподобие соли или нефтесодержащих продуктов, поскольку от их воздействия материал гусениц быстро разрушается. Следите, чтобы при заправке топливо не попадало на резиновые гусеницы. При попадании подобных продуктов на гусеницы немедленно смойте их.

Рекомендуется очищать и осматривать ведущие колеса и катки ходового механизма на протяжении всего рабочего дня, а не только в конце смены. Желательно очищать основную грязь с помощью моечной установки высокого давления. Если мойки высокого давления нет или она не помогает, придется работать старым испытанным способом: ломом и лопатой, а из узких мест удалять грязь отверткой.

При очистке ходового механизма особое внимание следует обращать на рабочие поверхности катков и колес, поскольку именно эти части особенно подвержены эрозии. Направляющие поверхности на гусеницах точно соответствуют форме рабочих поверхностей катков и колес. Если в полости на рабочих поверхностях набился грунт или асфальт (если машина много ездит по асфальту), он действует на поверхности гусениц, как наждачная бумага, а спустя какое-то время набившийся грунт или асфальт почти полностью стирает направляющие выступы на гусеницах.

Зачастую зимой операторы не очищают ходовой механизм после работы в снегу. Чтобы избежать обмерзания катков и колес, которые трудно будет заставить двигаться после морозной ночи, необходимо в конце каждого рабочего дня тщательно очистить ходовой механизм от снега и льда.

Приемы работы на резиновых гусеницах

Во время работы надо стремиться, чтобы на обе гусеницы приходилась равная нагрузка. Не следует разворачиваться путем противовращения гусениц или притормаживая одну из гусениц. При торможении одной гусеницы на другую приходится повышенная нагрузка. Рекомендуется выполнять повороты плавно. В результате резких поворотов противовращением мелкие камни и частицы грунта поднимаются в воздух, попадают между движущимися деталями ходового механизма и ускоряют их износ.

Если постоянно выполнять повороты машины только через одну сторону, увеличится износ зубьев ведущего и направляющего колес, катков и поверхностей траков со стороны, испытывающей наибольшую нагрузку. Рекомендуется выполнять повороты попеременно через обе стороны, чтобы уравнять износ компонентов ходового механизма.

    Чтобы уменьшить износ ходового механизма и разрушение опорной поверхности (например, асфальта), рекомендуется выполнять повороты и развороты в три приема:
  • подайте машину вперед с небольшим смещением влево;
  • сдайте назад и немного правее;
  • завершая разворот, подайте машину вперед и в нужном направлении.

Старайтесь избегать ударов краями гусениц о бордюрный камень и стенки.

При работе на склоне следует вести машину медленно и избегать резкого изменения направления движения. По возможности надо двигаться вверх или вниз по склону, а не в поперечном направлении. При движении и работе на гребне насыпей и во впадинах возрастает износ боковых частей гусениц, которые контактируют с опорной поверхностью.

Въезжая на резиновых гусеницах по аппарели или пандусу на прицеп, убедитесь, что ширина пандуса соответствует ширине гусениц и они не будут повреждены (замяты) бортами пандуса. При въезде-съезде с неправильно подобранных пандусов гусеницы могут изнашиваться больше, чем в процессе работы.

Если натяжение гусениц недостаточное, при преодолении бордюров, труб, лежащих на земле, и т. п. препятствий металлические детали резиновой гусеницы могут коснуться ходовой рамы и повредить ее. Следите за натяжением гусениц и по возможности старайтесь не переезжать через бордюры и подобные препятствия.

Старайтесь как можно меньше подвергать гусеницы воздействию экстремальных температур и солнечных лучей, это поможет снизить скорость старения резины. Нормальный температурный режим работы – от –25 до +55 °С. Если работа ведется при экстремальных температурах, необходимо уменьшить скорость машины.

Техническое обслуживание

Механики и операторы должны начинать каждую рабочую смену с подробного визуального осмотра всей машины. Это займет меньше пяти минут: обойти вокруг машины, проверить состояние направляющих поверхностей гусениц, убедиться в отсутствии расслаивания, растрескивания резины, посторонних предметов, застрявших в ленте, например кусков проволоки, и в удовлетворительном состоянии колес и катков. Важно заметить неисправность вовремя, когда еще можно ее легко отремонтировать и она не привела к большим разрушениям.

Ведущие колеса следует проверять и очищать от грязи каждые 50 моточасов, а если машина работает на абразивном грунте, например на песке, очистку следует проводить чаще.

Каждые два-три месяца рекомендуется выполнять более подробный техосмотр. Необходимо поднять хотя бы одну сторону машины домкратом или подъемником, чтобы снять нагрузку с ходового механизма, и проверить состояние подшипников колес и катков. Чрезвычайно важно также, чтобы все детали ходового механизма занимали правильное положение в плоскости – от этого зависит срок службы всех компонентов механизма.

В общем случае гусеница не должна быть слишком натянута, но и не должна сильно провисать. Если гусеница перетянута, нагрузка на ленту и ее износ, а также износ зубьев ведущего колеса возрастают, в результате ресурс гусеничной ленты может сократиться наполовину! У небольших машин провисание резиновых гусениц обычно должно составлять около 16...25 мм, у машин более тяжелых классов – до 50 мм. Точнее величина провисания указывается в инструкции по эксплуатации конкретной машины. Если провисание будет слишком большим, гусеница может сойти с катков.

При замене гусениц, перед тем как установить новые, надо проверить состояние и положение в плоскости катков и колес.

Резиновые гусеницы не требуют сложного и дорогого техобслуживания. Если мыть их ежедневно, передвигаться и выполнять повороты на машине плавно, регулярно осматривать ходовой механизм, резиновые гусеницы прослужат долго.

 
    Если вам предлагают на выбор резиновые гусеницы, внешне почти не различающиеся, но с существенной разницей в цене, причинами тут могут быть:
  • использована разная по качеству резиновая смесь (гусеницы из синтетической резины имеют густо-черный цвет и выглядят блестящими и маслянистыми);
  • использована резина вторичной переработки, качество которой ниже натуральной (гусеницы из переработанной резины мягче обычных, имеют серый цвет или цвет сверху и снизу различается);
  • более дешевая гусеница изготовлена по устаревшей технологии (плоская лента, соединенная в кольцо), хотя продавец может уверять, что армирующие тросы цельные («бесконечные»).
 

Как проверить, правильно ли движется гусеничная лента

1. Подайте машину вперед на расстояние не менее 60 м со скоростью не более 8 км/ч по ровной горизонтальной площадке, не исправляя направления движения рулевыми механизмами.

2. Дайте машине свободно передвигаться по инерции до полной остановки, не притормаживая и не управляя ею.

3. Включите стояночный тормоз и выключите двигатель.

4. Подложите под гусеницы стопорные башмаки спереди и сзади, чтобы предотвратить самопроизвольное движение машины.

5. Измерьте зазор между направляющими поверхностями гусениц и катков и убедитесь, что он соответствует рекомендациям производителя. Некоторые производители, например, рекомендуют, чтобы между направляющими поверхностями гусениц и катков поддерживался зазор 10…12 мм. Если рабочие поверхности гусениц смещены к одной из боковых сторон или контактируют с катками, необходимо отрегулировать положение гусеничной ленты. Подробные требования к взаимному положению деталей ходового механизма приводятся в инструкции по эксплуатации конкретных машин.

УЗЛЫ, АГРЕГАТЫ, КОМПОНЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ Ходовая часть
Станислав Протасов Основные Средства 02'2011 8 февраля 2011

Комментарии (0)