Как избежать проблем при эксплуатации гидромолота
Рекомендации по работе с гидромолотом
Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя
Воров просят не беспокоиться (ч .2)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
Scania R113 380
Хорош на первый взгляд. Давайте еще раз убедимся
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Земные спасатели космонавтов (ч.1)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке
Диметиловый эфир (ч.1)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа

Моторные масла для дизеля и не только...

Николай Протасов
 
 
 

Вопрос снижения трения и уменьшения износа трущихся поверхностей решался по-разному, но ключевыми стали два направления. Одно – это повышение твердости контактирующих поверхностей. Второе направление, получившее наибольшее развитие, заключается в создании специальных сред, минимально разъединяющих контактирующие поверхности.

Все масла делятся на несколько групп по назначению – моторные, трансмиссионные, индустриальные, турбинные, компрессорные, специальные. Моторные масла – наиболее масштабная группа как по объемам производства, так и по ассортименту. Эти масла в свою очередь подразделяются на масла для авиационных двигателей, для газотурбинных, а также на масла для карбюраторных и дизельных двигателей. Такое разделение обусловлено значительным различием конструкций и условий эксплуатации разных видов двигателей. Например, дизели, имеющие наибольшее распространение в конструкциях спецтехники и коммерческого транспорта, отличаются от других видов двигателей большим разнообразием типов, способов смесеобразования, широким диапазоном агрегатной мощности. Поэтому в них используются специальные моторные масла, значительно различающиеся по параметрам, эксплуатационным свойствам, технологическим требованиям.

Важнейшим эксплуатационным показателем для дизельных моторных масел является термоокислительная стабильность – способность масла противостоять реакции взаимодействия с кислородом воздуха при нормальной температуре. Окисление прямо зависит от температуры. Повышение температуры двигателя с 50 до 150 °С приводит к возрастанию скорости окисления в 1700 раз! Снизить уровень окисления призвана антиокислительная присадка моторного масла.

Большой проблемой эксплуатации дизельного моторного масла является и склонность смазывающих масел к образованию отложений на сильно нагретых деталях двигателя – нагаров, лаков, осадков. Появление этих «новообразований» объясняется качеством дизтоплива, наличием в нем и в масле механических примесей, продуктов износа, пыли. Борьба с образованием нагара возложена на моющую присадку в моторном масле.

Базовые масла, являющиеся основой дизельных моторных масел, получают из малосернистой или сернистой нефти путем компаундирования либо дистилляции. Базовое масло может иметь и синтетическое происхождение, а иногда оно является смесью масел – полученного из нефти и синтезированного. Выбор марки дизельного масла определяется назначением и типом дизеля, уровнем его форсирования, жесткостью условий эксплуатации и качеством применяемого топлива.

Высокие требования к качеству современных масел привели к необходимости создания композиций многофункциональных присадок, в которых отдельные компоненты не просто механически смешиваются, но продуман механизм их химического взаимодействия, в результате чего не только повышаются эксплуатационные свойства масел, но и проявляются новые, положительные свойства. В основном присадки добавляют в базовые масла в очень малых количествах, от долей процента до нескольких процентов. Противоизносные, антифрикционные, антиокислительные, депрессорные, противопенные и другие присадки в целом присутствуют в количестве около 15% в композициях, а вязкостные присадки могут добавляться в гораздо большем количестве, до 20 и даже 30%, и это, конечно, существенно влияет на изменение эксплуатационных свойств базовых масел.

Состав присадок зависит от особенностей двигателей, для которых они предназначены, и в большей степени от самой основы масла. В базовом масле нефтяного происхождения используются одни виды присадок, а в синтетическом – другие. В «полусинтетике» присадки подбираются таким образом, чтобы не возникали непредвиденные химические реакции как с одной, так и с другой основами. Ведь это образно говорится, что полусинтетика – это смесь синтетического и минерального масел. На практике, конечно, полусинтетическое масло не получишь, просто соединив эти два вида масел.

В соответствии с российским ГОСТ 17479.1–85, адаптированным под классификацию SAE – признанную во всем мире классификацию Американского общества автомобильных инженеров, основанную на разделении только по вязкости, наибольшее распространение для дизельных двигателей получило использование масел группы В2. Это летнее М-10-В2 и зимнее М-8-В2. Масла этой группы специально предназначены для работы в мало- и среднефорсированных автотракторных дизелях. В его объемном составе содержится 7…8% присадок, объединенных в специальную композицию. А в композицию присадок зимнего масла введены дополнительно депрессорные присадки.

Моторные масла группы Г2 рассчитаны на работу в высокофорсированных дизельных двигателях, работающих в особо тяжелых условиях, когда необходим увеличенный пробег транспортного средства до смены масла. Для летнего периода рекомендуется масло М-10-Г2, а зимой подойдет сорт М-8-Г2. Группа масел Г2 имеет улучшенные эксплуатационные свойства по сравнению с маслами группы В2, так как содержит тот же набор присадок, но количество их в базовом масле удвоено – 14%.

Для высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, для большегрузных автомобилей и промышленных тракторов разработаны масла М-10-ДМ для летнего периода эксплуатации и М-8-ДМ для использования зимой.

Оборотной стороной положительного, казалось бы, процесса введения большого количества присадок является то, что при изменении баланса многочисленных присадок происходит резкое падение стабильности масла. Разбалансировка может произойти, если в масло попадет какое-то количество, даже небольшое, топлива или воды. Также баланс может поменяться в связи с окислением масла в процессе эксплуатации. В результате поверхностно-активные вещества (ПАВ) присадок теряют свои свойства, вступая в реакцию с побочными продуктами. При этом снижается не только эффект присутствия этих присадок в базовом масле, но и ухудшаются трибологические, смазывающие, свойства самих базовых масел. Дисбаланс может наступить и при добавлении в моторное масло отдельно продающихся присадок. Последствия разбалансировки еще раз подтверждают, что, каким бы чудодейственным ни казался эффект применения, обещанный производителем или продавцом добавки в моторное масло, нежелательно без особой необходимости и уверенности в успехе самостоятельно менять баланс в составе композиции присадок.

Несомненно, важнейшим фактором длительного эффективного срока службы автотехники является использование топливно-смазочных материалов высокого качества. Это подтверждают известные исследования передовых нефтяных компаний. В 1996 г. был зарегистрирован безремонтный пробег длиной 1,6 млн. км дизельных двигателей Cummins и Detroit Diesel, работавших на маслах компании Chevron Texaco. Корпорация Exxon Mobil для демонстрации возможностей своих синтетических моторных масел Mobil 1 в течение 4,5 лет испытывала на форсированных режимах двигатель BMW 325i, систематически производя замену масла в соответствии с требованиями завода-изготовителя. После наработки в 1 млн миль разборка и тщательный обмер деталей двигателя показали, что износ всех деталей оказался в допусках, установленных заводом-изготовителем при выпуске новых автомобилей. К большому нашему сожалению, отечественная промышленность сегодня производить подобные масла не может, в отличие от Exxon Mobil.

Бренд Mobil Delvak, являющийся собственностью Exxon Mobil, известен во всем мире, ему более 85 лет. В линейке продуктов Mobil Delvak минеральные, полусинтетические и синтетические масла как для бензиновых двигателей, так в основном и для высоконагруженных дизельных.

Специалисты рекомендуют использовать синтетическое масло Mobil Delvас 1, если вашему грузовику от 1 года до 5 лет. Вы спокойно будете себя чувствовать в лютый мороз – температура замерзания масла минус 55 °С. Интервал замены масла, конечно, у каждой транспортной единицы свой, но с уверенностью можно сказать, что ресурс синтетического масла Mobil по сравнению с ресурсом минерального раза в четыре, а то и пять выше.

Если грузовику более 5 лет, то наилучший вариант – минеральное масло Delvac MX. Оно значительно дешевле синтетического, но в то же время мало чем уступает по свойствам. Температура замерзания – минус 33 °С, композиция сбалансированных присадок обеспечит защиту от окисления и коррозии, а загущающие присадки (модификаторы вязкости) обеспечивают маслу всесезонность. Delvac MX имеет официальное одобрение Volvo, Renault, MAN.

Что касается техники в возрасте более 10 лет, то здесь надо определяться. Если очевидно, что грузовик еще послужит несколько лет, надо продолжать использовать масло, выбранное для работы в предыдущей возрастной группе, а именно Delvak MX. Но если вы уже не видите перспектив для машины и эксплуатация ее выливается в постоянные затраты, в том числе на долив масла, то, конечно, использовать дорогое масло бессмысленно. Надо пользоваться недорогим отечественным минеральным маслом, пока грузовик не доживет свой век.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ГСМ
Николай Протасов Основные Средства 12'2010 13 декабря 2010

Комментарии (0)