Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
Стандарты токсичности в Евросоюзе
Дизельные двигатели внедорожных машин
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 1)
Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
Земные спасатели космонавтов (ч.2)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
 2
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 2)
Подземные труженики
Основы бестраншейных технологий
Всё по-взрослому
Телескопические и прочие компактные подъемные краны
Как очистить солярку от воды
Фильтры-сепараторы Fleetguard из материала StrataPore
 1
Тюнинг ковша
Защита ковша от износа
 1
О приемах против «ломов» (ч.1)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором

Тормозные колодки

Критерии выбора

Николай Протасов
По оценкам экспертов, около 80% всего российского импорта автозапчастей и комплектующих поступает из стран Юго-Восточной Азии, еще 15% к нам попадает из Индии и Турции и лишь 5% автокомплектующих приходит в Россию из Америки, Японии и Европы.
 
 
 
 
 
 
 
 

Некоторые тормозят колодками, а некоторые – дисками (народная мудрость)

По оценкам тех же экспертов, 95% автомобильных комплектующих, произведенных в Юго-Восточной Азии и завезенных в Россию, не соответствует предъявляемым требованиям, в первую очередь по надежности. Тормозные колодки не обладают необходимыми фрикционными свойствами, не обеспечивают требований безопасности движения, но они дешевы и внешне выглядят неплохо. Покупатель, заинтригованный ценой, их берет.

Некачественный фрикционный материал прежде всего может проявить себя в виде сильного биения или вибрации, возникающей на высокой скорости. Такое явление называется «горячей вибрацией» и связано с перегревом тормозных дисков. Материал накладок должен обеспечивать хорошую теплопроводность и отводить тепло от поверхности тормозного диска, не допуская его перегрева и коробления.

При нагреве колодок до 250…260 °С, а именно такие температуры в зоне торможения при движении на крутых спусках, тормозной коэффициент в хороших колодках снижается на 15…20%, что не представляет опасности для автомобиля, тогда как в некачественных колодках этот коэффициент снижается на 40%, а потеря почти половины тормозных свойств – это уже серьезно.

Всем колодкам свойственно выделять газ при интенсивной эксплуатации, т. е. при высокой температуре из органических смол, входящих в состав фрикционной смеси. Но если заводские оригинальные колодки подвержены такому явлению лишь в короткий период в начале эксплуатации, то «контрафакт» может подвергаться постоянно такой, как выражаются водители, «линьке», даже при не предельно высоких температурах. Между тормозной накладкой и диском присутствует пленка газа, которая снижает эффективность торможения.

Известны многочисленные случаи, когда накладки на некачественных колодках попросту отклеивались во время движения, и тогда минимальным ущербом становился выход из строя тормозного цилиндра и потеря тормозной жидкости, а о более серьезных потерях вы можете догадаться сами.

«Правильные» колодки будут не только долго и надежно выполнять свои функции, но и сохранят тормозной диск или барабан целым и невредимым длительное время, тогда как кустарные «изделия» либо сотрутся, не успев притереться, либо в два счета испортят тормозной диск или барабан, проделав в нем глубокие канавы.

Сколько прослужат сделанные непонятно кем колодки

Переупаковщики – маркетинговые фирмы, размещающие отдельные заказы в общем-то где придется, а затем реализующие эту продукцию под своим брендом, однако достаточно «раскрученном» на этот момент. Определение «переупаковщик» все больше проникает в нашу действительность, оно, как говорится, на слуху, а рынок запчастей вообще этими фирмами буквально оккупирован. К предприятиям-переупаковщикам можно относиться по-разному, но одно дело, когда речь идет о качестве, например, воздушных фильтров, хотя деталь эта, безусловно, имеет большое значение «в жизни» автомобиля. Но еще более тревожно, когда на прилавки поступают «переупакованные» подшипники или тормозные колодки. И хотя никто не отменял, да и не отрицает действия законов «О защите прав потребителя», «О техническом регулировании», «О рекламе», разрекламированная, но часто некачественная продукция широким потоком поступает в нашу торговлю.

«Переупакованную» продукцию продают по довольно высокой цене, но обязательно ниже оригинала. И покупатели находятся, так что дело это выгодное. Упакованы колодки обычно добротно, в яркую и красивую тару, с крупными надписями латинскими буквами – «LUX», «SUPER», «MASTER» и т. п. Но информации о производителе на упаковке не найти или она такова, что почти ничего не сообщает, например: «Сделано в Европе». И даже если несколько определеннее напишут: «Japan» или «Germany», то это лишь страна регистрации фирмы как юридического лица. Еще могут быть указаны многоканальный телефон и сайт. В идеальном случае на сайте можно найти общую информацию о продукции.

Переупаковщики все же осуществляют определенный отбор и контроль реализуемых колодок. Ведь они, как правило, требуют, чтобы изготовитель ставил на продукции клеймо с их названием. Есть даже мнение, что деятельность переупаковщиков наводит некий порядок на рынке – вместо нескольких различных производителей продукцию представляет одна фирма, еще и отвечающая за качество. Якобы марку переупаковщики держать стараются, иначе не оправдаются затраты на раскрутку бренда.

И все же качество зависит скорее от добросовестности реального производителя, а не от фирмы-переупаковщика. В производстве тормозных колодок есть много тонкостей. Это и строгое соблюдение количественного состава смеси, и контроль температуры и времени спекания, и соблюдение необходимого усилия прессования, и множество других технологических закавык. Франчайзинговая компания не способна проконтролировать весь технологический процесс, а изготовитель может не проинформировать об отклонениях, возникших в процессе производства. Брак-то, как правило, скрытый. Поэтому качество продукции фирм-переупаковщиков нестабильно.

Есть и еще одна особенность. Довольно часто производитель, не меняя тормозную систему автомобиля принципиально, подвергает ее небольшим конструкционным изменениям, и тогда уже колодки потребуются немного иные – и по каркасу, и по накладке. А это означает, что для их производства нужны новые пресс-формы, испытания, сертификация. В общем, программа не на один месяц. А можно сделать проще: не теряя понапрасну времени (оно же – деньги), на прежней коробке дописать новую модификацию в надежде, что покупатель сам подпилит-подрежет где надо. Не слишком добросовестные изготовители, в том числе из азиатских регионов, если изменения в принципе небольшие, именно так и поступают.

К сожалению, и именитые бренды используют продукцию индийских и азиатских производителей, не всегда тщательно контролируя качество, хотя и реализуют под своими марками. При нынешнем огромном многообразии техники они не в состоянии изготовить самостоятельно весь заявленный в каталоге ассортимент деталей, а охват максимального числа моделей – это престиж. Тем более что себестоимость колодки, изготовленной на Тайване или в Малайзии, будет значительно ниже, чем аналогичной колодки, произведенной на немецком или французском заводе, а используя бренд, реализовать ее можно по той же цене. Кто устоит перед таким соблазном?

Но если известные фирмы дорожат авторитетом своего бренда, да и многие фирмы-переупаковщики не безразличны к мнению об их марке, то кроме них на прилавках полно тормозных колодок откровенно низкого качества. Сегодня, по оценкам экспертов автомобильного рынка, каждая четвертая, а по некоторым позициям каждая вторая автомобильная запчасть не имеет официального заводского происхождения. Недаром Интерпол приравнивает доходы контрафактной индустрии к доходам наркобизнеса, причем индустрия подделок самая интенсивно развивающаяся отрасль мировой экономики.

Как уберечься от «плохого»

Первый признак качественных колодок – хорошее полиграфическое оформление упаковки, причем изделия, как правило, комплектуют паспортом изделия, инструкцией по замене колодок. На упаковке имеется исчерпывающая информация о местонахождении производителя и контактах в случае выявления скрытых дефектов. На упаковку наносится обычно маркировка колодок по каталогу, ставится защитная пломба.

Металлическая часть колодки имеет либо гальваническое покрытие, либо аккуратное покрытие порошковой краской, нанесенной промышленным способом. Чаще всего на краску наносят логотип фирмы-производителя и химический состав фрикционной смеси, используемой в накладках.

Поверхность тормозных накладок должна быть однородного цвета со следами в виде эллипсных разводов, которые образуются после заключительной заводской шлифовки. Накладки могут быть серого, зеленого, черного и даже синего цвета в зависимости от состава фрикционной смеси. На поверхности накладок для дисковых передних тормозов должны равномерно располагаться вкрапления из стружки цветного металла. Эти составляющие во фрикционных смесях обеспечивают дополнительный теплоотвод в случае экстремального торможения. Ведущие производители наносят на колодку на расстоянии от контактной области суппорта номер партии и дату производства изделий.

Колодки кустарного изготовления обычно упакованы небрежно. Сами накладки могут иметь по краям заметные сколы, трещинки как на поверхности самой накладки, так и по ее краям. На поверхности накладки можно рассмотреть неизмельченные частицы, а сама поверхность накладки может иметь выпуклости или углубления. В связи с тем, что технология изготовления, как правило, не соблюдается, поверхность накладки имеет либо повышенную твердость, что чувствуется на ощупь, либо, напротив, слишком мягкая, что тоже ощущается. Это однозначно проявится при эксплуатации либо в повышенном износе тормозных дисков, либо в быстром истирании накладок и образовании большого количества пыли, хотя последствия могут быть гораздо серьезнее.

Звуковые эффекты нравятся не всем

Есть мнение, что скрип, возникающий при торможении, является признаком плохого качества фрикционной накладки. Это так и не так. Как уже отмечалось, фрикционный состав накладки сложный. Это три десятка компонентов, отдельные компоненты отвечают за гашение посторонних звуков. Одной из причин скрипа может быть недобросовестность изготовителя, сэкономившего на таком компоненте (или компонентах). Однако исследования показали, что только у трети жалующихся на «звуковое сопровождение» торможения были некачественные колодки. Скрипят и свистят и оригинальные колодки. Часто звук появляется после попадания грязи в зону контакта накладки и тормозного диска. Если попадают частицы твердые, не истирающиеся сразу, они могут проникнуть в поверхностный слой накладки и долго вызывать писк. Могут издавать свистящие звуки и абсолютно новые колодки, если тормозной диск имеет значительный износ и накладка к нему притирается.

Но основной причиной посторонних звуков является вибрация тормозной колодки. Причину вибрации до конца ученые еще не установили. Многие производители тормозных колодок устанавливают на обратную сторону колодки тонкий дополнительный лист, предназначенный для гашения высокочастотных колебаний, являющихся возможной причиной возникающего звука и, таким образом, эту проблему не всегда, но решают.

В итоге…

Выход один – надо пользоваться колодками проверенных производителей. Например, российского концерна «Цитрон». Его тормозные колодки эффективно работают даже при очень низких температурах, при высокой влажности. Все этапы производства строго контролируются специалистами предприятия в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001. Колодки сертифицированы Центром аналитических исследований НАМИ. А в случае каких-либо замечаний потребителей сотрудники «Цитрона» всегда готовы тщательно разобраться и выявить причину возникших вопросов с тем, чтобы исключить в дальнейшем даже мелкие претензии. Тормозные колодки «Цитрона» не уступают лучшим иностранным образцам.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, СЕРВИС ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МЫ ВЫБИРАЕМ... Тормозная система
Николай Протасов Основные Средства 09'2010 6 октября 2010

Комментарии (0)