Моторное масло – «кровь сердца» автомобиля

Станислав Протасов

Самым «вредным» явлением, возникающим в работающем двигателе, можно назвать накопление металлических частиц в моторном масле. Наиболее интенсивно это накопление происходит, если двигатель работает практически без смазки, коэффициент трения – 0,2…0,8, а в специальной литературе такой процесс характеризуется как сухое трение. Эксплуатация, безусловно, невозможна, но на производстве бывает всё.

Самым «вредным» явлением, возникающим в работающем двигателе, можно назвать накопление металлических частиц в моторном масле. Наиболее интенсивно это накопление происходит, если двигатель работает практически без смазки, коэффициент трения – 0,2…0,8, а в специальной литературе такой процесс характеризуется как сухое трение. Эксплуатация, безусловно, невозможна, но на производстве бывает всё.

При пуске двигателя либо при его остановке возникает так называемое граничное трение. Коэффициент трения в этом случае равен 0,06…0,15. Это также наносит ощутимый вред трущимся поверхностям, никуда не денешься. Граничное трение возникает даже при резком изменении режима движения.

Наиболее благоприятный режим так называемого жидкостного трения возникает, когда двигатель полностью прогрет, а масляный насос создает необходимое давление в системе. Но средняя температура в зоне цилиндропоршневой группы – 260…300 °С. Коленвал прогревается до 130…150 °С. Температура отбирающего это тепло масла в картере – 70…100 °С. Масло окисляется, на днищах поршней, в камере сгорания, на клапанах образуется нагар – твердое вещество, смесь кокса, различных смол, железа, кремния, свинца и т. д.

Результатом окисления является и появление в масле щелочей и минеральных кислот, а это вещества, вызывающие коррозию, разрушающие поверхности деталей, особенно вкладыши подшипников коленвала.

Но и это не всё. На горячих поверхностях юбки поршня, в канавках поршневых колец появляются в результате окисления так называемые лаковые отложения. Отложения эти смываются и попадают, естественно, в циркулирующее масло.

Изложенное выше должно еще раз привлечь внимание к тому, что двигатели подвергаются главным образом абразивному износу, в результате многолетнего опыта моторостроения и эксплуатации автомобилей и тракторов установлено, что он составляет 50…60% всех видов износа.

Объемы реализации смазочных материалов в России составляют 8% общемирового спроса. В натуральном виде это более 3 млн. т в год. Транспортные масла занимают в структуре спроса около 30% от общего объема масел, а транспортные масла для коммерческой и специальной техники составляют 70% всего объема транспортных масел. Цифры внушительные, в докризисный период рост рынка масел составлял 6…8% в год. Но последние годы производство масел в России неуклонно сокращается, смещение в сторону импорта очевидно.

Схема работы этой отрасли в мировой экономике упрощенно выглядит так: четыре мировые лаборатории – Chevron additive, Lubrizol, Shell additive, Infinium разрабатывают присадки и составляют формулы масел на основе требований автопроизводителей.

Современные моторные масла представляют собой сложные композиции, включающие до восьми и более видов присадок функционально различного назначения. Присадки – это искусственно созданные вещества, обладающие свойствами улучшать определенные характеристики масел. Основой моторного масла служит так называемое базовое масло, имеющее несколько категорий. Это прежде всего минеральное масло, получаемое, как и на заре автомобилестроения, из нефти. Синтетическое масло, появившееся в 1976 г., представляет собой синтезированный прототип минерального масла, но с серьезно улучшенными параметрами, прежде всего в отношении температурно-вязкостной стабильности. «Синтетика» вообще обладает свойствами сохранять начальную «формулу» в течение длительного времени, что существенно отодвигает принятые ранее сроки периодической замены масла.

Отдельным видом базового масла является смесь этих двух видов масел в пропорции 30…50% синтетического и 50…70% минерального, получившее название полусинтетического.

Гидрокрекинговое масло получают, по сути, как и минеральное, из нефти. Но в результате специальной технологии каталитического гидрокрекинга, впервые примененной в США в 1970-х гг., показатели полученного продукта находятся практически на уровне «синтетики», а процесс получения такого масла значительно дешевле синтетического.

Масла фирм-«столпов» защищены всевозможными сертификатами и патентами. Лицензии на производство масел продаются непосредственно производителям масел и смазок, осуществляющим компаундирование (смешивание) масел и присадок на своих производствах. Эти производители либо принадлежат к вертикально интегрированным компаниям – гигантам, осуществляющим весь комплекс технологических процессов от добычи нефти до выпуска готового продукта, либо представляют малочисленные относительно небольшие независимые компании. Поэтому мировые лидеры по производству моторных масел выпускают очень близкие по характеристикам, хотя и имеющие некоторые определенные различия, в зависимости от производителя, масла и смазки.

Продукция крупнейших нефтеперерабатывающих концернов Shell, Chevron, BP-Castrol, «ЛУКойл», ZIC практически не имеет каких-либо дефектов, связанных с нарушениями технологий. Ассортиментный ряд масел этих производителей охватывает весь сектор традиционных минеральных масел, продающихся по «демократичным» ценам, а также весь спектр дорогостоящих полностью синтетических масел.

Особо хотелось бы остановиться на деятельности крупнейшего в мире концерна ExxonMobil. В современной ситуации вектор развития моторных масел ориентирован на показатели экономичности и экологичности двигателя, а уже косвенно прорабатываются направления повышения ресурса двигателя за счет использования высококачественного масла, даже срок службы самих масел не является в данный период приоритетным показателем. Это подтверждается новейшей разработкой компании ExxonMobil – Mobil Delvac MX ESP 15W-40. Специальное минеральное масло, предназначенное для коммерческих автомобилей, разрабатывалось для двигателей, в конструкции которых применены устройства уменьшения количества отработавших газов. Это дизельные сажевые фильтры (DPF) и каталитические нейтрализаторы (DOC). Новое масло Mobil Delvac отлично себя проявляет как при эксплуатации в двигателях спецтехники, так и при использовании на автобусах, магистральной технике. Причем масло подходит для бензиновых двигателей не только современных, но и старых конструкций.

ExxonMobil вообще постоянно демонстрирует передовые научные разработки. «Центральный» продукт концерна, выпущенный на рынок в начале 2009 г., масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30 полностью синтетическое малозольное, предназначенное для дизельных двигателей высокой мощности, определяет целую линейку масел Mobil Delvac для малотоксичных дизельных двигателей с высокими эксплуатационными характеристиками. Новый продукт компании масло Mobil Delvac MX ESP 15W-40 прекрасно дополнило существующий ряд. Оно отличается устойчивой химической структурой, улучшенными вязкостными характеристиками. Специально подобранные детергентные присадки обеспечивают дополнительную защиту от образования отложений, а сбалансированный состав обеспечивает противостояние масла воздействию кислоты и коррозии, что обусловлено высоким стартовым уровнем общего щелочного числа (TBN).

Какому производителю вы отдадите предпочтение? Для рынка моторных масел характерна «привязанность» потребителей к понравившейся когда-то марке, бренду, и это неплохо. Выбирайте масло производителя с безупречной репутацией, в качестве продукции которого вы не сомневаетесь. Этим вы защитите свой двигатель от многих возможных проблем.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, СЕРВИС ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ГСМ
Станислав Протасов Основные Средства 06'2010 28 июня 2010

Комментарии (0)