Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости
Ресайклеры – машины для реконструкции дорог
Всё по-взрослому
Телескопические и прочие компактные подъемные краны
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 1)
Критерии работы фильтров
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
Из истории создания гидравлических молотов
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
 1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Защита инструмента гидромолота от грязи и автоматическая смазка
 1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
 5
Выбираем манипулятор
Разбор конструкций, ва­ри­ан­тов и опций КМУ

Переходим на сверхнизкосернистое топливо

Станислав Протасов
Европа и США постепенно переходят на использование сверхнизкосернистого дизельного топлива, поэтому российским читателям будет полезно узнать о его достоинствах и недостатках подробнее. Использование этого вида топлива улучшает экологичность транспорта, однако люди, как это часто бывает, устраняя одни проблемы, порождают другие.
 
 
 
 
 
 
 

(По материалам зарубежной прессы)

Сверхнизкосернистым (англ. аббревиатура ULSD) принято называть дизельное топливо с содержанием серы не более 15 ppm. Дизельные двигатели, оснащенные наиболее современными компонентами очистки отработавших газов (ОГ) в системе выпуска, такими как сажевый фильтр с каталитическим нейтрализатором, должны работать на сверхнизкосернистом топливе, чтобы предотвратить повреждение этих компонентов, потому что нейтрализаторы отравляются серой и ее соединениями. Большинство европейских дорожно-строительных и прочих внедорожных машин изготовления 2007 г. и позже, соответствующих нормам Tier 4i (промежуточные) и Tier 4, уже оснащены компонентами обработки ОГ в системе выпуска, которые очень чувствительны к уровню содержания серы в топливе.

В таблице приведены даты введения в действие стандартов Tier 4i и Tier 4 для различных групп дизельных двигателей по мощности.

В Калифорнии с 1 сентября 2006 г. и для дорожных, и для внедорожных машин продают только дизтопливо с содержанием серы не более 15 ppm, а с 1 октября 2010 г. все 100% дизельного топлива, продаваемого в США в розничной торговле, должно содержать не более 15 ppm серы. Его подкрашивают в красный цвет.

Следует отметить, что после введения требований на содержание серы до 15 ppm в топливе для некоторой части машин многие розничные торговые предприятия перешли на реализацию только сверхнизкосернистого топлива, поскольку держать запас двух сортов топлива нерентабельно. Им выгоднее поставлять в ваш машинный парк только один сорт дизтоплива, и следует обязательно интересоваться и контролировать, топливо с каким содержанием серы поставляют на предприятие.

Необходимо предостеречь неосторожных руководителей, желающих сэкономить и заправляющих высокосернистым топливом,  предназначенным для внедорожных машин, магистральные грузовики производства «2007 г. и позже». Во-первых, это запрещено законом. Кроме того, высокосернистое топливо может ухудшить производительность и надежность двигателя магистрального грузовика и его сажевого фильтра. Право на гарантийное обслуживание двигателя также утрачивается.

Сроки введения в действие норм токсичности ОГ
Мощность двигателя, кВт Стандарт Дата введения
130...560
Tier 4i
1 января 2011 г.
56...130
Tier 4i
1 января 2012 г.
19...37
Tier 4i
1 января 2008 г.
37...56*
Tier 4i
1 января 2008 г.
37...56
Tier 3
1 января 2008 г.
37...56
Tier 4
1 января 2012 г.
37...56*
Tier 4
1 января 2013 г.
130...560
Tier 4
1 января 2014 г.
56...130
Tier 4
1 января 2015 г.
*По выбору производителя.

Хотя и распространено мнение, что сверхнизкосернистое топливо будет стоить дороже обычного (американские специалисты считают, что повышение цены составит от 5 до 13 центов за литр), на самом деле это вопрос спорный, поскольку рыночное ценообразование не укладывается в простые схемы. Рассмотрим подробнее некоторые проблемы, которые могут возникнуть при переходе на сверхнизкосернистое дизельное топливо.

Выпадание осадка и увеличение расхода топлива

В цистернах, а также в топливной системе старых двигателей, прежде работавших на высокосернистых сортах топлива (более 500 ppm), на стенках со временем формируются твердые отложения. Присадки, которые вводят в сверхнизкосернистое топливо для улучшения смазывающих свойств, являются природными растворителями, да и у самого сверхнизкосернистого топлива выше растворяющая способность, чем у дизтоплива с высоким содержанием серы. Поэтому после перехода на сверхнизкосернистое топливо надо тщательно следить, не появляются ли в топливе загрязнения, смытые со стенок топливного бака, и не забились ли грязью топливные фильтры, в том числе в цистернах, где хранится топливо, и в топливозаправщиках. Готовясь к переходу на сверхнизкосернистое топливо, заблаговременно проведите превентивное техническое обслуживание топливных цистерн и машин, а затем почаще заменяйте топливные фильтры.

Сверхнизкосернистые сорта топлива могут оказывать отрицательное влияние и на уплотнения топливной системы, поэтому после перехода на сверхнизкосернистое топливо, особенно в старых машинах, необходимо следить, не появились ли подтекания топлива через уплотнения.

В зависимости от технологии, по которой удалялась сера из топлива, возможно небольшое увеличение расхода по сравнению с высокосернистым топливом. У сверхнизкосернистого топлива энергосодержание несколько ниже. Испытания в реальных условиях эксплуатации показали возможность увеличения расхода топлива до 3%.

Ухудшение смазывающей способности, уменьшение отложений в форсунках, ухудшение текучести при низких температурах

В процессе удаления серы из дизельного топлива снижается и содержание кислорода, азота, ароматических соединений и прочих природных смазывающих веществ и антиоксидантов. Поэтому смазывающие свойства у сверхнизкосернистого топлива гораздо ниже, чем, например, у дизельного, содержащего 500 ppm серы. Чтобы улучшить смазывающую способность, в топливо вводят присадки. При лабораторных испытаниях смазывающей способности дизтоплива по методу HFRR максимальный диаметр пятна износа не должен превышать 520 мкм. Смазывающая способность топлива особенно важна для машин старого выпуска, поскольку в них смазка топливной аппаратуры обычно осуществляется дизельным топливом. Соответственно при ухудшении смазывающей способности ускоряется износ компонентов системы впрыска.

Помимо этого некоторые технологии, применяемые при производстве сверхнизкосернистого топлива, могут придать ему предрасположенность к образованию отложений в форсунках систем высокого давления Common Rail. Как результат возможны перебои в работе двигателя, пропуски воспламенения и потеря мощности. Если это произойдет, следует проконсультироваться с поставщиком топлива и приобрести моющие присадки к топливу, которые помогут предотвратить формирование отложений в форсунках. Необходимо также выяснить у поставщика машины, какие именно присадки одобрены к применению производителем двигателя.

Текучесть при низких температурах у сверхнизкосернистых сортов топлива ниже, чем у высокосернистых, потому что в составе первых больше парафина. Для улучшения низкотемпературной текучести в дизтопливо вводят специальные присадки. Следует помнить, что присадки, улучшающие текучесть высокосернистого топлива при низких температурах, могут не оказать нужного действия в сверхнизкосернистом топливе. Поэтому, выбирая присадки для улучшения текучести, следует убедиться, что они предназначены именно для сверхнизкосернистого топлива и что их применение допускается производителем машины или двигателя.

Следует заметить, что все необходимые присадки, как правило, вводятся в сверхнизкосернистое топливо еще при изготовлении, и конечному потребителю вряд ли придется этим заниматься, но знания о присадках ему не помешают.

Размножение микробов

В сверхнизкосернистом дизтопливе более интенсивно размножаются микробы, чем в топливе, содержащем 500 ppm и более серы. При длительном хранении топлива микробы могут сильно размножиться, даже в топливном баке автомобиля. Масса микроорганизмов способна закупорить топливный фильтр, поэтому при работе на сверхнизкосернистом топливе рекомендуется чаще менять топливные фильтры. Особенно внимательно следует контролировать состояние топлива при сезонных заменах – с зимнего на летнее и наоборот, когда долго хранившееся топливо заправляют из цистерн. Посмотрите, не видно ли в топливе темных скользких сгустков, особенно на границе топлива и скопившейся на дне цистерны воды. Может ощущаться запах тухлых яиц, внутренние стенки цистерны могут быть покрыты слизью, она также может скапливаться в отстойнике для слива воды.

Микроорганизмы могут размножаться очень быстро и образовывать скопления в виде длинных полос, «лепешек» или комков. Избавиться от них можно только с помощью специального биоцида (препарата, уничтожающего или подавляющего рост микроорганизмов) для дизтоплива. Рекомендуется регулярно обрабатывать биоцидом цистерны для дизельного топлива.

О преимуществах сверхнизкосернистого

Если работа старых машин, прежде работавших на высокосернистом топливе, может ухудшиться при переходе на сверхнизкосернистое топливо, то рабочие показатели новых машин при работе на сверхнизкосернистом топливе, наоборот, могут улучшиться. Такое топливо лучше распыляется при высоком давлении и улучшает экологические показатели двигателя.

Благодаря использованию сверхнизкосернистого топлива удается избавиться от некоторых проблем с моторным маслом. Из серы образуется серная кислота, которая разлагает полезные присадки в моторном масле, поэтому при работе на сверхнизкосернистом топливе моторное масло надо будет менять реже. Однако рекомендуется вместе с переходом на это топливо сменить и моторное масло на низкосернистое: сажевые фильтры, которыми комплектуют системы выпуска двигателей изготовления «2007 года и позже», рассчитаны на малое содержание серы в ОГ. Так сажевый фильтр будет меньше засоряться и прослужит дольше.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, СЕРВИС ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ТЕХНОЛОГИИ ГСМ Экология
Станислав Протасов Основные Средства 09'2009 8 сентября 2010

Комментарии (0)