Ремонт и кризис

Леонид Малютин
Ремонтный бокс ООО «МАСТЕР Механика»
Крупные поставщики построили склады. Склад запчастей Caterpillar в Чёрной Грязи (Московская обл.)
Диагностика оборудования на гидравлическом стенде ООО «МАСТЕР Механика»
Блок цилиндров двигателя Deutz на стенде («КВИНТ-МАДИ», Чёрная Грязь, МО)
Царапины на штоке вызывают износ сальника и течь
Стенд испытаний гидронасоса в «РГ-Ремсервис» (г. Люберцы, МО)
Такие раритеты еще встречаются
Ремонт автокранов проводит Концерн «Все краны» (Москва)
Изготовление РВД по образцу (Hansa-Flex, Москва)
Ремонт гидрооборудования (Концерн «Все краны», Москва)
Обработка поверхности цилиндров. «Механика», Москва

В кризис, когда изменился подход эксплуатирующих организаций к ремонту, опять стал актуальным вопрос – ремонтировать самим или воспользоваться услугами сторонних организаций: фирменных сервисных центров или местных, «не фирменных» ремонтных мастерских. Как и раньше, решение будет зависеть от размера и возраста машинного парка. Чем больше объем ремонта, тем эффективнее содержать собственную ремонтную службу. Для небольших и молодых парков привлекательнее обслуживание в сторонней организации. Если техника еще на гарантии, ее владелец «привязан» к фирменному сервис-центру. Основной недостаток сторонних организаций в том, что заказчик не может их контролировать в той же мере, как контролировал бы собственную службу, что при высокой квалификации сервисного центра не так и критично. Главным моментом здесь станет квалификация сервисного центра, а проверить ее можно только на опыте. Для больших парков разновозрастной техники целесообразнее создать собственную ремонтную службу. Чем машинный парк больше и старше, тем более оснащенным и квалифицированным должно быть его ремонтное подразделение, особенно если в эксплуатации сложная и разномарочная импортная техника и отечественная с импортными агрегатами и системами. При этом связь с фирменными сервисными центрами и специализированными ремонтно-восстановительными предприятиями сохраняется для решения сложных проблем.

«Не фирменные» местные мастерские сегодня особенно популярны за счет низких расценок, нетребовательности к происхождению запчастей и неформального подхода к клиенту. В результате у них расходы на ремонт вдвое ниже, чем в фирменном сервисном центре, а гарантией качества ремонта служит репутация самого ремонтника, которая зачастую весомее, чем красивая фирменная вывеска.

Особенно  востребованы услуги предприятий, проводящих капитальный ремонт агрегатов – двигателей, гидроцилиндров, гидромоторов, крупных металлоконструкций. В их числе можно назвать ООО «Амкодор-Сервис», Концерн «Все краны» и «Механика» (все – Москва), ООО «МАСТЕР Механика» (г. Ивантеевка, Московская обл.), Группу «РГ» (Люберцы, МО). В благополучные годы они успели подготовить техническую базу, персонал и наработали клиентскую базу.

В страну ввезено много импортной техники, у которой много достоинств, но есть и недостатки – это разномарочность и сложность механических и гидравлических узлов и агрегатов и бортовой электроники, что осложняет диагностику неисправностей, ремонт и регулировку. Простои в ожидании запчасти из-за границы могут составить две-три недели, а то и больше, поскольку далеко не все поставщики создали в стране склады с широкой номенклатурой.

В ремонт чаще всего поступает техника с механическими повреждениями, полученными в результате неосторожности оператора, аварийной ситуации на дороге, неправильной эксплуатации (перегрузка, несвоевременное и неполное обслуживание, применение некачественных расходных материалов), причем, как показывает опыт, 90% проблем с электропроводкой связано с механическими повреждениями. Механическому износу больше подвержено рабочее оборудование, те его части, которые контактируют с грунтом – зубья, коронки, сегменты, ножи. Их ремонтируют путем замены. На китайских экскаваторах встречаются ковши, сваренные из слабого металла, в результате наблюдается быстрый износ боковины ковша. Радикальный вариант ремонта – замена ковша более качественным. Поломка и сгибание стрел и рукоятей – это аварийные случаи, связанные с перегрузкой экскаватора, например, при попытке вырвать сваю, или при опрокидывании экскаватора. Восстановить такие повреждения можно, но прочностные характеристики будут отличаться от первоначальных.

Шарниры рабочего оборудования работают в зоне ударных нагрузок и абразивной среде, а потому быстро изнашиваются, особенно шарнир ковша. Единственный способ замедлить износ шарниров – регулярно их смазывать, что и подтвердил нам Михаил Андреевич Чистяков, руководитель отдела ООО «МАСТЕР Механика» (г. Ивантеевка, МО): «Другого способа нет, без смазки палец «убивается» за 1000...2000 ч. Такой варварский способ, как заваривание пальца, лишь увеличивает объем последующего ремонта. В транспортном положении настоятельно рекомендую фиксировать стрелу и телескопическую рукоять пальцами, тогда в движении ударные нагрузки будут воспринимать пальцы, а не посадочные поверхности рабочего оборудования, и оно не разболтается». Современные технические средства позволяют выполнять ремонт посадочных поверхностей шарнира на месте с помощью переносных расточно-наплавных комплексов.

Повреждениям  подвержены также РВД и гидроцилиндры. Обычно РВД выдерживают гарантийные сроки, но, по словам М. Чистякова, «случаи разрыва рукавов встречались, зачастую они были связаны с обычными механическими повреждениями, но были и случаи, когда рукава рвались под давлением гидравлической жидкости из-за слишком большой загущенности или неправильно настроенного давления в гидравлической системе». С заменой РВД проблем не должно возникнуть, многие ремонтные предприятия, в том числе «МАСТЕР Механика», закупили оборудование и материалы для быстрого изготовления РВД по образцу. Есть и фирмы, например, Hansa-Flex, специализирующиеся на этом виде ремонта. Но когда дело дойдет до гидроцилиндров, то ремонт осложнит чрезмерно широкая номенклатура импортной техники. Более того, гидроцилиндры даже на одной модели разных лет выпуска могут иметь конструктивные различия. Здесь два пути – либо заказывать гидроцилиндр у дилера и ждать поставки самое малое две-три недели, либо обращаться на предприятие, способное выполнить капитальный ремонт гидроцилиндра. Ремкомплекты для большой номенклатуры гидроцилиндров на рынке есть. Разномарочность также является причиной, по которой заводы гидравлического оборудования не заинтересовались ремонтом или изготовлением гидроцилиндров для импортной техники.

Ремонт ходовой части колесных и гусеничных машин тоже связан с механическим износом и повреждениями. Ходовая часть и трансмиссия фронтальных погрузчиков достаточно надежные. Для этих машин более характерны износ и проколы шин, а также течь сальников, которые начинаются через два-три года эксплуатации. Комментирует М. Чистяков: «Фронтальный погрузчик – одна из самых надежных машин, с которыми я имел дело, но и у нее есть проблемные места, хотя встречаются они очень редко. Это, например, незначительный износ пальцев рулевых гидроцилиндров в случае, если машина работает на очень неровной местности. Встречается и поломка крестовин карданных валов, но здесь приходится говорить о том, что в большинстве случаев виновником является оператор. За мою практику ни разу не было проблем с мостами». Что касается гусеничных экскаваторов, продолжает М. Чистяков, которые преимущественно работают на месте и передвигаются на небольшие расстояния, то «при правильной эксплуатации и обслуживании ходовую часть меняют не раньше чем через 10...12 тыс. машино-часов. В основном заменяют не сами траки, а гусеничную цепь и звездочку, катки также заменяют в этом интервале. Исключения составляют экскаваторы, отрывающие траншеи под нефте- и газопроводы, впрочем, если соблюдать все предписания, выдаваемые производителем, и в этом случае можно уберечь технику от повышенного износа. Если ходовую не обслуживать, происходит перегрев и износ опорных и поддерживающих катков, которые попросту не рассчитаны на использование в экстремальном режиме».

Износ ходовой части бульдозера, который в отличие от экскаватора работает в движении, напрямую зависит от грунтовых условий. Ряд производителей, например Caterpillar, предлагает несколько исполнений для одной и той же модели бульдозера для разных грунтов. В процессе эксплуатации рекомендуется следить за состоянием ходовой части, подтягивать резьбовые соединения и заменять быстроизнашиваемые детали, пока износ не дошел до основных элементов и не привел к более длительному и дорогостоящему ремонту.

Однако основная эксплуатационная проблема, доставляющая наибольшее беспокойство, как прокомментировал М. Чистяков, «это не мелкие механические повреждения и единичный выход из строя агрегатов, а топливо, особенно зимой. На заправках «зимнее» топливо почему-то не всегда оказывается зимним. Основная неисправность из-за некачественного топлива – это задиры прецизионных плунжерных пар. Выход из строя ТНВД ощутимо бьет по карману. Ремонта двигателя по причине крайнего износа у нас еще не было. Ремонт проводили несколько раз в связи с выходом из строя двигателей из-за аварий». Требовательность двигателя к качеству топлива зависит от его соответствия определенному стандарту по чистоте выхлопа – соответствия нормам Euro 3, Euro 4, Stage/ Tier 3. Чем экологичнее двигатель, тем он капризнее. А проблема с качеством топлива для России хроническая, улучшений пока не видно.

Что касается капитального ремонта импортных двигателей, то наши ремонтные предприятия его успешно освоили. Так, капитальный ремонт, который проводит компания «Механика», подразумевает помимо расточки блока цилиндров и шлифовки коленчатого вала обработку цилиндров по технологии компании Sunnen с получением специальных антифрикционных и противоизносных свойств поверхности, устранение биения и несоосности коленвала, правку поверхности под упорные полукольца, балансировку коленвала, чистку масляных каналов, проверку и восстановление геометрии шатунов, полный ремонт головки блока.

Как ремонтировать – своими силами или прибегнуть к помощи специалистов фирменного сервисного центра или ближайшей мастерской, каждый решает сам исходя из финансовых возможностей и личных предпочтений. Сократить расходы на ремонт поможет такое тривиальное мероприятие, как обслуживание. При этом стоит акцентироваться на узлах, подверженных наибольшему износу: рабочем оборудовании. Чем раньше дефект будет выявлен, тем легче его устранить. Для предотвращения аварийных ситуаций и повреждения техники стоит соблюдать предписанные изготовителем правила эксплуатации.

 
 

Михаил Чистяков, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами ООО «МАСТЕР Механика» (г. Ивантеевка, МО): «Основная эксплуатационная проблема, доставляющая наибольшее беспокойство, – это не мелкие механические повреждения и единичный выход из строя агрегатов, а топливо, особенно зимой. На заправках «зимнее» топливо почему-то не всегда оказывается зимним».