Не стоит экономить на фильтрах

Шляховой В.
Основа основ хорошего фильтра – фильтрующий элемент, надежность которого зависит от качества бумаги или синтетических материалов, нередко используемых в настоящее время.
Не надо быть специалистом, чтобы понять: фильтрующий элемент, вставленный в корпус без уплотнителя, свою функцию будет выполнять лишь частично
Более чем сомнительно выглядит уплотнение в фильтре Filtron, который относится к самому дешевому классу на нашем рынке (справа). Эти фильтры отличаются «дубовыми» резиновыми прокладками и слишком широкими клеевыми полосами
При хранении масляных фильтров в условиях повышенной влажности без герметизирующих крышек бумага фильтрующего элемента коробится
Даже хороший масляный фильтр, если его хранили в условиях повышенной влажности, неизбежно ухудшит показатели
 
В одном из этих фильтров стык бумаги обжат, а в другом только склеен

В недорогих фильтрах не только используется более дешевая бумага, но и количество ее там меньше. В то же время бумага, используемая в дорогих фильтрах, отличается не только лучшим качеством, но и имеет специальную пропитку, которая у каждого производителя своя и состав которой они держат в секрете. А наиболее продвинутые производители используют бумагу, армированную стекловолокном, что делает ее более прочной.

Впрочем,  производителей фильтрующей бумаги в настоящее время совсем немного – в мире насчитывается меньше десяти заводов. И все именитые бренды покупают ее у одних и тех же производителей. А вот как они поступают с ней дальше, чем обрабатывают – это «ноу-хау» каждого производителя фильтров.

Кроме того, для топливных фильтров огромное значение имеет то, насколько они стойки к воде, которая является постоянным спутником топлива, и насколько они способны эту воду отфильтровать. Потому и цена топливных фильтров может колебаться в очень широком диапазоне – от 25 до 3000 руб.

Огромное значение имеет и качество исполнения фильтра, в том числе материал, из которого изготовлен его корпус. Кстати, многие производители сейчас переходят на бескорпусные масляные фильтры, представляющие собой непосредственно фильтрующий элемент, или так называемую вставку. Подобная конструкция считается более предпочтительной с точки зрения экологии, поскольку при утилизации такого фильтра образуется меньше отходов, прежде всего металлических корпусов. Немаловажное значение имеют и различные комплектующие к фильтрам – прокладки, защелки и т. п.

Масляные фильтры для легковых и грузовых автомобилей различаются не только размером, но и конструкцией. Прежде всего в грузовых автомобилях нет обратного (антидренажного) клапана, препятствующего сливу масла при выключенном двигателе, поскольку на грузовиках такие клапаны встроены в двигатель. Поэтому требования к качеству изготовления фильтров для легковых автомобилей выше, ведь обратный клапан должен быть изготовлен достаточно надежно, а многие эрзац-производители не утруждают себя проблемой качества.

Если два совершенно одинаковых по габаритам и посадочным размерам фильтра различаются не только шрифтом и эмблемами, но имеют и разные коды, то это означает, что по крайней мере один из них подделка. Ведь добросовестный производитель такого не допустит, даже если эти фильтры выпускают в разных странах. К внешним признакам подделки относятся некачественная завальцовка корпуса, нечеткий или неровный шрифт, отсутствие четких граней на грузовых масляных фильтрах. А за внешними признаками подделки, как правило, скрывается и множество невидимых дефектов. В их числе, например, некачественные резиновые уплотнения, которые иногда и вовсе отсутствуют.  Соответственно масло может поступать в обход фильтрующего элемента. Или же отверстия в сетке с внутренней стороны фильтра могут занимать очень маленькую площадь, что существенно ограничивает пропускную способность фильтра и быстро приведет к срабатыванию перепускного клапана. Одного этого достаточно для того, чтобы фильтр «не справлялся» со своими обязанностями. Не менее важно и качество проклейки бумаги, которое в дешевых фильтрах также не всегда должное.

Впрочем, даже качественный оригинальный масляный фильтр может оказаться непригодным. Например, корпуса масляных фильтров, особенно предназначенных для грузовых автомобилей, вообще не должны иметь механических повреждений, ведь даже небольшая вмятина становится местом концентрации напряжений, и за счет пульсации давления масла, которое подается под большим давлением, со временем в корпусе фильтра в этом месте может развиться трещина.

Испортить масляный фильтр можно и при неправильном хранении, так как в условиях повышенной влажности – а это происходит при складировании фильтров под открытым небом, – гофры фильтрующего элемента могут деформироваться. В результате даже качественный фильтр при этом ухудшит показатели, ведь изменение геометрии гофров приводит к образованию «мертвых зон» и изменению пропускной способности фильтра. Чтобы избежать этого, большинство оригинальных фильтров поставляют с герметизирующими крышками, предотвращающими проникновение внутрь грязи, пыли и влаги.

Нельзя подбирать любой фильтр исходя только из его геометрических размеров, поскольку одинаковые снаружи фильтры могут различаться и пористостью, и пропускной способностью, и емкостью. Это особенно важно для дорогостоящей грузовой техники. Например, воздушный фильтр рассчитывается на определенное количество проходящего воздуха и на определенный перепад давлений. При этом даже фильтры, используемые для одного и того же двигателя на грузовике и автобусе, могут быть разными, так как воздухозаборник у автобуса зачастую расположен внизу, а значит, туда будет попадать больше пыли. Кстати, далеко не все знают, что воздушный фильтр нельзя вытрушивать, продувать или мыть, потому что при продувке сжатым воздухом от компрессора грузовика под давлением 6…8 атм струя воздуха легко может повредить бумагу. И даже если фильтр при этом не разрушится, при его установке в корпус в чистую зону может попасть пыль или грязь, а при первом же запуске все это попадет в двигатель, т. е. фильтрующий элемент, извлеченный из корпуса, должен обязательно меняться.

Что касается подделок под известные бренды, в последние годы они на российском и украинском рынках встречаются в небольших количествах (в отличие от ремней Conti и китайских амортизаторов Sachs).

Одним из критериев выбора фильтра является его цена, и если она будет слишком низкой, это должно настораживать, поскольку для отечественного рынка автозапчастей характерна такая особенность, как обилие дешевой продукции китайского производства, продаваемой под разными брендами, которые все и не упомнишь. Такие фильтры не подделка, а вполне самостоятельная продукция. И хотя продавцы подобных фильтров обычно заверяют, что их производят на том же заводе, что и известный бренд-аналог, их качество зачастую ужасное. Например, к самому дешевому классу относятся и достаточно известные фильтры Filtron, которые отличаются «дубовыми» резиновыми прокладками и слишком широкими клеевыми полосами.

Впрочем, фильтры для своей техники каждый владелец должен выбирать сам, однако при этом следует помнить, что машине безразлично, подделка это или просто некачественный фильтр. А поэтому лучше не рисковать и покупать только качественные фильтры, обращая при этом внимание не на бренд, а на то, насколько эффективно данный фильтр будет работать.