Трансформеры

Навесное оборудование

Леонид Малютин
Экономично и удобно, когда одна машина выполняет функции нескольких. Многофункциональность достигается путем использования базовой машины в качестве носителя различных видов навесного оборудования. Простейший пример тому – сельскохозяйственный трактор, с которым агрегатируют не только прицепные сельскохозяйственные орудия, но экскаваторное, погрузочное, бульдозерное оборудование и др. Оснастив рукоять экскаватора и стрелу погрузчика механизмом быстрой смены, переходят на следующий уровень функциональности. Теперь можно подсоединять гидромолот, буровую штангу, трамбовку, грузовые вилы, подметальную щетку...
 
Мини-экскаватор с траншейным ковшом
Манипулятор для укладки труб
Механизм быстрой смены фронтального погрузчика Volvo
МКСМ-1000 с дисковой пилой
Экскаватор с  вторичным измельчителем
Первичный измельчитель Caterpillar
Телескопический погрузчик Merlo c рабочей платформой на  коленчатом механизме
Экскаватор-погрузчик с буровым оборудованием
МКСМ-800 с бетоносмесителем
Треугольный ковш с механизмом вращения
Мини-погрузчик с навеской для мульчирования почвы
Поворотный отвал для фронтального погрузчика Volvo
Фреза для экскаватора
Набор для мини-погрузчика – основной ковш, адаптер для оборудования МКСМ-800, поворотный отвал и грузовой штырь
Набор навесного оборудования для мини-погрузчиков «Амкодор»
Мини-погрузчик с бетоноломом
Уборочное оборудование для телескопического погрузчика
Мини-погрузчик с подметальной щеткой. Погрузчик импортный, щетка отечественная
Мини-экскаватор с  гидромолотом
Экскаватор с ковшом-дробилкой
Колесный экскаватор с грейферным оборудованием
Мини-погрузчик с траншеекопателем
Средние экскаваторы также поставляют с набором навесок – основным ковшом, зубом-рыхлителем и гидромолотом
Автогрейдер с боковым отвалом
Универсальные гидроножницы Atlas Copco

В силу исторических и экономических причин наибольшего разнообразия в этом вопросе достигли западные производители. Их базовые машины, гидропривод и сами навесные агрегаты совершеннее и надежнее. Со сменными навесками чаще работают мини-погрузчики, экскаваторы  –  полноразмерные, миди и мини, экскаваторы-погрузчики,  телескопические погрузчики,  среднеразмерные фронтальные погрузчики, тракторы. Зачастую базовые машины уже в стандартной комплектации оснащены дополнительным гидроконтуром и органами управления одноконтурной гидромеханической навеской – двухчелюстного ковша, гидромолота, гидробура, трамбовки и т. д. Для работы с двухконтурной навеской, такой как гидроножницы с механизмом вращения, дополнительный контур, секцию гидрораспределителя и управление устанавливают по заказу.

По количеству навесок лидируют мини-погрузчики, колесные с бортовым поворотом и гусеничные. Каждый производитель мини-погрузчиков считает своим долгом сопроводить основную продукцию набором навесок. Одна только компания Bobcat, основоположник мини-погрузочного направления, предлагает шлейф примерно из 60 видов навесок (каждый вид включает несколько типоразмеров), а сколько их выпускают независимые поставщики – учету не поддается. Наши тоже стараются не отставать. Для самого распространенного погрузчика МКСМ-800 выпускалось около 40 наименований навесок. Белорусский «Амкодор» закладывает многофункциональность погрузчиков уже на стадии проектирования, и для его машин тоже есть широкий выбор навесок.

Стрелу  мини-погрузчика оснащают механическим механизмом быстрой смены и гидравлической подводкой, прежде всего для двухчелюстного ковша. Гидрофицированный механизм быстрой смены западные производители предлагают как дополнительное оборудование. У каждого производителя погрузчиков своя конструкция механизма быстрой смены, и, чтобы использовать «чужую» навеску, изобретают проставки, или адаптеры. В частности, компания «Амкодор-Оптим» изготавливает адаптеры для навески оборудования МКСМ-800 на мини-погрузчик Doosan.

В перечень навесного оборудования в первую очередь входят ковши – цельносварные разной вместимости, двухчелюстные, ковши с захватами, позволяющие работать с насыпными материалами разной плотности и штучными грузами. Элементы крепления к стреле выполняют на задней стенке ковша. Для других навесок изготавливают крепежную раму. К таким навескам относятся поворотные отвалы, которые используют в основном для зимнего содержания дорог. Похожая конструкция рамы у подметальных щеток, это позволяет ставить щетку под углом к бортовому камню. В комплекте с рамой предлагаются фрезы и бетоноломы, грузовые вилы и челюстные захваты для длинномерных грузов. Гидромолоты навешивают через специальную раму, так что гидромолот можно быстро снять и использовать на другой машине.

Для большинства навесок достаточно мощности штатной гидросистемы. Для навесок, требующих  повышенной подачи и давления, таких как фреза, необходима гидросистема High Flow, которую монтируют на заводе. Дополнительный гидравлический контур для двухконтурных навесок целесообразно заказывать сразу при покупке погрузчика. Выводы гидроразводки оснащены быстросъемными муфтами, и потому подключение-отключение привода навески не представляет сложности.

Кроме уже перечисленных видов навесок для мини-погрузчиков выпускают бетоносмесители, кран-балки, тележки, механизмы для обработки почвы, дисковые пилы, траншеекопатели, экскаваторы, снегоочистители и др., т. е. механизмы практически для любого вида работ на стройплощадке и в коммунальном хозяйстве.

Для телескопических погрузчиков, популярность которых в последние годы быстро растет, также предлагают большой выбор навесных агрегатов. Оголовок стрелы погрузчика стандартно оснащают механизмом быстрой смены и подводят гидроразводку, а при необходимости и электроразводку. Способность телескопического погрузчика поднимать груз на значительную высоту определяет набор навесных механизмов. Прежде всего это ковши, грузовые вилы и захваты для работы с насыпными и штучными грузами в строительстве и сельском хозяйстве. Важный вид навесного оборудования для телескопических погрузчиков – рабочая платформа. Создано много видов платформ, различающихся размерами и оснащением – механизмом поворота, выводами для подключения электро- и пневмоинструмента. Есть платформы, оснащенные пневмоприсосками для установки стекол и сэндвич-панелей. Управление стрелой погрузчика может выводиться на платформу по проводам либо по радиоканалу. У фирмы Merlo есть платформы на коленчатом механизме. Возможности этого устройства даже трудно сравнивать с обычной платформой. С его помощью можно опустить платформу ниже уровня стояния погрузчика и завести под пролет моста, а при обычной работе, выше уровня стояния, погрузчик надо реже переставлять. Можно установить на погрузчик дизель-генератор или компрессор и подавать электричество и воздух на платформу, в которой рабочие могут оперировать различным электро- и пневмоинструментом. По сравнению с рабочей платформой на автомобильном шасси у телескопического погрузчика есть преимущество в проходимости, маневренности, меньших габаритных размерах и быстроте развертывания в рабочее положение. Однако «телескоп» проигрывает в транспортной скорости. В набор навесок для телескопических погрузчиков также входят кран-балки с лебедкой и без нее, подметальные щетки как с системой орошения, так и без нее, бадьи для бетона.

Большие и средние фронтальные погрузчики обычно поставляют со стационарным ковшом, но встречаются малые и среднеразмерные  погрузчики со стрелой, оснащенной механизмом быстрой смены, способные работать с разным оборудованием. Такие погрузчики особенно рекламирует Volvo CE. Модификации погрузчиков с быстросменным механизмом демонстрировал и белорусский «Амкодор». Выбор навесок небольшой и ограничен ковшами, поворотными отвалами и подметальными щетками.

По количеству навесных орудий с мини-погрузчиками конкурируют полноразмерные экскаваторы, мощность двигателей и гидроприводов которых позволяет работать с тяжелым и производительным навесным оборудованием, прежде всего с гидромолотом. Сами несущие машины в базовой комплектации оборудуют гидроразводкой для подключения гидромолота и других одноконтурных навесок – трамбовки, гидробура, ковшей с механизмом поворота и другими гидромеханическими устройствами. Разводку для двухконтурных навесок устанавливают по заказу. Ковши и другое металло- и энергоемкое в производстве оборудование европейские фирмы сами не производят, а заказывают на сторонних заводах в Восточной Европе.

Современный гидропривод, в том числе на отечественных машинах, по сложности и тонкости настройки сравним с электроникой, поэтому монтаж и настройку дополнительных приводов и подключение гидромеханических навесок лучше доверить заводу-изготовителю или сервисному центру, где есть специалист по гидроприводам. Рекламируемая легкость подключения гидромолота к любому экскаватору на самом деле миф, и попытка самостоятельно справиться с этой задачей не всегда бывает успешной.

Выбор ковшей для экскаваторов не ограничен основными, скальными, траншейными, с решетчатым днищем и другими цельными ковшами, подбираемыми в зависимости от массы экскаватора, конфигурации его рабочего оборудования и плотности грунта. Создано множество ковшей  с  гидромеханическими устройствами, расширяющими функциональность несущей машины: это ковши для очистки траншей с механизмом перекоса и вращения или без него, ковши для отрывки траншей с механизмом вращения, ковши со шнеком для измельчения и просеивания грунта. В отдельную категорию можно вынести ковш с механизмом дробления, заменяющий при небольших объемах работ мобильную дробилку.

На российском рынке широко представлены ковши как иностранного, так и российского производства. Одним из ведущих российских производителей ковшей и прочего навесного оборудования является компания «Профессионал», ассортимент серийно выпускаемой продукции которой достаточно широк: ковши различного назначения и емкости (скальные, усиленные, ковши-рыхлители, планировочные, траншейные, зачистные, профильные) для экскаваторов и фронтальных погрузчиков, рыхлители, грейферы копающие и погрузочные, лесные захваты, переходные плиты для гидромолотов, быстросъемные соединения, гидроразводку и прочее навесное оборудование для землеройной и погрузочной техники.

В гамму навесного оборудования для экскаваторов также входят зуб-рыхлитель, грузоподъемный крюк, трамбовка, гидробур, фреза, манипулятор для укладки труб, сваебойное оборудование для устройства ограждений и т. д. Но наиболее востребованы гидромолоты, а при больших объемах по сносу и гидроножницы.

Сегодня большой выбор гидромолотов  и  гидроножниц предлагают как именитые фирмы Atlas Copco (поглотившая Krupp), Furukawa, Sandvik (поглотившая Rammer), NPK, Montabert, так и менее известные, но более доступные по цене марки. Крупные производители строительной техники также предлагают навески под своей маркой. Caterpillar в 1998  г. поглотила с этой целью специализированную голландскую фирму. JCB и Volvo предлагают под своей маркой продукцию Atlas Copco и Sandvik (Rammer).

Общепринятой  классификации гидромолотов нет, у каждого производителя своя градация по массе молота и несущей машины. Достаточно четко прослеживается разделение на легкие молоты для несущих машин массой до 17...25 т и тяжелые для машин массой до 120 т, поскольку они различаются по конструкции. Тяжелые молоты исполняют в сборном корпусе. В них используют азотный аккумулятор, генерирующий от 80% энергии удара, остальную энергию дополняет поток рабочей жидкости, поступающий к поршню из гидросистемы несущей машины. Азотный аккумулятор требует периодической подзарядки. Конструкция корпуса может быть дополнена водными каналами для пылеподавления, воздушным клапаном для подключения компрессора, тогда гидромолот можно использовать под водой. Молоты исполняют с шумовой защитой и без нее. В качестве дополнительного оборудования производители предлагают системы автоматической смазки. К рукояти экскаватора молот крепится через монтажную плиту. Легкие молоты проще, обычно без азотного аккумулятора и в цельнолитом корпусе. Некоторые производители предлагают легкие молоты с шумоподавлением. Легкие молоты не оборудуют системами смазки, поэтому свежую смазку необходимо закладывать при каждой смене долота. Крепление к рукояти экскаватора также через монтажную плиту. Гидромолоты для экскаваторов-погрузчиков отличаются крепежными Г-образными боковыми пластинами. Рабочий инструмент гидромолота – пики и долота, основные быстроизнашиваемые детали – втулки и уплотнения.

Те же поставщики предлагают  для  экскаваторов гидроножницы – гидравлическое оборудование, принцип действия которого основан на сжатии разрушаемого объекта. По назначению разнообразные конструкции гидроножниц можно объединить в несколько больших групп – универсальные, для первичного и вторичного измельчения и для резки металлолома.

На начальной стадии разрушения сооружения, в конструкции которого применены самые различные материалы: каменная кладка, железобетон, стальные профили, кабели и т. д. – применимы универсальные ножницы с двумя подвижными щеками. К щекам приваривают зубья из высокопрочной стали для пробивки и разрушения бетона и закрепленные болтами обоюдоострые сменные резцы для разрезания арматуры. Универсальность этому инструменту придают сменные щеки – универсальные, для первичного и вторичного измельчения и для резки металлолома. Ножницы оснащают механизмом вращения, для привода которого необходим второй контур. Механизмы исполняют с принудительным вращением одним, двумя или тремя гидромоторами и со свободным вращением и тормозом. Atlas Copco включила в гидравлику механизма вращения дополнительную схему позиционирования. Если оператор захватил ножницами объект, например, железобетонную плиту не под прямым углом, то механизм поворота автоматически довернет его в оптимальную позицию, предотвращая тем самым скручивающие усилия на стреле экскаватора.

Для разрушения железобетонных объектов, измельчения  обломков и отделения арматуры применяют оборудование, называемое primary pulverizers (первичные измельчители) с прямыми неподвижной и подвижной щеками. Такими удобно захватывать элементы конструкции здания и выкусывать из нее куски. В наконечники щек вставлены зубья разного профиля, а у оси закреплены резцы, перекусывающие арматуру. Для измельчения крупных обломков на уровне стояния экскаватора, например колонны из тяжелоармированного бетона, предназначена другая группа оборудования, называемая secondary pulverizers (вторичные измельчители). Их навешивают как на рукоять экскаватора, так и на стрелу. По форме они отличаются от первичных измельчителей. Неподвижная щека загнута, ею удобно подгребать и захватывать материал с земли. Это оборудование не всегда оснащают механизмом вращения, что практически не сказывается на производительности. Отдельную группу составляют ножницы для обработки металлолома, в которой встречаются такие простые конструкции, как неповоротные ножницы без гидропривода Caterpillar S115 и S128, монтируемые на рукоять экскаваторов массой 20…45 т. Их нижняя щека опирается на рукоять, а верхняя движется гидроцилиндром ковша.

Для мини-экскаваторов в добавление к основным и траншейным ковшам более популярными остаются молоты, ножницы и буры. Это в полной мере относится и к экскаваторам-погрузчикам. Заказчики осведомлены о возможностях современной техники и покупают экскаватор-погрузчик в комплекте с гидромолотом. Штатный двухчелюстной погрузочный ковш дополнен грузовыми вилами уже в базовой комплектации. Другие навески для погрузочной стрелы, как правило, не используют.

Осталось сказать еще об одном виде землеройных машин – автогрейдерах. Для них изготавливают оборудование для зимнего содержания дорог. Спереди навешивают прямой либо V-образный снежный плуг. Основной грейдерный отвал дополняют боковым с плавающим положением. С его помощью увеличивают ширину прохода грейдера и убирают снег на откосах, в том числе за ограждением.

* * *

Сменное навесное оборудование, механическое и гидромеханическое, расширяет функциональные возможности машины, позволяет выполнять различные виды работ быстро и экономически эффективно. Правда, возрастают требования к квалификации оператора. Подбор модели навески, монтаж и регулировку дополнительного гидрооборудования целесообразно поручить квалифицированному специалисту завода-изготовителя или сервис-центра.

РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Леонид Малютин Основные Средства 06'2009 27 июля 2010

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru