Кондиционер без секретов

Владимир Шляховой
В прошлом номере журнала вы можете прочитать статью «Влажный элемент комфорта» о «водяных» кабинных кондиционерах, но нельзя забывать и о транспортных средствах, оборудованных классическими компрессорами. Если вы знаете, как правильно обращаться с кондиционером, то не станете ждать, пока с ним возникнут проблемы, а своевременно сделаете профилактику. Самое подходящее время для того, чтобы вспомнить о кондиционере, – начало весны.
 
 
 
 
 
Баллон с фреоном R-134а, который используют в современных автомобилях
 
В комплект для поиска микроутечек фреона входят люминесцентная краска, специальные защитные очки и ультрафиолетовая лампа
Для установки универсального компрессора приходится изготавливать кронштейн для крепления к двигателю
 
«Манифолт» для измерения давления на входе и выходе компрессора кондиционера
Это устройство посредством воздействия ультразвука преобразует раствор антисептика в так называемый «холодный пар» и подает его в испаритель, где этот «пар» убивает бактерии и смывает грибок и плесень
Обычно на складах держат запасы универсальных компрессоров, которые подходят ко всем автомобилям

Автомобильные кондиционеры бывают кабинными – их устанавливают на легковые и грузовые автомобили, а также салонными, используемыми в автобусах. При этом на грузовики могут устанавливаться как оригинальные, так и неоригинальные кондиционеры. Об оригинальных кондиционерах многого не расскажешь, поскольку их, как и любой другой агрегат автомобиля, устанавливают на конвейере любого европейского производителя. В подавляющем большинстве случаев используются японские компрессоры марок Sanden либо Zexel, а радиатор для кондиционера в этом случае устанавливают такой же, как для охлаждения двигателя.

Здесь надо отметить, что ремонтируют кондиционеры, в том числе оригинальные, далеко не все сервисные станции, как, впрочем, и фирменные. В этом случае при необходимости ремонта кондиционера у владельцев таких машин возникают проблемы, и потому они вынуждены обращаться на специализированные предприятия, оказывающие подобный вид услуг.

Рынок автомобильных кондиционеров широкий, на нем присутствует много производителей. Лидерами среди европейских производителей являются компании Carrier Su..trak, Konvekta, Thermo King, Webasto. Сравнительно недавно Webasto продала весь свой бизнес отопителей и кондиционеров мощностью свыше 5 кВт компании Spheros.

Кроме того, на рынке присутствуют очень сильный турецкий производитель Ege Sogutmacilik A.S⌡. (бренд Safkar®), испанский Hispacold и, конечно, несметное число китайских производителей, которые изготавливают всю линейку кондиционеров вышеперечисленных компаний. Так, если полистать китайские каталоги, в них можно найти кондиционеры всех без исключения европейских производителей. Причем речь, как правило, идет не о каком-то лицензионном производстве: просто, купив какой-то один кондиционер, китайцы немедленно его разбирают, копируют и моментально ставят на поток.

Автобусы

Бизнес автобусных кондиционеров очень сложный и высококонкурентный, поскольку основным рынком сбыта являются производители автобусов – они устанавливают кондиционеры прямо на конвейере. На уже готовые автобусы кондиционеры практически не ставят, за редким исключением, поскольку автобус проектируется уже с учетом того, что на него будут устанавливать кондиционер. Более того, еще до начала производства автобуса принимают решение, какой именно кондиционер на него установят, одного производителя или двух. Поэтому и автобус проектируется в соответствии с параметрами этого кондиционера. Либо выдается техническое задание производителям кондиционеров, и те делают специальную модель под какой-то конкретный автобус, ведь здесь необходима привязка по точкам крепления, по выходу и входу воздуха и т. д.

В автобусных кондиционерах в большинстве случаев используются компрессоры немецкого производителя Bock. При этом соединение компрессора с агрегатом кондиционера в большинстве случаев осуществляет производитель автобуса, используя те материалы, шланги и трубопроводы, которые он считает нужным и которые обычно использует при производстве автобуса.

Поскольку производителей кондиционеров гораздо больше, чем производителей автобусов, предложений на рынке автобусных кондиционеров предостаточно, и многие компании, которые их производят, балансируют на грани выживания. Тем не менее стоимость автобусных кондиционеров очень высока. Так, подобный агрегат для одноэтажного автобуса на 50 мест стоит за границей от 16 тыс. евро без НДС. Большинство автобусных кондиционеров могут работать как на охлаждение, так и на подогрев воздуха и оснащены специальными заслонками, что позволяет регулировать забор воздуха и из салона, и снаружи автобуса. Забортный воздух предварительно очищается, проходя через фильтры, после чего охлаждается в испарителе и подается в салон охлажденным и чистым.

Функция подогрева реализована посредством установки в теплообменнике дополнительных радиаторов, которые запитываются от системы охлаждения двигателя. В этом случае обязательно следует устанавливать жидкостный отопитель большой мощности, который будет догревать охлаждающую жидкость, так как в морозную погоду тепла двигателя не хватит на то, чтобы обогреть салон автобуса. Впрочем, производители автобусов большей частью не используют кондиционеры для обогрева салона, а ставят под окнами обычные конвекторы, через которые проходит охлаждающая жидкость, нагреваемая тем же отопителем.

Однозначно сказать, какая из этих систем лучше, сложно, поскольку у каждой из них свои преимущества и недостатки. Теплый воздух от конвектора сам поднимается вверх, а кондиционер устанавливают вверху, и он должен гнать теплый воздух вниз. С одной стороны, это против законов физики, а с другой – в кондиционере есть вентилятор, который обеспечивает в салоне циркуляцию воздуха. Кроме того, в кондиционере можно нагреть свежий забортный воздух и подать его в салон, тогда как обычные отопители этого обеспечить не могут. Впрочем, конвекторы система проверенная, в них нет вентиляторов, и никаких проблем с ними не возникает, поэтому в большинстве случаев производители автобусов все же используют конвекторы.

Обслуживание

Техобслуживания кондиционеров как такового не существует. В качестве профилактики требуется только интегрированная бактериальная очистка, а все остальное обычно заключается в ремонте перетершихся трубок фреонопровода либо вышедшего из строя компрессора.

Как профилактическая мера нужна регулярная очистка испарителя кондиционера. Прежде всего это относится к кабинным (водительским) кондиционерам, в которых и на легковом, и на грузовом автомобилях испаритель находится под приборной панелью и интегрирован в нее. Там постоянно темно и сыро, поскольку на испарителе во время работы кондиционера конденсируется влага. Этим создаются идеальные условия для развития бактерий, плесени и грибка. Такими недостатками страдают все без исключения испарители интегрированных кондиционеров.

Что касается распространенного мнения о болезнях, которые вызывают кондиционеры из-за перепадов температуры, большинство специалистов считают это заблуждением. По их мнению, болеют прежде всего из-за загрязненности испарителя, в котором развиваются вредоносные бактерии. Поэтому первым делом при обслуживании кондиционера нужно производить бактериальную чистку испарителя. Это рекомендуется делать не реже чем один раз перед началом сезона, где-то в апреле – начале мая, когда уже более-менее тепло, т. е. температура выше +10 °С, и кондиционер можно включить. В этом случае процедура очистки проходит лучше.

Нельзя не отметить, что обычно именно в мае каждый год поднимаются цены и на кондиционеры, и на комплектующие к ним, а также повышается стоимость работ. Объясняется это тем, что в этот период поднимают отпускные цены производители кондиционеров. В нынешнем году повышение цен в валютном эквиваленте составит, по прогнозам, порядка 20%.

Однако вернемся к бактериальной очистке кондиционера, ее проводят следующим образом. Баллончик со специальным антисептическим моющим средством на основе воды подключают к устройству, в котором под воздействием ультразвука вода преобразуется в мелкодисперсную водяную пыль, так называемый «холодный пар». Через шланг образовавшийся «туман» подается прямо на вход в испаритель. А дальше штатный вентилятор протягивает «холодный пар» через испаритель, где он убивает бактерии и смывает грибок и плесень, после чего все это стекает вниз через отверстие для слива конденсата. После очистки остается только проветрить салон или кабину.

Конечно, правильнее будет очищать испаритель два раза в год – и до, и после сезона, весной и осенью, чтобы зимой не возить в машине запас микробов. До недавнего времени очистка стоила всего около 500 руб., однако многие избегают делать ее лишний раз, стараясь и на этом сэкономить, забывая, что очистка нужна не для «галочки» и даже не столько для нормальной работы кондиционера, сколько для здоровья самого водителя.

Автобусным кондиционерам тоже требуется очистка, но несколько иного рода. Поскольку конструкция автобусного кондиционера иная, чем автомобильного, его испаритель находится не под приборной панелью, а на крыше автобуса. Для очистки кондиционера от загрязнений придется снять его крышку, и проводить процедуру желательно два раза в год, а заодно очищать при этом радиатор кондиционера. Ведь когда радиатор загрязнен, эффективность теплопередачи и соответственно работы кондиционера снижается.

Собственно, в банальной очистке и заключается все обслуживание, которое требуется кондиционеру, пока он вырабатывает холод. Но если кондиционер перестает «холодить», значит, ему требуется ремонт. Основной причиной неисправности может быть утечка фреона, вызванная как условиями эксплуатации (прежде всего тряской), так и конструктивными недоработками (когда кондиционер на эту самую тряску не рассчитан).

Ремонт

В большинстве случаев утечка происходит либо через шланги, либо через трубки подачи фреона, которые ломаются или перетираются. Сам компрессор может работать и десять лет, и больше. При этом самое главное для кондиционерного компрессора, чтобы он не был разгерметизирован. Если произошла утечка фреона, ее надо срочно устранить. То есть если утечка произошла осенью, ни в коем случае нельзя ждать весны, чтобы приступить к ремонту, несмотря на то, что зимой кондиционер совершенно не нужен. Дело в том, что компрессорное масло очень гигроскопично, и когда в систему попадает воздух, масло моментально впитывает из него влагу. При этом происходит химическая реакция с образованием кислоты. Кислота разъедает компрессор изнутри, а ведь он представляет собой прецизионное устройство с очень точно подогнанными деталями, поскольку давление в нем достигает 20 атм. Поэтому лучше в сентябре потратиться на ремонт кондиционера, который, казалось бы, может подождать, чем потом тратить гораздо большие деньги на замену компрессора.

И, наконец, о ценах. Дешевый оригинальный компрессор устанавливается на Opel и стоит 150 евро. В то же время на любой другой автомобиль оригинальный компрессор менее чем за 400 евро не купить. При этом обычная цена компрессора как для легкового, так и для грузового автомобиля составляет от 600 до 1200 евро за штуку, поскольку они практически не различаются. И это без учета установки и заправки.

Стоимость работ по установке компрессора сильно зависит от типа автомобиля и от того, как расположен компрессор: иногда, чтобы заменить компрессор, требуется разобрать полмотора. А бывает, что достаточно открутить пару болтов. Соответственно стоимость установки компрессора зависит от времени, необходимого на выполнение этой работы, и обычно составляет от 500 до 2500 руб., не считая стоимости заправки фреоном.

В прошлом году заправка до килограмма фреона стоила около полутора тысяч рублей, но сейчас эта цена будет расти. Для кабинного кондиционера, как легкового автомобиля, так и грузового, обычно требуется до килограмма фреона. На автобусах системы существенно больше, для их заправки требуется от 6 до 12 кг фреона.

Особое внимание следует обратить на качество заправляемого фреона: на современных автомобилях должен использоваться только фреон марки R-134а*. Этот хладагент обладает нулевым потенциалом разрушения озонового слоя. Более того, фреон желательно применять только марки DuPont и ни в коем случае не китайский, так как в состав китайских фреонов входит много различных веществ, в том числе кислоты, которые разъедают шланги и компрессоры, а это приводит к очень тяжелым последствиям для кондиционера. И хотя, казалось бы, китайцы выпускают «правильный» фреон R-134а, но стоит он на порядок дешевле настоящего, и его использование обойдется слишком дорого.

Проконтролировать наличие утечки фреона бывает сложно, поскольку фреон очень текучий, а в системе кондиционирования всегда имеется избыточное давление. Если появляется малейшая неплотность, фреон моментально уходит, и кондиционер перестает работать и давать холод. Отсутствие охлаждения служит сигналом того, что пришло время ремонта. При этом очень важно найти место утечки, а это не всегда легко. Обычно место утечки ищут так: в кондиционер под давлением заправляют азот, и повреждение определяется по свисту выходящего газа.

Однако бывает, что образуются микроутечки, место которых стандартным способом определить не удается, поскольку микротрещина может проявлять себя только во время движения или при прогреве двигателя до определенной температуры. И здесь не обойтись без специального диагностического метода. В этом случае в кондиционер одновременно с фреоном заправляют специальный краситель. В месте утечки этот краситель выходит вместе с фреоном, который при этом испаряется, а краситель остается. При освещении системы трубопроводов ультрафиолетовой лампой по ядовито-зеленому цвету, которым светится краситель, можно легко найти место утечки. А дальше остается только устранить утечку и заправить кондиционер.

Стоимость подобной диагностики в минувшем году составляла 800 руб. (цена порции краски на одну заправку) плюс заправка кондиционера. Потом автомобиль ездит неделю-другую, после чего снова приезжает на СТО, где определяют место утечки, производят ремонт и очередную заправку. То есть данный процесс проходит в два этапа. Краска работе кондиционера не мешает. Более того, после ремонта на «грамотном» сервисе всегда заправят в систему краску, чтобы в следующий раз можно было легче найти утечку и избавиться от лишней заправки.

При диагностике работоспособности компрессора кондиционера основными показателями его работы являются значения давления на его выходе и входе. Для контроля давления на всех кондиционерах есть специальные диагностические муфты для подключения измерителя давления, так называемого «манифолта». Это устройство подключают к компрессору при заглушенном двигателе, после чего водителю дают команду завести автомобиль и включить кондиционер. Тогда прибор показывает существующие параметры давления. При этом для всех компрессоров давление это должно быть одинаково и различается только для разных фреонов. Так, при использовании фреона 134а давление на выходе компрессора должно быть 16…22  атм, на входе – 1…2 атм.

Оригинальный или универсальный?

Компрессоры кондиционеров, как и другие комплектующие, могут быть как оригинальными, так и неоригинальными (универсальными). Примечательно, что и те, и другие выпускает один и тот же производитель, и разница между ними заключается лишь в компоновке мест крепления. У каждого производителя автомобилей своя компоновка подмоторного пространства, соответственно компрессор может быть одним и тем же, но его элементы крепления адаптируются к каждому конкретному двигателю. Более того, шкив может быть трех, четырех, пяти, шести- либо восьмиручьевой или клиновой, а рабочее напряжение может составлять 12 либо 24 В.

Оригинальный компрессор специально сделан под конкретную модель двигателя, а значит, его демонтаж и монтаж намного проще: достаточно открутить крепление старого компрессора и поставить на его место новый.

Универсальный компрессор установить вместо оригинального обычно можно, но удается это не всегда. Случается, что компоновка подкапотного пространства попросту не позволяет установить универсальный компрессор, и для его установки приходится в условиях СТО заново изготавливать кронштейн крепления к двигателю либо переделывать имеющийся кронштейн, а это не всегда технически возможно.

Здесь надо отметить, что для кондиционеров используются те же компрессоры, что и в холодильном оборудовании. Одной из наиболее популярных марок является ZEXEL. В прошлом году неоригинальный (универсальный) компрессор с учетом изготовления кронштейна, его установки и заправки стоил 800…900 USD, при этом оригинальный компрессор стоил 450…500 евро, а с учетом заправки его установка обходилась в те же самые 800…900  USD. То есть оригинальный компрессор дороже, но его установка обходится дешевле.

При этом оригинальный и универсальный компрессоры практически не различаются, но время, требуемое на установку неоригинального компрессора, существенно больше. На это приходится потратить не менее двух дней из-за необходимости переделки кронштейна, тогда как оригинальный компрессор надо только прикрутить. И, конечно, не всегда есть техническая возможность установки универсального компрессора.

Добавлю, что оригинальных компрессоров практически никогда нет на складе. То есть их надо заказывать и ждать, а на улице может быть +35 °С, и в машине с кожаным салоном будет очень тяжело…

Что касается китайских компрессоров, они на нашем рынке пока массово не появились.

 

*Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.