Россия. Воруют...

А. Рикошинский



















В последние годы количество хищений грузовиков, строительных машин и оборудования стремительно растет.

Прошла зима, настало лето – погрузчик мой далеко где-то
Пик хищений строительной техники приходится на весенне-летний период, что связано с сезонным ростом активности в строительной отрасли. Технику угоняют не только со строек, но и с охраняемых стоянок. Особенностью последнего времени стали вооруженные нападения. Все более привычной становится новость типа: «Вчера в Москве вооруженные налетчики угнали бетономешалку…». Нападения, с целью завладеть строительной техникой происходят либо по дороге на стройплощадку, либо на охраняемых стоянках. Кроме того, бывают ложные заказы техники – ее арендуют для работы в каком-либо глухом месте, где и отбирают под угрозой оружия. Еще одним из способов воровства строительной техники стали мошеннические действия, когда какая-либо подставная фирма-однодневка берет в аренду или лизинг дорогое оборудование, а затем исчезает вместе с ним. Как правило, кража техники осуществляется с целью перепродажи, но бывают и хищения «для себя».
Угоняют практически любую строительную технику: от мобильных подъемных кранов и экскаваторов, погрузчиков, гидромонипуляторов до тракторов, катков и бетономешалок. В январе 2003 г. в Москве впервые была совершена кража снегоуборочной машины, сумма ущерба составила 390 тыс. руб.
В Московском и Санкт-Петербургском регионах, где наблюдается строительный бум, ситуация с кражами и угонами строительной техники особенно острая. В 2006 г. в Москве было зарегистрировано 86 похищений большегрузного транспорта и строительной техники. В Московской области их было 216, из них 22 относятся к категории тяжких – это 14 грабежей и 8 разбойных нападений. По итогам 2007 г. в Москве и Подмосковье зарегистрировано около ста случаев угона строительной и большегрузной техники. В 2007 г. в Подмосковье зарегистрировано 79 случаев угона большегрузной и специальной строительной техники, из которых десять относятся к категории тяжких (2 грабежа и 8 разбойных нападений). В Москве за три месяца этого года угнали 39 КамАЗов, 9 МАЗов, 8 грузовиков ЗИЛ и 13 ед. другой спецтехники – краны, бетономешалки и другие тяжелые строительные машины.
По информации пресс-службы Управления ГИБДД по С.-Петербургу и Ленинградской области, в 2007 г. на территории города и области зарегистрировано 143 кражи грузовых машин и спецтехники. По сравнению с 2006 г. число краж выросло на 27,7%.
Проблема кражи спецтехники остро стоит во всех регионах России. Вот несколько типичных примеров хищения строительной техники.
Четверо мужчин, вооруженных дубинками, ворвались в домик охраны стройгородка строителей Третьего транспортного кольца Москвы. Сторож, сотрудник частного охранного предприятия, не успел оказать им сопротивления – его избили, а затем связали. С территории грабители угнали КамАЗ и два импортных экскаватора-погрузчика, а кроме того украли прицепной компрессор, нарезчик швов и три виброплиты. Общий ущерб составил 3 547 000 руб.
У одной из московских дорожно-строительных компаний угнали каток, который находился в гараже, где базируется вся техника компании. В этом гараже строгий контроль отсутствует: рабочие приходят, берут необходимую им технику и уезжают. Неизвестный зашел в гараж, сел на каток и уехал. Каток не нашли.
В марте этого года неизвестные злоумышленники угнали бетономешалку, принадлежавшую компании «Бетонстрой». Владелец машины оценивает ущерб в 1 млн руб.
В мае в Москве раскрыто громкое разбойное нападение, совершенное 11 апреля. Тогда несколько неизвестных ворвались на стоянку строительной техники на ул. Генерала Дорохова и похитили три автокрана. В Подмосковье при попытке продать эти краны, были задержаны трое безработных мужчин – двое приезжих из Ингушетии и Молдавии и один москвич. Похищенные машины у них изъяты.
В Челябинской области экскаваторщик, возвращаясь на базу после рабочего дня, соблазнился «левым» заработком. Заехав в безлюдное место, грабители связали экскаваторщика и выбросили из машины.
В Костромской области с лесопилки похитили гидроманипуляторы для погрузки древесины, однако вскоре техника была обнаружена правоохранительными органами на одной из лесозаготовительных баз области. Аналогично закончилась история с похищением бетономешалки в Свердловской области – ее нашли на соседней стройке.
В Самаре за сравнительно короткое время украли сразу несколько экземпляров дорогой спецтехники – несколько погрузчиков, пневмокаток и косилку.
Рост строительного сектора стимулировал работающие в этой отрасли компании к увеличению и модернизации своего парка техники. Зачастую, чтобы купить необходимые машины, надо ждать несколько месяцев и заплатить немалые деньги. Цена автокрана или бульдозера может доходить до 12 млн. руб., экскаватора – до 9 млн. руб., катка – до 7 млн. руб., бетономешалки – до 3 млн. руб. Чаще всего угоняют более дорогую технику – отечественную со сроком эксплуатации не более одного года или импортную. Высокая стоимость строительной техники вызывает у недобросовестных людей желание приобретать ворованное, поэтому некоторые компании (как правило, мелкие) не возражают против покупки машин за полцены и в сжатые сроки, не интересуясь их происхождением. Спрос на ворованную технику стимулирует ее предложение. Годовой объем российского рынка ворованной строительной техники может быть оценен не менее чем в миллиард рублей, хотя угнанная техника продается по цене, составляющей 25…50% ее реальной стоимости. Заметим, что ущерб от угона строительных машин и механизмов определяется не только стоимостью похищенной техники, но и потерями, связанными со сбоями в графике производства работ на строительном объекте.
Географически границы рынка ворованной строительной техники охватывают всю территорию России, но, по статистике, такая техника чаще всего используется на стройках в Московской области (где круглый год идет активное строительство), республиках Северного Кавказа, южных областях страны и бывших республиках СССР (Казахстан, Грузия, Белоруссия, Украина).
Кражами промышляют как организованные группировки, так и «индивидуалы», но в большинстве случаев кражи строительной техники, особенно дорогой, осуществляется организованными преступными группировками. Они в состоянии произвести кражу «под заказ» конкретного потребителя и при необходимости переправить технику в другой регион и обеспечить ее фальшивыми документами. По информации МУРа, в бандитских группировках существует четкое разделение труда: «разведчики» объезжают строительные площадки и автобазы, где присматривают подходящую и плохо охраняемую технику, изучают маршруты ее транспортировки, а их «коллеги» в это время готовят новые документы, после чего совершается кража. В большинстве случаев преступники подгоняли ночью к стройке или автобазе тягач с прицепом, нападают на сторожа, связывали его и насильно поят водкой, после чего спокойно грузят технику на трейлер или в фургон и скрываются.
Проблема воровства строительной техники актуальна не только для России, но и для всех стран мира, особенно для стран Восточной Европы. По экспертным оценкам, ежегодные хищения строительной техники в Европе оцениваются в 10 млрд. USD, а удается разыскать и вернуть не более 20% украденного. В Великобритании каждый год воруют строительной техники приблизительно на 180 млн. USD, в Бельгии – на 45 млн. USD, во Франции – на 200 млн. USD. В США годовая стоимость ворованной строительной техники превышает 1,5 млрд. USD (особым спросом пользуются погрузчики и экскаваторы), а находят только 10% похищенного.
Поиск и возврат владельцу украденной строительной техники облегчит качественная противоугонная и спутниковая поисковая система. Так, например, фирма JCB (Великобритания) начала оснащать свои машины противоугонной системой CESAR. CESAR включает в себя систему блокировки пуска двигателя, трансмиссии и бензонасоса. Каждая машина оснащается микрочипом, содержащим информацию о владельце техники. Две пластины, защищенные от несанкционированного вмешательства, содержат уникальный код техники. Номер кода будет занесен в единую базу данных с целью оказания помощи правоохранительным органам в случае кражи техники. Кроме защиты от угона владельцы получают еще одну выгоду: снижение ставки по страхованию, которая уменьшится на 15%.
В свете участившихся хищений строительной техники противоугонные поисковые системы становятся все более распространенными в России. Хорошие поисковые системы достаточно дороги, но эффективны при поиске угнанной техники. Так, оснащенный такой системой угнанный в Москве бетоносмеситель на шасси КАМаЗ после введения плана «Перехват» был задержан уже спустя час в деревне Марфино Одинцовского района. Был возвращен владельцу кран на шасси МАЗ, оборудованный спутниковой охранно-поисковой системой, который угнали накануне вечером из п. Раменское Московской области и обнаружили утром в Клину. Положительный опыт использования поисковых систем есть в Челябинске, где спутниковые сигнализации, установленные на грузовики, позволили оперативно вернуть угнанную технику хозяевам.
Крупнейший отечественный производитель автокранов ивановский ОАО «Автокран», начиная с 1 мая этого года, включил в базовую комплектацию автокранов спутниковую поисковую противоугонную систему, выполняющую функцию охраны и мониторинга. Система позволяет с высокой надежностью предотвратить хищение автокрана и защитить водителя-крановщика, дает возможность владельцу вести оперативный спутниковый мониторинг всего принадлежащего ему парка автокранов «Ивановец». Защита крановой техники от хищения и разбойного нападения обеспечивается благодаря надежному охранному комплексу, включающему круглосуточный диспетчерский центр, который с помощью навигационных спутников всегда будет располагать информацией о текущем местонахождении крана, а в случае нападения и о характере воздействия, что позволит правоохранительным органам при нападении на кран оперативно приступить к перехвату машины. Кроме того, владелец крана через веб-интерфейс из любой точки мира всегда будет располагать оперативной информацией о точных координатах всех своих кранов, скорости их перемещения, состоянии (работает или не работает), а также иметь доступ ко всей истории передвижения и работы кранов. Помимо этого для каждой машины возможно установить зону перемещения или маршрут, и в случае, если «Ивановец» выйдет из этого района или отклонится от маршрута, владелец об этом сразу будет проинформирован. Охранный комплекс входит в базовую комплектацию машины, он может быть активирован еще на заводе, т. е. спутниковая поисковая противоугонная система начнет работать сразу при получении машины.
По мнению экспертов, раскрытию преступлений и возврату украденной техники владельцам препятствуют следующие причины:
• раскрытие факта кражи и извещение в правоохранительные органы происходит с опозданием, потому что воруют, как правило, в выходные и праздничные дни, когда на стройплощадках отсутствует должный контроль за строительной техникой;
• относительно низкий приоритет данного вида воровства в правоохранительных органах, недостаток ресурсов или отсутствие криминалистов, специализирующихся на кражах такого типа;
• сложность или отсутствие стандартных маркировок для идентификации и регистрации такой техники;
• часто имеющий место разбор техники на запчасти, что делает неосуществимым поиск и идентификацию украденного;
• вывоз техники за пределы не только данного региона, но и за пределы страны.
Для предотвращения угонов и сохранности строительной техники ГИБДД предлагает соблюдать следующие достаточно простые меры:
• не оставлять технику на неохраняемых стоянках;
• не допускать эксплуатации техники в нерабочее время;
• не оставлять транспортные средства без контроля с открытыми дверями и работающим двигателем даже на строительных площадках;
• исключить из практики перевоз пассажиров, не имеющих отношение к служебной необходимости;
• не оставлять в машине документы;
• оборудовать транспортные средства охранной системой (сигнализацией);
• в случае угона незамедлительно сообщать о данном факте в ближайший отдел милиции или по телефону 02.

Официальная статистика МВД России за 2008 год

Вид хищенияЯнварьФевральМартАпрельВсего за январь–апрель
Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения (угон)301834843794442014716
Кража транспортных средств308829203355388813251


А. Рикошинский Основные Средства 08'2008 23 марта 2009

Комментарии (0)