1
Нормы Евросоюза по токсичности отработавших газов легких грузовиков
 1
Тюнинг ковша
Защита ковша от износа
Транспорт для подземных горных работ
Обзор подземных самосвалов и погрузочно-доставочных машин
 4
Всё дело в базе
Обзор короткобазных кранов
Стандарты токсичности в Евросоюзе
Дизельные двигатели внедорожных машин
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
Гидравлический молот может работать под водой
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 1)
 2
Поиск и устранение неисправностей гидропривода
Воров просят не беспокоиться (ч .1)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Защита инструмента гидромолота от грязи и автоматическая смазка
 1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»

Третье поколение

С. Ионес, фото автора

Руководителям транспортных предприятий, водителям и механикам, которые еще не перешли на иномарки и продолжают эксплуатировать тяжелые грузовики отечественных автозаводов, в ближайшее время предстоит познакомиться с новым поколением V-образных ярославских двигателей. В конце сентября на конвейере «Автодизеля» в торжественной обстановке собран 100-й экземпляр дизеля перспективного семейства, соответствующего нормам Euro 3. Новое семейство дизелей состоит из двух унифицированных V-образных моделей: «шестерки» ЯМЗ-656 и «восьмерки» ЯМЗ-658, которые планируется выпускать в различных модификациях.

В начале сборочной линии

Новые «экологически чистые» двигатели можно считать третьим поколением дизелей ЯМЗ. Первое поколение – это, конечно, знаменитые ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, которые выпускают без малого полвека. Второе поколение появилось сравнительно недавно. В 1997-м завод освоил 8-цилиндровый ЯМЗ-7511, а следом в начале нового века – 6-цилиндровый ЯМЗ-7601. Они существенно отличались от предшествующих версий, например получили раздельные головки цилиндров. По словам работников ЯМЗ, «восьмерку» поставляли в первую очередь на МАЗ для магистральных автопоездов, а «шестерку» в основном ставили на «Уралы». Именно ЯМЗ-7601 и ЯМЗ-7511 послужили прототипами новых дизелей.

По токсичности отработавших газов дизели второго поколения удалось довести до норм Euro 2, некоторые модификации «236-х» и «238-х» тоже. Как известно, с 2008 г. должен начаться следующий этап ужесточения экологических норм. Теперь требуется дизель, способный уложиться в нормы Euro 3. Конструкторы Ярославского завода, входящего в Группу ГАЗ, справились и с этой задачей. Так появилось третье поколение – ЯМЗ-656 и ЯМЗ-658.

За 100-м немедленно последовал 101-й двигатель

Чтобы добиться соответствия нормам Euro 3, пришлось дорабатывать почти весь двигатель. ЯМЗ-656 и ЯМЗ-658 получили иной, чем у прежних моделей, блок цилиндров: с торцов мы видим непривычно расположенные ребра жесткости. Были модернизированы головки, гильзы, поршни. В результате по сравнению с ЯМЗ-7601 и ЯМЗ-7511 удалось вдвое снизить угар масла.

Наиболее существенно изменились система управления двигателем и топливная аппаратура. Для двигателей, «заточенных» под Euro 3, Ярославский завод дизельной аппаратуры ЯЗДА разработал новую версию ТНВД серии «Компакт-40». На смену механическому управлению топливным насосом пришло электронное. На конвейере двигатель комплектуется блоком управления ЭСУ-1, имеющим разъем для присоединения диагностической аппаратуры. Электропроводка по-современному «упакована» в оболочку – гибкий пластиковый гофрированный шланг.

Улучшению экологических показателей способствуют и такие новшества, как замкнутая система принудительной вентиляции картера, фильтр тонкой очистки топлива увеличенного объема. На ЯМЗ-656 и ЯМЗ-658 появились новые термостаты с твердым наполнителем и клапаном в дренажном отверстии. Кроме того, эти двигатели оснащают заслонкой аварийной остановки с механизмом управления и дополнительным мини-генератором мощностью 2 кВт, напряжением 28 В. Его приводит отдельный ремень.

ТНВД для новых двигателей

С одной стороны, большой объем нововведений, с другой – двигатель должен сохранить конструктивную преемственность старых моделей. Дело в том, что с освоением новинок завод не снимает с производства старые модели дизелей. Новые экологические нормы актуальны только для автомобилей. Ярославский «Автодизель» поставляет силовые агрегаты для техники разного назначения – тракторов, комбайнов, строительных машин, железнодорожного подвижного состава, морских судов, стационарных установок и, конечно, военной техники. Пока никто не запрещал применять на этих машинах двигатели, отвечающие нормам Euro 0 и Euro 1. Значит, новые дизели будут соседствовать на конвейере с агрегатами первого поколения – привычными ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.

Все оборудование этого конвейера рассчитано на сборку V-образных дизелей определенной размерности, с определенным расположением основных узлов, поэтому компоновка дизеля во многом осталась прежней. Не изменились основные точки крепления – закручивать гайки на конвейере предстоит на тех же станках, и из-за «мирного сосуществования» старой и новой продукции нельзя ничего менять в производственном цикле. Высокая степень унификации позволяет дизелям разных моделей и модификаций идти по конвейеру один за другим.

У ЯМЗ-656 и ЯМЗ-658 осталась основная размерность: диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 140 мм. Рабочий объем, как и прежде, 11,15 л у «шестерки» и 14,86 л у «восьмерки». Как и на прежних моделях, расположены стартер, насос системы охлаждения, масляные фильтры грубой и тонкой очистки, узлы системы наддува, даже новый ТНВД на привычном месте. Степень сжатия составляет 17,5.

Директор инженерно-конструкторского центра Н.Л. Шамаль дает пояснения журналистам

Новые дизели будут выпускать в следующих модификациях: ЯМЗ-6561 (300 л.с.), ЯМЗ-6562 (250 л.с.), ЯМЗ-6563 (230 л.с.), ЯМЗ-6581 (400 л.с.), ЯМЗ-6582 (330 л.с.), ЯМЗ-6583 (360 л.с.). Помимо МАЗов и «Уралов» шестицилиндровыми двигателями будут оснащать ЛИАЗы, мичуринские автобусы. «Восьмерки» планируется поставлять не только на МАЗ, но и на КрАЗ и некоторые модели «Уралов». Варианты с единицей, двойкой и тройкой на конце индекса различаются кроме мощности точками крепления отечественных и импортных коробок передач и отдельными элементами компоновки в расчете на моторный отсек конкретной модели грузовика и автобуса.

Первые дизели новых моделей проходили испытания и появлялись на выставках еще в 2006 г. В августе ЯМЗ построил установочную партию из 40 двигателей. В начале сентября на МАЗе с участием специалистов ЯМЗ собрали три пробных экземпляра грузовиков МАЗ-6303 с двигателями ЯМЗ-6582. Сотый экземпляр, появлению которого была посвящена торжественная церемония, уже считается серийной продукцией. За ним в тот же день последовал сто первый двигатель. Номер 100 носил дизель модификации ЯМЗ-6582. Его установят на седельный тягач МАЗ. До конца года планируется выпустить около двух тысяч двигателей новой серии. Эти дизели пойдут на конвейер МАЗа. В следующем году «Автодизель» планирует полностью обеспечить все заказы на двигатели этого семейства.

С. Ионес, фото автора Основные Средства 11'2007 10 апреля 2008

Комментарии (0)