Все масла – из одной бочки!

В. Резников

Промышленные тракторы часто работают на значительных расстояниях от складов смазочных материалов (например, на Севере России, в Сибири расстояние до базы 200...300 км – обычное дело). В таких условиях использование широкого ассортимента сезонных моторных, трансмиссионных и гидравлических масел для эксплуатации тракторов весьма затруднительно и связано с дополнительными расходами. Решение проблемы заключается в создании и использовании единых всесезонных моторно-трансмиссионно-гидравлических масел, которые в рекламных сообщениях нередко называют «маслами из одной бочки».

По техническим заданиям российских тракторостроителей отечественные нефтепереработчики создали и освоили промышленное производство единых всесезонных масел двух марок. Одно из них – МТ-5з/10Д (ТУ 38.401-58-40-92) обладает свойствами трансмиссионного масла группы ТМ-4 (GL-4 по API), изготавливается на минеральной основе, вырабатывается из сернистых нефтей с полимерной вязкостной присадкой, предназначено для применения в двигателях, трансмиссиях и гидросистемах тракторов и сельскохозяйственных машин, работающих в регионах с умеренным климатом, а применяется всесезонно. МТ-5з/10Д пригодно для дизелей с наддувом, включая двигатели воздушного охлаждения, для агрегатов тракторных трансмиссий и гидравлических систем, управляющих рабочим оборудованием машин.

Масло МТ-4з/8ДС (ТУ 38.401-58-54-92) – полностью синтетическое моторно-трансмиссионно-гидравлическое и предназначено для всесезонного применения в промышленных тракторах в северных регионах с очень низкой температурой окружающей среды зимой. Его применяют также для техники, смазываемой маслом МТ-5з/10Д, при умеренных климатических условиях.

Эти масла относятся к группе Д2 моторных масел для дизельных двигателей и аналогичны импортным «суперуниверсальным» маслам, называемым STOU (Super Tractor Oil Universal).

До постановки на производство масла МТ-5з/10Д и МТ-4з/8ДС
были тщательно исследованы. Эксплуатационные испытания проводили на двигателях, трансмиссиях и гидросистемах тракторов Т-330. Масло МТ-4з/8ДС испытывали на горнодобывающих предприятиях Магаданской области в сравнении с высококачественным импортным маслом STOU. По всем показателям отечественное масло получило положительные оценки и было равноценно импортному, а по некоторым показателям несколько превосходило его.

Испытания масла МТ-5з/10Д также подтвердили его высокие эксплуатационные свойства. При его использовании отмечены снижение расхода топлива и более легкий «холодный» пуск тракторных двигателей.

В таблице представлены некоторые физико-химические характеристики масел МТ-4з/8ДС и МТ-5з/10Д, нормированные техническими условиями на промышленное производство.

Следует отметить, что масла STOU производятся практически всеми крупными зарубежными нефтеперерабатывающими компаниями и импортируются в нашу страну. В частности, по классификации компании ZF, производящей агрегаты трансмиссии, которые широко используются в России, масла STOU обозначаются так:

ZF TE-ML 06B;

ZF TE-ML 06C;

ZF TE-ML 07B.