1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
 6
Гидроборта (ч. 2)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
 8
Hardox. Разберемся спокойно
Большие возможности маленьких КМУ
Краноманипуляторные установки в строительстве
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 1)
Седлать тягачи! (ч.2)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
Покупаем предприятие
Оценка технического состояния машин и оборудования на предприятии
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
Радиаторы для внедорожной техники
Борьба с засоряемостью сот радиатора
Берегите манжеты!
Неисправности гидросистем дорожно-строительных машин

Масла для двигателей, работающих на высокосернистом топливе

В. Резников

Как известно, в России топливо для двигателей производят из нефти, содержащей значительное количество серы. ГОСТ ограничивает ее содержание, но на практике содержание серы в топливе иногда находится на пределе допуска. Двигатели зарубежного производства зачастую плохо «переносят» работу на высокосернистом топливе. Чтобы нейтрализовать вредное действие серы, рекомендуется применять моторные масла с высоким щелочным числом.

Сера, содержащаяся в топливе, негативно влияет на работоспособность моторного масла. Чем больше серы в топливе, тем сильнее это влияние. Сера в топливе ускоряет расходование моющих присадок, придающих моторному маслу не только способность предотвращать нагарообразование на деталях двигателя, но и способность нейтрализовать кислоты. Величина нейтрализующей способности характеризуется щелочным числом масла. При сгорании топлива сера практически полностью окисляется и образует сернистый SO2 и серный SO3 ангидриды. Наличие в продуктах сгорания SO3 значительно повышает «точку росы» – температуру, при которой водяной пар конденсируется и превращается в жидкость. Взаимодействие SO2 и SO3 с водой приводит к образованию кислот, способных вызвать сильную коррозию деталей двигателя и значительно снижающих их ресурс. Кроме серы кислоты образуют оксиды азота. Рост кислотности масла обусловлен и его окислением кислородом воздуха.

Для предотвращения коррозионного воздействия кислот на детали двигателя и образования на них нагара в моторные масла вводят металлосодержащие щелочные моющие присадки. Металлы, входящие в состав моющих присадок (кальций, магний, натрий), быстро взаимодействуют с кислотами и образуют нейтральные соли, не наносящие вреда двигателю. Естественно, что при этом щелочное число масла постепенно снижается и достигает такой величины, при которой моющие свойства и нейтрализующая способность становятся недостаточными, а значит, масло подлежит замене.

В автотракторных дизелях, как показывает практика, чтобы надежно защитить двигатель от нагарообразования и коррозии, обеспечить приемлемые сроки замены масла, его исходное щелочное число должно быть в 15...20 раз больше процентного содержания серы в топливе. Сегодня государственный стандарт, регламентирующий качество дизельного топлива (ГОСТ 305–82), допускает содержание серы не более 0,5%. Следовательно, применяемое масло должно иметь щелочное число порядка 7,5...10 мг КОН/г. Замена масла становится необходима, когда его щелочное число уменьшится на 50...60% от исходной величины. В крупных парках тяжелой техники с современной системой техобслуживания регулярно проводят анализы масла и среди прочих параметров определяют щелочное число.

Отечественные производители выпускают следующие масла с щелочным числом в указанных пределах: зимнее М-8Дм, летнее М-10Дм, всесезонное М6з/14Дм. Напомню, что щелочное число обязательно указывается в документации (паспорте) на каждую партию масла.

В. Резников Основные Средства 07'2007 20 февраля 2008

Комментарии (0)