Энергетическая независимость

Л. Малютин

Автономное энергопитание становится действенной защитой от растущего с каждым годом числа локальных энергетических катаклизмов. Дизель-генераторная установка обеспечивает бесперебойную работу и жизнедеятельность предприятия, клиники, банка, узла связи, очистных сооружений или даже жилого дома (кому же хочется застрять в лифте!), компенсируя работу энергосистемы в случае ее аварии или падение мощности в часы пик.

G17Q

На удаленных от основных электросетей объектах автономная электростанция – вообще единственный источник энергии. Столь высокая ответственность предъявляет к дизель-генератору жесткие требования – он должен быть надежен, как скала, и безопасен, иметь огромный ресурс, но быть экономичным, не требовать постоянного присмотра и частого обслуживания и не привлекать к себе излишнего внимания, т. е. не шуметь.

Компания JCB официально представила мировой общественности свою линейку дизель-генераторов весной 2006 г. на парижской выставке INTERMAT и при этом уже была готова принимать заказы. Вторжение на растущий рынок энергетических установок компания считает обоснованным, своевременным и подкрепленным мировой известностью и репутацией марки JCB. К нему готовились загодя по всем законам стратегии и тактики. Проект Power Systems включал разработку собственного дизеля – а именно JCB 444, модельного ряда дизель-генераторов и мощностей по их производству. Объем инвестиций в проект составил 80 млн. ф. ст. (около 133 млн. USD). В ноябре 2004 г. на новом, самом современном в Великобритании заводе JCB Power Systems запустили первую сборочную линию двигателей JCB 444, которые стали использовать для комплектации модернизированных экскаваторов-погрузчиков, и чуть позже – телескопических погрузчиков, а год спустя приступили к сборке на том же заводе и дизель-генераторов. Для их производства используются лучшие агрегаты – генераторы Newage Stamford, дизели JCB 444 для установок средней мощности, дизели Deutz для малых, а Sisu и Scania для больших установок.

G22Q

В линейке дизель-генераторов JCB двадцать четыре базовые модели мощностью от 15 до 550 кВ·А. Восемнадцать моделей – G17Q...G550Q поставляют в двух основных исполнениях – открытом и закрытом. Открытое исполнение без шумоизолирующего кожуха рассчитано на применение в местах, где окружающая среда не препятствует работе двигателя и генератора и нет ограничений к шумовой нагрузке. Установки в закрытом исполнении с кожухом созданы для открытых площадок или мест, где шум недопустим. Для арендных предприятий разработаны 6 моделей – G27R...G200R, оснащенных широким набором электрических разъемов в разных исполнениях, обеспечивающих их максимальную универсальность. Все дизель-генераторы изготавливают, как это принято в компании JCB, под заказ, что позволяет установить любые требуемые электрические разъемы.

Дизель-генератор работает в основном или резервном режиме. В основном режиме дизель-генератор – основной источник питания. Время его работы в этом режиме не лимитируют. Станции JCB выдерживают 10%-ную перегрузку в течение часа каждые 12 ч. В резервном режиме дизель-генератор подключен к основной электросети и начинает работать при прерывании подачи энергии. В этом режиме перегрузка недопустима.

Двигатели установок агрегатируют с одно- и двухподшипниковыми генераторами. Такой критически важный параметр, как соосность коленвала двигателя и вала ротора, особенно для одноподшипниковых генераторов, обеспечивает массивная и точно изготовленная рама-основание, которая также минимизирует вибрации.

G88Q

Дизель-генераторы малой мощности G17Q...G33Q комплектуют трех- и четырехцилиндровыми низкошумными турбированными дизелями Deutz и однофазным (выходное напряжение 220 В) или трехфазным генератором (380 В). Так, на самом мощном в этой категории G33Q установлен четырехцилиндровый дизель Deutz TD2009L04 рабочим объемом 2,3 л. Его расход топлива в основном режиме – 6,55 л/ч, в резервном режиме – 7,42 л. Установки в закрытом исполнении выделяются оригинальной формой кожуха.

Установки средней мощности G55Q...G88Q в закрытом исполнении также защищены кожухами. Для доступа к органам управления поднимают откидную дверцу на торце установки. Эти модели оснащают атмосферными или турбированными дизелями JCB 444 и трехфазными генераторами с выходным напряжением 380 или 480 В. Порядок чередования фаз можно менять, электросхема с другим чередованием фаз доступна по запросу. Расход топлива самой крупной установки в данной группе G88Q – 20 л в основном режиме и 22,1 л в резервном.

В более мощных электростанциях G100Q...G220Q четырех- и шестицилиндровые дизели Sisu агрегатированы с одно- или трехфазными генераторами с выходным напряжением 220/ 127 или 380 В. На самых мощных моделях G330Q...G550Q использованы шестицилиндровые рядные двигатели Scania и генераторы серии НС.

G55Q

Все дизель-генераторы JCB оснащены системой электронного управления, позволяющей программировать режим работы установки. Управление выведено на унифицированную сенсорную цифровую панель, которая являет собой отличительную и уникальную особенность установок JCB. По заказу установку комплектуют беспроводным дистанционным управлением GPS, системой автоматического пуска дизель-генератора при падении напряжения основной электросети, системой синхронизации дизель-генераторов между собой и основной сетью.

При росте потребления электроэнергии мощность можно увеличить, параллельно подключив дополнительный дизель-генератор. Такое подключение нескольких установок позволяет не только компенсировать пиковые нагрузки и рост потребления, но и повышает надежность всей системы и позволяет обслуживать дизель-генераторы поочередно.


Л. Малютин Основные Средства 03'2007 28 июня 2007

Комментарии (0)