Подавать горячим

А. Зизевский

К вящему удовольствию автомобилистов требования к качеству строительства и ремонта дорог ужесточаются. Более того, сегодня заказчики дорожно-строительных работ требуют не только качества, но и гарантий, что заставляет дорожников соблюдать технологию, оснащать асфальтоукладчики автоматическими системами нивелирования и другим дополнительным оборудованием, например инфракрасными излучателями.

Блок розжига

Проблема спайки продольного стыка смежных полос стала актуальной не сегодня. СНиП 3.06.03-85, принятые еще в 1985 г., гласят, что «при укладке смеси сопряженными полосами следует применять два (и более) асфальтоукладчика или производить разогрев кромок ранее уложенной полосы с помощью инфракрасных излучателей». Эта проблема возникает как при строительстве новой дороги, когда нет возможности укладывать сразу на всю ширину проезжей части двумя асфальтоукладчиками, идущими уступом, так и при ремонте, когда невозможно полностью перекрыть дорогу, и тогда укладывают полосами, оставляя место для проезда транспортных средств. Обычно ремонтные работы выполняют ночью. За день свежеуложенная полоса остынет, и надежной спайки стыка можно добиться, если только разогреть кромку до температуры примерно 100 °С.

В противном случае спайка будет неплотной, а точнее, ее вообще не будет. В этот зазор проникнет вода, замерзнет, оттает, и в скором времени образуется продольная, так называемая технологическая трещина, требующая ремонта. Как следствие, на строителя (ремонтника) ложатся непредвиденные расходы на гарантийный ремонт, а его репутация как надежного партнера будет основательно подпорчена.

Калильная свеча зажигания

Попытки «сэкономить» и разогревать стык дедовскими методами – паяльной лампой или иными подручными средствами – в 100% случаев не дают удовлетворительного результата: прогрев неравномерный, выжигается битум. Вдобавок надо содержать лишнюю рабочую единицу – человека с паяльной лампой, а гарантийный ремонт дороги неизбежен. На деле изобретать велосипед незачем: средство для разогрева кромок существует давно и называется оно инфракрасным излучателем (см. СНиП за 1985 г.), или разогревателем швов, и широко применяется в цивилизованных странах. Это мощный, надежный, автономный и безопасный прибор, монтируемый на асфальтоукладчике и не требующий внимания со стороны оператора, и, что очень важно, он не выжигает битум. Нужен только источник питания напряжением 12 или 24 В и газовый баллон (пропан-бутан под давлением 1...3 бар).

Разогреватель подвешивают на расстоянии 100...150 мм от поверхности кромки. Весь крепеж, кстати, можно изготовить своими силами. Каркас разогревателя алюминиевый, четыре или шесть горелок выполнены из жаропрочной стали. Четырехгорелочный разогреватель обеспечивает температуру кромки до 160 °С при скорости укладки до 4 м/мин.

Работающий разогреватель

При бoльших скоростях применяют шестигорелочный вариант. Через штатные разъемы агрегат подключают к источнику питания – переключателю движения асфальтоукладчика и к газовому баллону. Включение-выключение разогревателя происходит автоматически при начале движения или остановке укладчика. Газ поджигает автоматическая система розжига. Тепловую мощность регулируют, меняя давление газа. Процесс сгорания контролируют электронные датчики, которые в случае аварийной ситуации прекращают подачу газа, таким образом отключая разогреватель.

Прибор универсальный, его можно применять на любых асфальтоукладчиках, в том числе российских. Капитальный ремонт дороги укладчиком отечественного производства, оснащенным разогревателем, будет выполнен лучше, чем импортным, но без него.

Кроме того, его можно использовать автономно при ямочном ремонте, изготовив несложную оснастку.
Разогреватель можно также применять для нагрева шин пневмоколесных и комбинированных катков, чтобы устранить эффект налипания горячей асфальтобетонной смеси на шины. Он легко монтируется на каток с помощью нескольких кронштейнов и подключается к переключателю движения так же, как на асфальтоукладчике.

Разогреватели давно и отлично зарекомендовали себя в Европе, и мы надеемся, что эта статья заинтересует тех, кто сопоставил стоимость постоянных ремонтных работ с покупкой одного разогревателя и понимает, что качество построенной дороги – не только лицо фирмы, но и ее капитал.