Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
 5
Система HEUI–впрыск XXI века по-американски
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
К летнему сезону
Обзор новинок асфальтоукладчиков
 1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
Земные спасатели космонавтов (ч.1)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 1)
Современный инструмент диагностики (ч. 2)
Анализ рабочих жидкостей
 5
Пожарная безопасность складов (ч. 1)
Мероприятия, направленные на предупреждение пожаров

Второе рождение автогрейдера

И. Зотов

Первые опыты строительства грунтовых дорог с использованием грейдера были проведены в России еще в 1910-х годах. Впоследствии эти машины получили у нас широкое распространение. Тем не менее, по данным Госстроя России, парк автогрейдеров в стране в силу различных причин в последнее время становится меньше. Так, в 1995 году их насчитывалось 14 тысяч, в 2000 – уже не более 10 тысяч, причем 20% выработали срок амортизации. Начиная с 1997 года производство автогрейдеров начало увеличиваться, но в 2001-м произошел резкий его спад. Если в 1990 году было изготовлено 4732 автогрейдера, то в 2002 – лишь 992 (см. Локшин Е.С., Рубайлов А.В. «Строительные и дорожные машины», глава 8 «Автогрейдеры». М., 2004).

Снижение динамики продаж дорожно-строительной техники отмечается и в Западной Европе. Так, объем продаж грейдеров в 2003 году по отношению к 2002 году составил лишь 84% (см. А. Рикошинский «На западном рынке без перемен», журнал «Основные Средства», № 8, 2004 г.). Причины спада за рубежом очень похожи на российские – значительные производственные и финансовые ресурсы, необходимые для выпуска подобной техники, ее дороговизна и многое другое.

Выпуск автогрейдеров в России в настоящее время осуществляют три завода строительно-дорожных машин – Брянский, Орловский и Челябинский, причем серийный выпуск тяжелых грейдеров освоил лишь Челябинский завод. Эти машины наиболее эффективны при выполнении землеройно-планировочных работ на строительстве, при ремонте и содержании дорог. По необходимости применяют их и в других сферах деятельности. Российские машиностроители могут с уверенностью сказать, что наши автогрейдеры по своим характеристикам мало уступают зарубежным аналогам.

Потребность в дешевом и качественном дорожно-строительном оборудовании в последнее время растет, однако значительно увеличить выпуск новых автогрейдеров в короткие сроки – задача непростая. Вот и приходится заботиться о наиболее рациональном использовании действующей техники и по возможности продлевать ее жизнь.

В российских условиях машины выходят из строя после 7...9 лет жесткой эксплуатации. Они не просто ломаются, а изнашиваются. У этой проблемы есть два решения: первое – приобретение нового автогрейдера, второе – капитальный полнокомплектный ремонт, при котором возможна замена до 90% изношенных деталей. Второй вариант решения обойдется значительно дешевле, и это немаловажно.

Восстановлением изношенного оборудования сейчас занимаются многие предприятия, но далеко не все берутся за автогрейдеры. К тому же фирма, осуществляющая ремонт, должна иметь лицензию на проведение подобного рода работ и давать гарантию на эксплуатацию машин в определенный период времени. Эти два непременных условия соблюдают далеко не все предприятия. Вот и получает потребитель функциональный с виду автогрейдер, который после очередного ремонта не продержится и года.

Пока российских предприятий, занимающихся комплексным ремонтом автогрейдеров, очень мало, а больше всего их в Челябинске, и это понятно. Здесь активно работают ООО ПКП «РемДорМаш» («Ремонт Дорожных Машин») и официальный представитель ЧСДМ Группа «РосИнвест». За ремонт автогрейдеров берутся станция технического обслуживания «Молния» и ООО Торговый Дом «Автодорсервис». Восстанавливают дорожные машины в Ярославле (ЗАО «Ярославское ремонтно-техническое предприятие»), в Брянске (ООО «Крокус ЛТД»), Орле (ЗАО «ОПК-ДорМаш»), Калуге (ОАО «35-й Механический Завод»), Краснодаре (ЗАО «АгроСтройМаш), а также в Южноуральске, Волгограде, Чите.

Предприятий, дорожащих собственной репутацией и работающих добросовестно, становится все больше. По сравнению с крупными заводами у них свои преимущества – бо’льшая гибкость, мобильность, индивидуальный подход к клиентам. Здесь быстрее внедряются рационализаторские предложения, реализуются технические новшества. У малых предприятий ниже трудозатратная часть работ, а соответственно ниже и себестоимость продукции.

Сейчас темпы развития таких предприятий можно сравнить с теми, что были характерны для периода эпохи индустриализации страны. Так, челябинское ООО ПКП «РемДорМаш» за четыре года сумело пройти путь от производства по ремонту узлов и агрегатов в небольшом арендуемом помещении до современного завода, раскинувшегося на площади 4 тыс. м2. Предмет особой гордости его работников – новый производственный корпус с собственным цехом механической обработки. В 2004 году получен сертификат соответствия на выпуск собственной продукции – автогрейдера ГС-25-01 и его модификаций. Каждая машина здесь проходит приемосдаточные испытания, на всю продукцию выдается гарантия на 6 месяцев эксплуатации, как и положено. Предприятие специализируется на капитальном ремонте узлов и агрегатов, производстве запасных частей для дорожно-строительной техники, а также осуществляет восстановление автогрейдеров – средних А-120.1 и тяжелых ДЗ-98В.1. Развивается сотрудничество со специалистами Челябинского завода строительно-дорожных машин им. Колющенко, где выпускают эту технику.

Как же происходит второе рождение грейдера? Конечно, все начинается с оценки предстоящего объема работ опытным специалистом, с учетом пожеланий и финансовых возможностей заказчика. Автогрейдер полностью разбирают, оставляя лишь раму, которую очищают, грунтуют и красят. Заменяют электрооборудование, двигатель, кабину. Проводят оценку других деталей и замену в случае необходимости автошин, капитальный ремонт узлов, агрегатов, ремонт всех систем автогрейдера (гидравлики, пневматики и др.). По необходимости производится установка переднего будьдозерного оборудования, новой модернизированной площадки оператора, основного рабочего оборудования с поворотом отвала под нагрузкой, модернизированной тормозной системы с применением рукавов низкого давления, двигателя ЯМЗ-238 НДЗ.

Некоторые фирмы при комплексном ремонте используют отремонтированные запасные части. Такой ремонт можно назвать комплексным лишь условно. ООО ПКП «РемДорМаш» применяет только новые запчасти – либо собственного производства, либо других специализированных предприятий. Для удобства клиентов планируется организовать поставку запчастей в регионы, где эксплуатируется прошедшая ремонт на этом предприятии техника: на Урал, в Сибирь, Казахстан и на Дальний Восток.

Словом, сейчас многие сервисные и машиностроительные предприятия России оперативно реагируют на нужды рынка, ведь потребность в использовании дорожно-строительной техники продолжает расти, соответственно и спрос на нее увеличивается.

И. Зотов Основные Средства 11'2004 17 января 2005

Комментарии (0)