Второе рождение автогрейдера

И. Зотов

Первые опыты строительства грунтовых дорог с использованием грейдера были проведены в России еще в 1910-х годах. Впоследствии эти машины получили у нас широкое распространение. Тем не менее, по данным Госстроя России, парк автогрейдеров в стране в силу различных причин в последнее время становится меньше. Так, в 1995 году их насчитывалось 14 тысяч, в 2000 – уже не более 10 тысяч, причем 20% выработали срок амортизации. Начиная с 1997 года производство автогрейдеров начало увеличиваться, но в 2001-м произошел резкий его спад. Если в 1990 году было изготовлено 4732 автогрейдера, то в 2002 – лишь 992 (см. Локшин Е.С., Рубайлов А.В. «Строительные и дорожные машины», глава 8 «Автогрейдеры». М., 2004).

Снижение динамики продаж дорожно-строительной техники отмечается и в Западной Европе. Так, объем продаж грейдеров в 2003 году по отношению к 2002 году составил лишь 84% (см. А. Рикошинский «На западном рынке без перемен», журнал «Основные Средства», № 8, 2004 г.). Причины спада за рубежом очень похожи на российские – значительные производственные и финансовые ресурсы, необходимые для выпуска подобной техники, ее дороговизна и многое другое.

Выпуск автогрейдеров в России в настоящее время осуществляют три завода строительно-дорожных машин – Брянский, Орловский и Челябинский, причем серийный выпуск тяжелых грейдеров освоил лишь Челябинский завод. Эти машины наиболее эффективны при выполнении землеройно-планировочных работ на строительстве, при ремонте и содержании дорог. По необходимости применяют их и в других сферах деятельности. Российские машиностроители могут с уверенностью сказать, что наши автогрейдеры по своим характеристикам мало уступают зарубежным аналогам.

Потребность в дешевом и качественном дорожно-строительном оборудовании в последнее время растет, однако значительно увеличить выпуск новых автогрейдеров в короткие сроки – задача непростая. Вот и приходится заботиться о наиболее рациональном использовании действующей техники и по возможности продлевать ее жизнь.

В российских условиях машины выходят из строя после 7...9 лет жесткой эксплуатации. Они не просто ломаются, а изнашиваются. У этой проблемы есть два решения: первое – приобретение нового автогрейдера, второе – капитальный полнокомплектный ремонт, при котором возможна замена до 90% изношенных деталей. Второй вариант решения обойдется значительно дешевле, и это немаловажно.

Восстановлением изношенного оборудования сейчас занимаются многие предприятия, но далеко не все берутся за автогрейдеры. К тому же фирма, осуществляющая ремонт, должна иметь лицензию на проведение подобного рода работ и давать гарантию на эксплуатацию машин в определенный период времени. Эти два непременных условия соблюдают далеко не все предприятия. Вот и получает потребитель функциональный с виду автогрейдер, который после очередного ремонта не продержится и года.

Пока российских предприятий, занимающихся комплексным ремонтом автогрейдеров, очень мало, а больше всего их в Челябинске, и это понятно. Здесь активно работают ООО ПКП «РемДорМаш» («Ремонт Дорожных Машин») и официальный представитель ЧСДМ Группа «РосИнвест». За ремонт автогрейдеров берутся станция технического обслуживания «Молния» и ООО Торговый Дом «Автодорсервис». Восстанавливают дорожные машины в Ярославле (ЗАО «Ярославское ремонтно-техническое предприятие»), в Брянске (ООО «Крокус ЛТД»), Орле (ЗАО «ОПК-ДорМаш»), Калуге (ОАО «35-й Механический Завод»), Краснодаре (ЗАО «АгроСтройМаш), а также в Южноуральске, Волгограде, Чите.

Предприятий, дорожащих собственной репутацией и работающих добросовестно, становится все больше. По сравнению с крупными заводами у них свои преимущества – бо’льшая гибкость, мобильность, индивидуальный подход к клиентам. Здесь быстрее внедряются рационализаторские предложения, реализуются технические новшества. У малых предприятий ниже трудозатратная часть работ, а соответственно ниже и себестоимость продукции.

Сейчас темпы развития таких предприятий можно сравнить с теми, что были характерны для периода эпохи индустриализации страны. Так, челябинское ООО ПКП «РемДорМаш» за четыре года сумело пройти путь от производства по ремонту узлов и агрегатов в небольшом арендуемом помещении до современного завода, раскинувшегося на площади 4 тыс. м2. Предмет особой гордости его работников – новый производственный корпус с собственным цехом механической обработки. В 2004 году получен сертификат соответствия на выпуск собственной продукции – автогрейдера ГС-25-01 и его модификаций. Каждая машина здесь проходит приемосдаточные испытания, на всю продукцию выдается гарантия на 6 месяцев эксплуатации, как и положено. Предприятие специализируется на капитальном ремонте узлов и агрегатов, производстве запасных частей для дорожно-строительной техники, а также осуществляет восстановление автогрейдеров – средних А-120.1 и тяжелых ДЗ-98В.1. Развивается сотрудничество со специалистами Челябинского завода строительно-дорожных машин им. Колющенко, где выпускают эту технику.

Как же происходит второе рождение грейдера? Конечно, все начинается с оценки предстоящего объема работ опытным специалистом, с учетом пожеланий и финансовых возможностей заказчика. Автогрейдер полностью разбирают, оставляя лишь раму, которую очищают, грунтуют и красят. Заменяют электрооборудование, двигатель, кабину. Проводят оценку других деталей и замену в случае необходимости автошин, капитальный ремонт узлов, агрегатов, ремонт всех систем автогрейдера (гидравлики, пневматики и др.). По необходимости производится установка переднего будьдозерного оборудования, новой модернизированной площадки оператора, основного рабочего оборудования с поворотом отвала под нагрузкой, модернизированной тормозной системы с применением рукавов низкого давления, двигателя ЯМЗ-238 НДЗ.

Некоторые фирмы при комплексном ремонте используют отремонтированные запасные части. Такой ремонт можно назвать комплексным лишь условно. ООО ПКП «РемДорМаш» применяет только новые запчасти – либо собственного производства, либо других специализированных предприятий. Для удобства клиентов планируется организовать поставку запчастей в регионы, где эксплуатируется прошедшая ремонт на этом предприятии техника: на Урал, в Сибирь, Казахстан и на Дальний Восток.

Словом, сейчас многие сервисные и машиностроительные предприятия России оперативно реагируют на нужды рынка, ведь потребность в использовании дорожно-строительной техники продолжает расти, соответственно и спрос на нее увеличивается.