Штутгартский экспресс

Т. Лысов, фото автора и DaimlerChrysler AG

Mercedes-Benz Sprinter – одна из наиболее успешных коммерческих моделей компании. С момента запуска в производство в 1995 году эти автомобили разошлись по миру «тиражом» более чем в 800 тысяч и не теряют популярности по сей день. В том числе на рынке России.

Фургон Sprinter 313CDI для перевозки пищевых продуктов

Сегодня Mercedes-Benz Sprinter – преемника хорошо известного в нашей стране Т1 – выпускают несколько заводов DaimlerChrysler AG в Германии, Аргентине, Англии и США. У автомобиля, разработанного при участии специалистов концерна VAG, с 1996 года есть сводный брат – Volkswagen LT второго поколения. У модели, позиционирующейся в верхнем ценовом диапазоне, должно было быть преимущество перед аналогами, поэтому перед разработчиками стояла серьезная проблема – создать обширный ряд модификаций, предназначенных для решения максимального количества транспортных задач. Результат на выходе получился более чем достойный для своего времени – в семейство вошло около 150 базовых модификаций полной массой 2,6...4,6 т. Сейчас это является правилом хорошего тона у ведущих западноевропейских компаний-производителей.

В серию входят разные модификации ш
асси, фургонов, грузопассажирских автомобилей (4...5 пассажирских мест), пассажирских и бортовых. Фургоны как наиболее универсальные транспортные средства пользуются особой популярностью и в странах ЕС, и в России. Их выпускают в трех вариантах по длине колесной базы (3000, 3550, 4025 мм) и двух – по высоте крыши, с коротким или удлиненным задним свесом. При этом вместимость грузового отсека варьируется в пределах 5,6...13,4 м3, грузоподъемность составляет 900...1630 кг. Предусмотрены варианты с цельнометаллическим или частично остекленным кузовом, с цельной перегородкой «тыла» или стальными дугами.

Доступ в грузовой отсек – через боковую сдвижную дверь по правому борту или задние распашные двери (открываются на угол до 270° и удерживаются в нужном положении фиксаторами). Для удобства погрузки-выгрузки разработчики определили погрузочную высоту 650...670 мм, что позволяет использовать складской мини-погрузчик, а в задний бампер встроили небольшую ступеньку. При работе с крупными корпоративными заказчиками Штутгарт берется за серьезную перепланировку грузового отсека. Пример – почтовые фургоны (мультистопы) компаний United Parcel Service (UPS) и Deutsche Post, специализирующихся на экспресс-доставке почтовых отправлений. Для их нужд DaimlerChrysler AG выпускает фургоны оригинального исполнения – со стойками для ящиков, перегородкой грузового отсека с дверью и др. Более глубокой доработкой фургонов занимаются профильные предприятия, в том числе российские, выпускающие автомобили для инкассации, мобильных студий и различных муниципальных организаций и спецслужб.

Микроавтобусы Sprinter пользуются стабильным, но заметно меньшим спросом, что объясняется погоней операторов городских перевозок за минимизацией вложений в парк и быстрой окупаемостью. Такие автомобили вместимостью 5...11 чел. чаще используют авиакомпании для перевозки пассажиров VIP и бизнес-класса, крупные компании для своих сотрудников, частные образовательные учреждения. Причем этот расклад в одинаковой степени характерен и для Запада, и для России.

Интерьер модели последнего поколения

Если фургон не вписывается в профиль деятельности компании – прямая дорога за шасси. Эти модификации можно приспособить к использованию практически в любой сфере. Зарубежные предприятия, а с недавнего времени и российские монтируют на их раму монтажной длиной 4920...6225 мм оборудование разного вида и назначения: кузова-фургоны вместимостью 5,23...7,85 м3, бортовые платформы, самосвальные кузова, пекарные и торговые «будки», цистерны, эвакуаторные платформы и др. До 2000 года грузоподъемность шасси ограничивалась 705...2400 кг, позже появился вариант полной массой 6 т. Он принимает на борт до 3,3 т, оснащен усиленными рамой и тормозной системой, колесами заднего моста с двускатной ошиновкой.

Базовые модификации шасси и бортовых автомобилей комплектуют одинарной кабиной с двумя пассажирскими местами, по заказу – сдвоенной трех- или четырехдверной на 6 пассажирских мест. Для северных стран ЕС, не вылезающих из сугробов круглый год, DaimlerChrysler AG выпускает Sprinter с системой постоянного полного привода и увеличенным клиренсом.

Пассажирский салон короткобазного микроавтобуса

Принято различать Sprinter 1995, 2000 и 2003 модельного года. Западные компании-производители воспитали взыскательного потребителя и теперь получают неплохую прибыль при незначительных инвестициях в модернизацию модельного ряда. Потребителю важно лишь то, что он покупает более современную машину, а отличительные особенности автомобилей разных образцов несущественны, носят эволюционный характер.

Автомобили первых лет выпуска отличают кузов, светотехника, интерьер характерных рубленых форм и довольно скромное внутреннее убранство кабины. Но в скромности – достоинство: материалы отделки легко почистить. Водительское сиденье – с набором основных регулировок, не более того. Все остальное (подогрев, пружинная или пневматическая подвески) – за дополнительную плату, поэтому большинство подержанных экземпляров 1995–2000 годов выпуска – в базовой комплектации. Исключение составляют автомобили, принадлежавшие крупным корпоративным заказчикам, которые, как правило, уделяют повышенное внимание условиям работы своих водителей. Передние пассажирские сиденья – одинарное или сдвоенное, с подлокотниками или без, обитые тканью, велюром или кожей (привилегия микроавтобусов в топ-комплектации и мобильных офисов). Комплектации для автомобилей первых лет выпуска подобрали в соответствии со стоимостью и имиджем модели на рынке. Покупатели могли заказать практически все: электроприводы стеклоподъемников и наружных зеркал, четырехрежимный кондиционер, вентиляционную систему с функцией рециркуляции воздуха, автономный отопитель (Webasto), музыкальную систему с CD-проигрывателем, чейнджером и др.

Одна из наиболее тяжелых модификаций самосвала Sprinter

Что? Где? Почем?

В силу «черно-белого» построения российского рынка малотоннажных автомобилей (либо «ГАЗель» или изрядно изношенный secondhand, либо новая иномарка) под платежеспособный спрос подпадают лишь основные модификации Mercedes-Benz Sprinter: фургон и микроавтобус. Цены нового короткобазного фургона полной массой 2,8 т в стандартной комплектации (тахометр, иммобилайзер, трехточечные ремни безопасности, дополнительный отопитель, система ESP, двигатель 2.2 CDI на 82 л.с., механическая КП) начинаются с 22,9 тыс. евро. Модификации полной массой обойдутся в 25,2...29,4 тыс. евро в зависимости от модели двигателя и комплектации; 4,6-тонные – 30...34,1 тыс. евро. Микроавтобусы существенно дороже. Так, цена наиболее доступной 6-местной модификации в «стандарте» (дисковые тормоза, текстильная обивка, ESP, иммобилайзер, аккумулятор повышенной до 88 А·ч емкости, дополнительный отопитель) около 30 тыс. евро. Но эти данные – не более чем исходная точка для дальнейших вычислительных процессов.

В постоянном наличии на складах дилеров Mercedes-Benz находится примерно 10...15 автомобилей Sprinter. Срок доставки экземпляра в оговоренной комплектации – 3...4 месяца с момента предоплаты. Предусмотрены все современные программы приобретения – от trade-in до лизинга. По причине относительно невысокого объема «российских» продаж модели практикуется индивидуальный подход к каждому корпоративному клиенту. Все Sprinter, поставляемые официальными дилерами, адаптированы к эксплуатации в России и оснащены усиленными рамой и подвеской, а также топливным фильтром с влагоотделителем.

На вторичном рынке цена фургонов и микроавтобусов составляет от 12...17 тыс. USD (за фургоны в простейшей комплектации с бензиновым двигателем 1995–1997 годов выпуска) до 18...25 тыс. USD за более «свежие» экземпляры выпуска до 1999–2000 годов.

Интерьер Sprinter’2000 полностью иной, выполнен из более дорогих материалов. Его примечательные особенности – комбинация приборов а’la Mercedes-Benz S-klasse (W220) и джойстик управления коробкой передач, перемещенный на выступ центральной консоли. Кроме того, улучшена комплектация: тахограф, сигнализация с дистанционным управлением запуском двигателя, люк с электроприводом. Кстати, Sprinter’2000 стал первым малотоннажным автомобилем, в комплектацию которого включены передние и боковые подушки безопасности. Автомобили современного образца – с едва заметной косметической модернизацией кузова и светотехники, облагороженным интерьером кабины – выпускают с осени 2002 года.

Sprinter – утилитарный автомобиль, а поэтому разработчики конструкции не хитрили с высокими технологиями и пошли проторенным путем, когда более важна простота и ремонтопригодность: поставили независимые подвески обоих мостов с параболическими рессорами и стабилизатором поперечной устойчивости (спереди), в список опций включили заднюю подвеску на пневмобаллонах с системой поддержания постоянного клиренса вне зависимости от загрузки. Механизм рулевого управления, как и у многих моделей аналогичного класса, – шестерня–рейка с гидроусилителем. Как говорят водители, Sprinter довольно прост в управлении и не требует длительного привыкания. Владельцам-новичкам стоит обратить внимание на запоздалые реакции автомобиля на действия рулем при движении со скоростью 60...80 км/ч. У водителей нет нареканий на тормозную систему – в ней применены дисковые механизмы всех колес, регулятор тормозных сил, AБС и ASR (опции). Преимущество Sprinter 2003 модельного года – противозаносная система ESP и система экстренного торможения Brake Assist.

Грузовой отсек фургона с удлиненными колесной базой и задним свесом

Для Sprinter поначалу использовались три силовых агрегата. Базовым для большинства модификаций служил четырехцилиндровый форкамерный атмосферный дизель ОМ 601 (Euro 2) рабочим объемом 2,3 л, мощностью 79 л.с. Для более тяжелых вариантов предлагали 2,3-литровую рядную бензиновую «четверку» M111E, развивающую 143 л.с. (хорошо известна по автомобилям E- и G-klasse), и пятицилиндровый турбодизель OM 602LA (Euro 2) на 2,9 л, мощностью 102 л.с. Крутящий момент от двигателя на ведущие (передние) колеса передают либо механическая 5-ступенчатая КП, либо 4-ступенчатый «автомат».

В 2000 году в оснащение Sprinter вошли новые двигатели: 2,2- и 2,7-литровые дизели серии CDI (Euro 3, мощность 82, 109, 129, 156 л.с.) с системой подачи топлива Common Rail, четырьмя клапанами на цилиндр, ГРМ с двумя распределительными валами, турбокомпрессором VTG (только для турбодизелей) с изменяемой геометрией направляющего аппарата «лопаток». Коробки передач серьезным изменениям не подвергали, но при модернизации в 2000 году добавили электронно-управляемую механическую КП SprintShift с режимом мануального управления; с 2001 года выпускают модификации с 6-ступенчатой полуавтоматической КП SpeedShift.

При условии следования заводским правилам и использования качественных эксплуатационных жидкостей Sprinter – сама надежность. Средний расход масла на 1000 км не должен превышать 0,1...0,3 л, в ином случае стоит проверить прокладки головки блока цилиндров, картера и переднего сальника коленчатого вала. Уплотнители дверей и фиксаторы, как правило, служат при эксплуатации в России не более трех-четырех лет. Далеко не частный случай – нарушение герметичности топливопровода и системы обратного слива топлива. Кроме того, у многих водителей есть претензии к фарам головного света – при резком переключении «клинит» гидрокорректор, а также часто выходят из строя лампы ближнего света (у автомобилей 1995–1997 годов выпуска). При качественном ремонте и своевременной замене расходных материалов Sprinter любой модификации проходит 500...550 тыс. км – расчетный ресурс автомобиля. Как видно по опыту работы механиков официальных СТО DaimlerChrysler AG, ресурс бензиновых двигателей при эксплуатации в России 200...250 тыс. км, дизельных – до 300 тыс. км! Неплохо зарекомендовали себя дизели CDI – их турбокомпрессор потребует ремонта или замены не ранее чем через 240...250 тыс. км. В соответствии с заводским регламентом Sprinter должен проходить плановое техобслуживание с интервалом 15 тыс. км. Масло в картере моста рекомендуется заменять один раз через 90 тыс. км. Любая фирменная СТО DaimlerChrysler предоставляет полугодовую гарантию на работу. Гарантия на запчасти – до 2 лет.


Т. Лысов, фото автора и DaimlerChrysler AG Основные Средства 08'2004 14 декабря 2004

Комментарии (1)

evgenich.13@yandex.ru
Подскажите пожалуйста какая длина грузового отсека на шестиместном фургоне?
15 апреля 2012 – 21:02 Ответить