Большие возможности маленьких КМУ
Краноманипуляторные установки в строительстве
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 1)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
 5
«Газгены» – твердотопливные автомобили
Стремление к универсальности
Сменные рабочие органы мини-погрузчиков
С новым краном!
40-тонные краны на автомобильных шасси
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке
Гидравлика и электрооборудование бульдозера
 1
Золотая ручка
Обзор экскаваторов-планировщиков
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта

СВЕРХширокопрофильные выходят на шоссе

В. Романов

То, что долго тщательно скрывалось, перестало быть коммерческой тайной. В конце 2003 года DaimlerChrysler AG начал полномасштабное производство двухосных седельных тягачей 4х2 и шасси 6х2 Mercedes-Benz Actros, оснащенных не классическими сдвоенными шинами, а сверхширокопрофильными – Super Single. Поставщиком новинки стала фирма Bridgestone, предложившая шины Greatec Mega Drive размерности 495/45R22,5.

Новые Actros осгнащены шинами Bridgestone-Single Greatec

Разговоры о SuSi (от Super Single) не прекращались с 1998 г. Именно тогда компания Michelin презентовала первый прототип своей модели X Оne размерности 495/45R22,5. В 2000 г. компания Bridgestone выпустила свой вариант сверхширокопрофильной покрышки. GREATEC имеет довольно небольшое отношение высоты боковины к ширине беговой дорожки (H/B) – 45%. Заметим, что у обычных, низкопрофильных покрышек существует проблема увеличения внутреннего напряжения части корда и боковины (борта). Компания Bridgestone решила эту проблему с помощью структурных усовершенствований. Улучшенная структура несущего слоя, разработанная Bridgestone, представляет собой слой прямых волокон корда, объединенных со слоем волнистых волокон, что снижает их деформацию. Кроме того, инженеры Bridgestone совместили новую волокноволновую структуру со структурой обвернутого борта, т. е. каждый слой корда обмотан вокруг сердечника борта покрышки, что позволяет границам слоев корда находиться вне зоны покрышки, склонной к деформации. Такая конструкция позволяет равномерно распределить нагрузку на значительной площади.

Кроме Michelin и Bridgestone аналогичные шины выпустила компания Continental, а вслед за ней и фирма Goodyear, которая назвала разработку по-спортивному – Marathon LHT. Все производители уверяют, что применение односкатных покрышек снижает расход топлива и увеличивает грузоподъемность автопоезда на 130...200 кг. А фирма Michelin обещает выпустить зимний вариант шин модели X One.

Hauber Coronado

В США компания Freightliner свои знаменитые тягачи Hauber Coronado уже оснащает сверхширокопрофильными X One. По словам представителя службы информации компании Michelin, пока новые шины показывают себя только с самой лучшей стороны. В последнее время Michelin активно продвигает свои сверхширокопрофильные шины во Францию, а, похоже, в ближайшем будущем мы увидим такую резину на автобусах Heuliez. Во Франции на линейные автобусы будут устанавливать пневмошины Michelin размерности 495/45R22,5. Широкие плечи SuSi допускают нагрузку на ось в 12,1 т.

Уже упомянутая в связке сверхширокопрофильных компания Continental первой поставила шины Single размерностью 385/55R22,5 на фирму MAN для городских автобусов Midibus NM 283. Благодаря меньшей ширине шин получается больший внутренний объем. Несмотря на наружную ширину 2 350 мм спереди и сзади между нишами колес сохраняется, как и прежде, размер 800 мм. Однако у компании Continental возникли трудности при установке сверхширокопрофильных шин на модель автобуса Midibus NM 495. Что это за проблемы, Continental пока не сообщила.

Сверхширокопрофильные шины на тягаче смотрятся гармонично

Если сначала движение на аварийных шинах рассматривалось как возможное, то на выставке IAA 2002 в Ганновере было публично заявлено, что на новых сверхширокопрофильных шинах HDLR 1 для грузовых автомашин так же, как и на шинах HDU 1 для автобусов, такое допустимо только при наличии системы контроля давления воздуха в шинах. Такой же позиции придерживаются и другие компании. Представители компании MAN и вовсе заявили, что движение на аварийных шинах не предусмотрено и не нужно, ведь на обычных автомашинах система аварийного движения отсутствует.

Остается без ответа еще одно заявление производителей шин. По их словам, на приводных осях новая сверхширокопрофильная продукция выдерживает значительно большие механические нагрузки, чем на управляемых осях. После совместных экспериментов с изготовителем автошин руководитель сервисной службы компании MAN опроверг такое заявление, отметив, что более важны другие условия: во-первых, грузовой автомобиль с шинами Super Single должен оборудоваться системой электронного регулирования динамики движения, а во-вторых, необходимо наличие системы контроля давления воздуха в шинах.

В Штутгарте на наличие системы аварийного движения смотрят иначе. По утверждению Альфреда Зоммера, такая система предусмотрена в конструкторской документации на грузовые автомобили компании DaimlerChrysler. Система аварийного движения, предусмотрена в настоящее время только у Bridgestone, поэтому именно с этим изготовителем компания подписала долгосрочный договор о поставках. В случае разрыва шины опорные функции принимает на себя рукав безопасности, называемый Аir серt. Таким образом, грузовой автомобиль и без электронного контроля движения может медленно съехать с шоссе и даже добраться до ближайшего места парковки для замены шины. Однако самостоятельно устранить такую неисправность водитель не сможет. Сверхширокопрофильное запасное колесо занимает много места, и если его возить с собой, то из-за уменьшения места для размещения полезного груза теряются преимущества применения шин Single. К тому же одному, пусть и очень сильному человеку довольно трудно манипулировать с колесом весом около 100 кг.

Michelin X One с протектором для дальних перевозок в США испольщуют серийно

И все же DaimlerChrysler и МАN сделали ставку на электронный контроль давления в шинах (RDK). По утверждению конструктора фирмы Mersedes Альфреда Зоммера, чаще применяется «упрощенное исполнение» системы аварийного движения, которое только предупреждает водителя об опасности. Но уже в ближайшее время компания планирует предложить своим потребителям исполнение системы, которое в цифровой форме сможет запрашивать информацию о давлении в шине каждого колеса автомобиля. Системой RDK может быть оснащен как седельный полуприцеп, так и весь автопоезд. Таким образом, контроль давления в шинах может производиться непосредственно из кабины.

Контроль давления в шинах обоих изготовителей автомобилей различается конструктивно, но принцип используется один и тот же. Обычно система состоит из измерительно-передающего блока, который находится на основании обода и каждую минуту передает данные на антенну, расположенную на раме шасси. Передатчик получает питание от литиевой батареи, которая, как утверждает компания DaimlerChrysler, рассчитана на 7 лет работы. Приемник получает информацию о давлении в шинах и их температуре и передает ее далее на бортовую электронику. Если давление в шинах на 0,08 МПа (0,8 бар) ниже заданного программой, водитель информируется об этом. На дисплее загорается желтая предупредительная лампа с соответствующим текстом. Водитель может доехать до ближайшей парковки и откорректировать давление либо связаться с сервисной службой. При снижении давления больше, чем на 0,15 МПа (1,5 бар) загорается красная предупредительная лампа. При дальнейшем падении давления электроника выдает водителю в понятной форме команду «стоп».

Новая задняя ось Mercedes Actros рассчитана на применение Single-шин

Многие автомобильные конструкторы утверждают, что RDK должен быть обязательным, ведь благодаря регулярной проверке и последующей коррекции давления воздуха в шинах обеспечивается безопасность вождения. Кроме того, при правильно отрегулированном давлении в шинах достигается значительное снижение нагрузки на окружающую среду, снижается их износ, уменьшается расход топлива и количество выхлопных газов. По мнению специалистов, в этой сфере у многих предприятий имеется значительный потенциал.

Фирма Continental произвела соответствующие расчеты и пришла к выводу, что при пробеге в 200 000 км в год применение сверхширокопрофильных шин дает следующую экономию: только за счет обеспечения нужного давления экономится 205 евро в год, а увеличенный срок службы сберегает еще 360 евро. И это не все – благодаря меньшему сопротивлению качения на топливе экономится 900 евро, а если учесть выигрыш по увеличению перевезенного груза за счет отсутствия запасного колеса, общая экономия от использования новых шин составляет около 1 800 евро в год. Некоторое увеличение этой экономии дает и уменьшенная опорная поверхность Singles.

Такое колесо водителю в одиночку заменить сложно

Как уже было сказано, тягачи, оборудованные сверхширокопрофильными шинами, не оснащают запасным колесом. Для европейской зоны с ее развитым автомобильным сервисом это является явным преимуществом, так как экономится место для транспортировки груза. Для колеса такого размера на грузовой автомашине действительно нет свободного места. Для этого случая DaimlerChrysler и Bridgestone заключили соглашение, которое гарантирует, что попавший в аварийную ситуацию водитель в течение 2 ч получит новую шину и помощь при ее замене. Однако это утверждение касается только основных маршрутов в Европе.

После продажи нового автомобиля Actros через некоторое время владельца тягача посещает представитель сервисной службы и обсуждает с ним требования по обслуживанию машины. На этой же встрече ему вручается карточка с номером бесплатного аварийного вызова, по которому водитель может позвонить в случае необходимости. Помощь на месте оказывает обученный фирмой Bridgestone независимый продавец шин. Сеть обслуживания клиентов включает 1 500 продавцов в 15 странах Европы.

Электронный контроль давления в шинах у MAN и Mercedes-Benz является обязательным

Похожую схему обслуживания используют и другие изготовители сверхширокопрофильных шин: обслуживанием шин Continental занимается Euro-Service, шин Michelin – Euro Assist. С ними покупатель автомобиля MAN должен связываться непосредственно, так как производитель автомашин не заключал с поставщиками соглашения об оказании помощи. Сложнее обстоит дело с обслуживанием таких шин на российской территории. Срок службы сверхширокопрофильных шин такой же, как сдвоенных, и стоят они примерно столько же, некоторое увеличение происходит только из-за использования системы RDK. MAN и Mercedes исключают сколько-нибудь значительное увеличение износа подшипников колес из-за использования Single.

Для обоих изготовителей автомобилей немаловажной задачей была простота обратной замены на сдвоенные шины. В результате вся процедура свелась к нескольким простым действиям: при необходимости Single откручивают и снимают, ставят сдвоенные колеса и закручивают.

В. Романов Основные Средства 05'2004 9 декабря 2004

Комментарии (0)