Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
Как избежать проблем при эксплуатации гидромолота
Рекомендации по работе с гидромолотом
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Ремонтопригодность экскаваторов
 9
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т
 5
Система HEUI–впрыск XXI века по-американски
 2
Поиск и устранение неисправностей гидропривода
Гибридный троллейбус
Реальный конкурент городского автобуса
 1
Мониторинг российских производителей тракторов для села в 2010 г.
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 6)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
 1
Под сильным давлением
Карьерные самосвалы БелАЗ

Почем нынче тормозить?

А. Тумилович

В наши дни мало просто продать товар – надо подумать и о том, что будет с товаром дальше. Покупатель гораздо спокойнее себя чувствует, зная, что не останется один на один с рассыпавшимся подшипником. Отремонтировать можно все – только плати, но, конечно, если срок гарантии уже закончился. Здесь и возникает вопрос: а сколько платить? Сейчас на рынке запчастей есть из чего выбрать. Поставщики комплектующих конкурируют и между собой, и с альтернативными продавцами запчастей. Фирмы, торгующие запчастями, предлагают и дорогой, и дешевый товар, но в любом случае у них есть сертификаты соответствия, и купить подделку теперь менее вероятно, чем раньше, хотя и возможно. Автомобильные запчасти подлежат обязательной сертификации, и происхождение товара при желании вычислит даже школьник.

Сейчас дороже, но все же выгоднее работать с легальным товаром, особенно если учесть довольно серьезные карательные санкции со стороны таможни и налоговых органов.

А сейчас посмотрим, что же предлагает сегодня рынок по части тормозов.

Люди, знакомые с этой темой не понаслышке, заметили, что наблюдается тенденция к выравниванию цен на изделия высокого качества по высокой цене и на изделия низкого качества по низкой цене.

В последнее время перевозчик все более склонен покупать хорошие комплектующие, даже если они стоят дорого. По-видимому, это связано с тем, что неофициальные источники снабжения (проще говоря – контрабанда) не раз подводили тех, кто надеялся разбогатеть «один раз и на всю жизнь». Сейчас дороже, но все же выгоднее работать с легальным товаром, особенно если учесть довольно серьезные карательные санкции со стороны таможни и налоговых органов. Солидный поставщик хороших запчастей дорожит репутацией своего клиента. Впрочем, и сейчас можно найти, особенно в приграничных районах, вариант доставки десятка-двух накладок из Польши или Литвы по смешной цене. Однако такие поставки погоды на рынке не делают, а вот насколько дорогие покупать запчасти – это каждый решает сам. В последнее время дорогие запчасти, и не только тормозные, клиент покупает охотнее, хотя и сравнительно дешевые порой «ходят» не меньше, чем так называемые «фирменные», – это как повезет. При этом цены на одну и ту же позицию могут различаться в два с лишним раза. Это справедливо относительно почти всех запчастей, предлагаемых для грузовых автомобилей. Излишне говорить о том, насколько серьезно следует относиться к тормозам. Если, например, поставить некачественную и, естественно, дешевую прокладку или сальник, то просто в этом случае масло потечет гораздо быстрее, чем хотелось бы.

Ситуация с тормозами особая – здесь не только откровенный брак, но и просто плохое качество может привести к серьезной аварии.

Это неприятно, обидно, но не смертельно. Ситуация с тормозами особая – здесь не только откровенный брак, но и просто плохое качество может привести к серьезной аварии. Наверно, поэтому поставщики относятся серьезно к этой позиции и подделки появляются на рынке все реже. Разница между дорогими и дешевыми тормозными накладками лишь в том, что у них разный ресурс. Как правило, ремонт тормозных колодок заключается в замене изношенных фрикционных накладок новыми. В большинстве случаев накладки крепятся к металлическому основанию колодки с помощью заклепок, и замена их проблем не создает. Аккуратность и тщательность – вот факторы успеха. Пробег тормозных накладок до полного износа в немалой степени зависит также от стиля вождения и опыта водителя, от условий эксплуатации автомобиля. Понятно, что тормоза автомобиля, который работает в городе, более нагружены, чем тормоза на машинах, совершающих пробег на большие расстояния и на равнинной местности. Еще больше «укатывают» тормоза горные дороги. Не случайно на тяжелых грузовиках дополнительно устанавливают моторные тормоза и ретардеры.

Самые известные «тормозные бренды» – это PAGID, LUMAG, TEXTAR, BERAL. Есть еще пара названий, к которым перевозчики пока относятся с определенным скепсисом: JURID, DON, DAN-BLOCK, TVS, GRANTEX. Справедливости ради надо отметить, что многие из них входят в международные концерны. Так, например, PAGID и TEXTAR являются структурными подразделениями концерна с годовым оборотом 650 млн. евро. Бренд BERAL тоже присутствует на рынке, но на сегодня, пожалуй, это самые дорогие накладки.

Даже компании, которые производят тормозные накладки для комплектации новых машин, для вторичного рынка выпускают их качеством похуже по более низкой цене.

Раньше продукции BERAL было больше, потому что разница в цене по сравнению с другими производителями была несущественной. Теперь, когда цены различаются примерно в полтора раза, естественно, что дорогие накладки уходят с рынка. Одно дело переплатить 5 долларов за качество и совсем другое – 30...40 долларов. Здесь, конечно, присутствует элемент платы «за имя». Представим ситуацию: на рынке появляется продукция под маркой, допустим, «ВВВ». Будут ли ее покупать? У нас – маловероятно, даже при высоком качестве. Для того чтобы заработать имя на рынке, нужно не только какое-то время, но и немалые деньги на раскрутку. Место под солнцем можно отвоевать либо путем поставок продукции высочайшего качества, либо за счет привлекательной цены. А лучше – совмещая и то и другое. В случае с PAGID и TEXTAR это уже сделано, и соотношение цена – качество у этих брендов, по мнению многих поставщиков и потребителей, оптимальное. Какое-то время на рынке присутствовали накладки DAN-BLOCK и др. Бренд LUMAG тоже появился на рынке Восточной Европы достаточно давно, но поначалу его продукция была, мягко говоря, невысокого качества. Потом фирма что-то изменила в производстве, и колодки этой компании стали пользоваться неплохой репутацией, оставаясь достаточно дешевыми. Это «что-то» и по сей день остается для потребителя тайной за семью печатями. Были и индийские TVS, и литовские Dovaina, так и не нашедшие своего постоянного места на рынке. Кто не умел, тот и не умеет. Кто не умел, но умудрился «позаимствовать» у тех, кто умеет, уже чего-то достиг. Если раньше «бонзы» тормозного рынка добивались непревзойденного качества колодок не только благодаря определенной рецептуре, но и путем ее двукратной переработки, то сейчас сеть промышленного шпионажа, успешно работающая в молодых компаниях, позволила им добиться почти тех же результатов, но без затрат на научные исследования. Впрочем, это детали. Главное заключается в том, что некоторые фирмы, не имея на рынке авторитета, приобретенного за десятилетия, делают практически то же, что и «бонзы». Но – дешевле...

Сеть промышленного шпионажа, успешно работающая в молодых компаниях, позволила им добиться хороших результатов без затрат на научные исследования.

Есть и другие варианты решения той же проблемы. Так, фирма Peters, будучи действительно немецкой, если судить по юридическому адресу регистрации, – чисто торговая, не имеющая своего производства. А на упаковке написано: «Made in Germany». «Там» это не приветствуется. И особенно сердито не приветствовалось в период, когда Европа делала попытки стать единой: ведь «Mаdе»-то оказалось совсем не оттуда. И теперь у фирмы Peters большие проблемы из-за обмана потребителей.

Сегодня, пожалуй, лидер на рынке – фирма LUMAG, в основном из-за приемлемой цены, на втором месте – PAGID. Впрочем, достаточно успешно продается продукция и других компаний, но погоды они не делают.

У каждого производителя свои «примочки». Очень важное качество любой накладки – разумное сочетание приемлемых тормозного усилия и степени износа барабана. И целые тормозные накладки при полностью «съеденном» тормозном барабане – слабое утешение для владельца грузовика при плохом стечении обстоятельств... Самое главное в накладке – рецептура состава, своя у каждой фирмы, и каждая фирма старается держать рецепт в секрете. В технологии тоже есть свои нюансы. Фрикционный материал колодок состоит примерно из 20 компонентов, некоторые из них очень дорогие. Чтобы сэкономить на производстве, можно сэкономить на каком-либо из них. Естественно, это немедленно отразится на качестве конечного продукта. Маркировка накладок как раз и говорит о том, что в производстве используются различные составы. Соответственно различается цена.

Почему и на дорогие, и на дешевые накладки находится свой покупатель? Психология покупателя проста: покупая накладки, я плачу сразу определенную сумму своих денег. Даже недорогие проходят тысяч семьдесят километров, а это около года эксплуатации. И неизвестно, что случится за год, особенно когда условия работы в своеобразном бизнесе перевозок не позволяют чувствовать себя уверенно даже крупным компаниям. Тогда зачем переплачивать? Еще кто-то считает, что лучше поставить более качественные и дорогие накладки и надолго закрыть тему – ресурс хороших накладок составляет около 100 тысяч километров. Что выбрать – каждый решает сам. Есть еще один существенный нюанс: чтобы спокойно поехать в ту же Германию, надо, чтобы накладки были сертифицированы по определенным стандартам. У водителя, попавшего, например, на контроль BAG в Германии, могут возникнуть серьезные проблемы.

Косвенным подтверждением качества любой запчасти является поставка ее на конвейер. Однако даже те компании, которые производят тормозные накладки для комплектации новых машин, для вторичного рынка выпускают их качеством похуже (но и по более низкой цене!). Однако в любом случае продукция сертифицирована и удовлетворяет необходимым стандартам.

Удобные подъездные пути, отсутствие знаков, запрещающих грузовое движение, расположение магазина автозапчастей на оживленной трассе – факторы, поднимающие цены.

Цена зависит не только от производителя тормозных накладок, но и от того, на какую машину вы собрались их купить, а еще от конкретной модели и модификации автомобиля (но это чисто западные капризы: с МАЗами и КамАЗами все гораздо проще). Бывает, что перевозчику, дабы не ошибиться при покупке необходимой детали тормозной системы, лучше иметь в кармане обломки старой.

Эксплуатация дисковых тормозов обходится несколько дороже традиционных барабанных. Связано это с тем, что колодки дисковых тормозов не переклепываются, а меняются целиком.

Существенное влияние на цену запчастей оказывает расположение торговой точки. Удобные подъездные пути, отсутствие знаков, запрещающих грузовое движение, расположение магазина автозапчастей на оживленной трассе – факторы, поднимающие цены. И последнее: наличие нужной позиции в нужный момент – важный показатель уровня работы поставщика запчастей. Не всегда у перевозчика есть время объездить пять-шесть магазинов в поисках требуемой детали. И наличие нужной позиции в данный момент – почти как в известной миниатюре: «Были большие по пять рублей, но вчера...» Можно комплект одних и тех же накладок купить за 80 у.е. и не купить за 50. Тут как повезет.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИКА И СОВЕТЫ РЫНОК (статистика, анализ) Тормозная система
А. Тумилович Основные Средства 04'2004 9 декабря 2004

Комментарии (0)