1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
Дорожная карта
Техника для ямочного ремонта
Карбюраторы малых грузовых и грузопассажирских автомобилей
Конструкции карбюраторов К-126Г, К-131, К-151 АО «ПеКар» для двигателей ЗМЗ и УМЗ
 1
О зимнем дизельном топливе
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.2)
Конструкции тягово-сцепных устройств
Радиаторы для внедорожной техники
Борьба с засоряемостью сот радиатора
К летнему сезону
Обзор новинок асфальтоукладчиков
Фрезы самоходные, большие и малые
Обзор российского рынка самоходных фрез
Современный инструмент диагностики (ч. 2)
Анализ рабочих жидкостей
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
 9
Соло для полного привода
Сравнительный тест «ГАЗель-Бизнес 4х4» и «Соболь-Бизнес 4х4»

Отработанные масла и экология

М. Скуратов

В РГУ нефти и газа им. Губкина 26–28 ноября 2003 г. проходила международная научно-практическая конференция, посвященная утилизации отработанных масел и смазочных материалов (ОСМ). Проблема глобальная: 60 % нефтяных загрязнений, или 20 % всех загрязнений окружающей среды, приходится именно на них. ОСМ, будучи ценнейшим вторичным сырьем, одновременно представляют существенную опасность для окружающей среды, а многие из современных процессов переработки приводят к образованию неутилизируемых отходов, более опасных, чем сами ОСМ.

 

По оценкам ВНИИ по переработке нефти, ежегодно в России образуется около 500 тыс. т отработанных моторных, индустриальных, энергетических и других технических масел. Сбор и утилизация либо вообще не организованы, т. е. большая их часть нелегально сбрасывается в почву и водоемы, либо организованы на низком уровне. А состав, доля механических примесей и воды в ОСМ таковы, что без предварительной, пусть и грубой фильтрации, их нежелательно даже сжигать. Напомним, что для регенерации необходим селективный (раздельный) сбор отходов. Недопустимо смешение синтетических и минеральных, моторных и трансмиссионных масел, поскольку их смеси невозможно переработать в качественный продукт.

В странах ЕС действует довольно жесткое законодательство в отношении сбора и утилизации ОСМ, и приоритет отдается регенерации, а не сжиганию. Население уже приучено следовать этой директиве. Первая стадия технологической цепочки – сбор отработанных материалов. Так, в Великобритании собирают до 86 %, в Италии до 74 % отработанных масел, всего же по ЕС ежегодно набирается около 1,8 млн. т.

Выбор между регенерацией и сжиганием относится более к области экономики, а не технологии. Помимо капитальных вложений на строительство установки регенерации, необходимо обеспечивать ее сырьем в достаточном количестве и по приемлемым ценам. Кроме того, эффективность установки зависит напрямую от цен на нефть. Когда в стране дорогое печное топливо, отработанные масла становятся для энергетиков привлекательной альтернативой, как, например, в Великобритании, где сжигают все отработанное. Поэтому интерес бизнеса к вторичной переработке должен быть подкреплен законодательной базой и государственной поддержкой, от налоговых льгот на регенерированные продукты до прямых дотаций. Целенаправленная политика стран ЕС способствует расширению этого сегмента, строительству новых установок. В Германии, Бельгии, Италии на регенерацию поступает до 50 % ОСМ.

Установка для сжигания (в разобранном виде)

В России существуют и технологии, и установки, но пока только крупные предприятия организуют у себя сбор и переработку ОСМ. Процесс сбора у индивидуальных пользователей и мелких организаций находится в начальной стадии. Например, экспериментальное производство по вторичной переработке создано в Кузбассе, начато строительство централизованных установок в Свердловской области, администрации Астраханской области, Республики Башкортостан выразили готовность к проведению комплексных мероприятий по сбору и переработке ОСМ.

Научные организации занимаются разработкой новых, более экономичных и безопасных технологий регенерации, имеющих двоякую цель: доведение технических характеристик очищаемого масла до уровня свежего при максимально возможном удалении экологически опасных соединений, при этом может применяться комбинация нескольких методов очистки, в том числе радиационных, микробиологических, кавитационных.

Так, Научно-производственная фирма «Челнок» разработала и апробировала технологию обезвреживания токсичных промышленных, бытовых отходов, содержащих нефтепродукты и другие подобные органические вещества (до 20%) в том числе замазученный грунт, песок, промышленная ветошь и т. п. Сущность метода заключается в перемешивании выше названных отходов с природными материалами в присутствии незначительного количества специальных реагентов.

 

В результате обработки получается отход не выше IV класса опасности, представляющий собой сухую рассыпчатую массу с размерами частиц от 0,1 до 0,5 мм. Токсичные вещества, содержащиеся в обезвреживаемых отходах, оказываются надежно закапсулированными пленками соединений, труднорастворимых в воде и слабых кислотах. Причем в процессе хранения в природной среде эти пленки утолщаются и упрочиваются под воздействием атмосферного воздуха.

Длительный мониторинг за состоянием свалок, обработанных подобным образом, показывает практически полное отсутствие выноса токсичных веществ с территории обработанных свалок с дождевыми, талыми и грунтовыми водами. Способ прост и экономичен. Используемые природные материалы и спец реагенты подбираются в зависимости от местных условий и специфичности отходов, подвергаемых обработке.

Процесс может осуществляться в передвижных или стационарных установках, габариты которых определяются главным образом объемами обезвреживаемых отходов. Для комплектации установок используется типовое недорогое отечественное оборудование. Возможно использование оборудования, бывшего в употреблении.

Емкость для сбора масла с фильтром

Ведется поиск новых областей применения ОСМ, например в производстве пластичных смазок, при бурении скважин и т. д. Перспективна параллельная разработка качественных, легко утилизируемых смазочных материалов с использованием возобновляемых и экологически безопасных органических компонентов биосферного происхождения – жиров, растительных масел.

В России необходимо создание нормативной базы по отработанным нефтепродуктам, предусматривающей порядок управления ОСМ как ценным сырьем для повторного использования. По аналогии с законодательством США и стран ЕС в нее должны войти мероприятия по сбору и утилизации ОСМ с обязательным учетом требований к их качеству.

Экология
М. Скуратов Основные Средства 01'2004 30 ноября 2004

Комментарии (0)