В кабине тепло, как дома

О. Жарков

Комфортная температура в кабине дорожно-строительной машины – важное условие производительности труда оператора. Он не должен думать о том, как согреться, ведь отвлекаться от управления машиной нельзя, как и работать в толстой, неудобной одежде и перчатках. Стекла спецтехники должны быть чистыми и не обледеневшими. Оператору необходима уверенность в том, что в любой мороз его ждет теплая кабина, а двигатель легко запустится. Чтобы не усложнять жизнь оператору, созданы отопители и предпусковые подогреватели. Отопители поддерживают в кабине комфортную температуру. Предпусковые подогреватели до начала работы двигателя прогревают жидкость в системе охлаждения, а значит, силовой агрегат легко запустится, что экономит время и топливо. В условиях российского климата прогрев двигателя и кабины – необходимое условие нормальной эксплуатации.

Отопитель Thermo 50

Отопители бывают воздушные и жидкостные. Для предпускового подогрева двигателя и топливной системы используют жидкостные и электрические подогреватели. Наиболее известные иностранные фирмы – производители подогревателей и отопителей, работающие на российском рынке, это Webasto и Eberspacher.

Как правило, жидкостные и воздушные отопители представляют собой теплообменник, внутри которого установлена горелка. В теплообменнике циркулирует жидкость или воздух. Циркуляцию жидкости обеспечивает собственный насос отопителя, циркуляцию воздуха создает вентилятор. Отопители и подогреватели поддерживают температуру, значение которой задает водитель. Обычно это оборудование снабжено пультами дистанционного управления и программируемыми таймерами, которые позволяют автоматически включать климатические приборы в нужное время и даже диагностировать их. Как правило, жидкостные подогреватели выполняют функции и собственно подогревателей, и отопителей, а потому часто их называются подогревателями-отопителями. Преимущество систем водяного подогрева состоит в одновременном предварительном нагреве кабины и двигателя, т. е. отопитель служит одновременно предпусковым подогревателем двигателя. Жидкостные подогреватели могут также работать в качестве дополнительного подогревателя, если тепла двигателя в процессе работы не хватает для прогрева системы охлаждения и отопления кабины. Эти приборы обеспечивают значительную экономию топлива: когда машина бездействует, двигатель должен работать на холостом ходу, чтобы не остыть и обеспечить теплом водителя. Двигатель ЯМЗ, например, расходует на холостом ходу не менее 6 л топлива в час. Если установлен подогреватель, двигатель можно заглушить. Прибор будет поддерживать рабочую температуру в системе охлаждения и тепло в кабине, потребляя при этом приблизительно 250 мл топлива в час. Экономия налицо. Кроме того, экономится моторесурс двигателя, примерно втрое снижается выброс вредных веществ с отработавшими газами. Но у жидкостного подогревателя-отопителя есть существенный недостаток – этим прибором сложно оборудовать кабину оператора спецтехники, например крана, если она расположена отдельно от кабины водителя: для этого пришлось бы прокладывать длинные шланги от двигателя, которые легко повредить при работе техники.

Самый популярный предпусковой подогреватель компании Webasto – Thermo 90S

Теплоносителем в воздушных отопителях, как следует из названия, является воздух, поэтому они не связаны с системой охлаждения двигателя. Преимуществом автономного воздушного отопителя является его полная независимость от теплового режима двигателя транспортного средства – он сразу же, с момента включения начинает прогревать воздух в кабине, тогда как в жидкостном подогревателе нужно сначала повысить температуру жидкости в системе. К тому же воздушные системы более экономичны по энергопотреблению, чем жидкостные. В отличие от жидкостного отопителя, воздушный легко установить в кабине оператора крана. Проходящий через теплообменник воздух забирается либо снаружи кабины, либо внутри – в режиме рециркуляции. Воздушные отопительные приборы устанавливают в кабинах погрузчиков, строительных и сельскохозяйственных механизмах, а также на любых тяжелых машинах как дополнительное оборудование. Воздушный отопитель может поддерживать комфортную температуру в кабине в течение 8...10 ч подряд, например ночью. Это очень важно, когда машина работает вдали от города.

Компания Webasto выпускает и предпусковые жидкостные подогреватели, и автономные воздушные отопители для оснащения тяжелой дорожно-строительной и другой специальной техники. Самая популярная модель предпускового подогревателя Webasto – Thermo 90S. Этот малогабаритный прибор (355х133х220 мм) легко разместить в моторном отсеке любой машины. Тепловая мощность плавно регулируется от 2 до 7,6 кВт.

Новинка сезона 2001/2002 г. – малогабаритный (237х106х193 мм) предпусковой подогреватель Thermo 50. Эту выгодную по цене модель для работы в умеренном климате можно устанавливать в различных положениях, что очень удобно. Для более мощных карьерных экскаваторов и кранов предназначены модели DBW 2010/ 2012 (тепловая мощность 11,6 кВт), DBW 300 Compact (тепловая мощность 30 кВт) или более современные Thermo 230/ 300/ 350 (соответственно 23/ 30/ 35 кВт).

Универсальный предпусковой подогреватель Hydronic 10

Подогреватели Webasto оснащены циркуляционными насосами с магнитной муфтой: вращение от двигателя на крыльчатку передается посредством магнитного поля через сплошную стенку. При такой конструкции не нужно уплотнение (раньше использовалось торцовое уплотнение с ограниченным ресурсом). Во всем мире эта конструкция работает безотказно, в российских условиях иногда выходит из строя, особенно при установке на двигатели ЯМЗ. Причина отказов – циркулирующие в охлаждающей жидкости частицы металла и стружка, не вымытые из блока двигателя при его изготовлении. Частицы металла налипают на крыльчатку, снижают интенсивность магнитного поля и даже заклинивают помпу. Для профилактики следует чаще промывать систему охлаждения. Тем, кто только планирует поставить подогреватель, советуем предварительно установить в контур временный магнитный фильтр. По такой технологии подогреватели Thermo 90S серийно устанавливают, например, на МАЗе.

Компания Webasto разработала также новейшую серию воздушных отопителей Air Top, которые управляются автоматическим электронным блоком, реагируя на температуру воздуха на входе в теплообменник. Время автоматической работы отопителя в пределах от 1 до 120 мин устанавливает пользователь. Возможна установка отопителя в различных положениях, вплоть до наклона –90°...+90° к горизонтали, что очень важно для строительных машин и спецтранспорта.

Модель Air Top 2000 и ее модификация 2000S вырабатывает 2 кВт тепловой мощности. Производительность отопителей 70 м3/ч, расход топлива при этом составляет всего около 270 мл/ч. Температура воздуха на выходе из отопителя 90 °С. Air Top 3500 мощностью до 3,5 кВт серийно устанавливается в кабины операторов кранов Liebherr. В серию Air Top входит также модель 5000 (5 кВт). Из более мощных моделей можно упомянуть HL90 (9 кВт) и особо мощный отопитель Sirocco 262 (17,4 кВт), который выпускает украинский филиал компании.

Подогреватель Hydronic 30 в штатном исполнении

Горелки отопителей Webasto серии Air Top и подогревателей Thermo 50 / Thermo 90S оснащены металлокерамической прокладкой, изготовленной по технологии Ferrotech. Это изобретение компании Webasto. Штифт накаливания горелки – также собственная разработка компании. Штифты имеют ресурс 25 000 включений.

Все электронное оснащение отопителей Webasto изготавливает фирма Hella. В аппаратах предусмотрена трехступенчатая система диагностики, блок управления указывает на дисплее таймера или на индикаторе выключателя место неисправности и способ устранения. Для монтажа на любую машину у компании Webasto разработаны единые установочные комплекты.

Другая немецкая компания – Eberspacher выпускает универсальный предпусковой подогреватель Hydronic 10 (габаритные размеры 330х134х166 мм) с тепловой мощностью, регулируемой от 1,5 до 9,5 кВт, расход топлива при этом 0,18...1,2 л/ч. Hydronic 10 можно применять как для тяжелой техники и прицепов, так и для обогрева стационарных контейнерных хранилищ. В этом модельном ряду компания предлагает также подогреватели Hydronic 24, Hydronic 30 и Hydronic 35 мощностью 35 кВт. Подогреватели Hydronic отличаются от подобных агрегатов других изготовителей меньшей массой. Компания Eberspacher производит также воздушные отопительные устройства B1LC и D1LC
(В – бензин, D – дизельное топливо) тепловой мощностью 0,85...2,2 кВт и др., вплоть до самого мощного D8LC (3,5...8 кВт).

Новинки компании – воздушные отопители Аirtronic D2 и Airtronic D4 – оснащены электронной регулировкой частоты вращения двигателя, что делает эти приборы экономичными и бесшумными. Мощность отопителей 0,85...2,2 кВт и 1,0...4,0 кВт соответственно, расход топлива 0,1...0,28 и 0,13...0,51 л/ч. По габаритным размерам эти приборы меньше аналогов других изготовителей при большем количестве режимов работы.

Подогреватель Hydronic 30 в компактном исполнении

Для дорожно-строительной и тяжелой техники компаня Eberspacher предлагает воздушные отопители моделей Helios, Xeros, Zenith тепловой мощностью от 1,5 до 8,0 кВт. В Россию также поставляют подогревающие устройства для топливной системы, позволяющие эксплуатировать тяжелые машины даже в сильные морозы. Например, компания предлагает позисторный электроподогреваемый топливопровод Thermoline, обеспечивающий пуск дизеля при минус 40 °С и бесперебойную работу в любые морозы. Подогреватели изготовляют в разном исполнении: работающие от напряжения 12 В либо 24 В, выходной мощностью 150...600 Вт. Thermoline изготовлен на основе электропроводящего полимерного материала, который без специального термостата регулирует нагрев в зависимости от температуры окружающей среды.

Воздушный отопитель Airtronic D2

Американская фирма Arctic Fox специально адаптировала для автомобилей КамАЗ систему нагрева топливного бака и фильтра тонкой очистки топлива Hot Fox, включающую в себя электрообогреваемый приемный патрубок топливного бака и термоэлемент для фильтра. Чтобы легко запустить двигатель, достаточно включить прибор на 3...5 минут.

Продукция отечественных предприятий специализированных, т. е. десятки лет выпускающих отопители, и конверсионных предприятий, недавно перешедших с выпуска военной продукции на мирное производство, отличается, к сожалению, довольно низким качеством. Благодаря низкой цене она находит своих покупателей, однако параллельно идут два процесса: стоимость отечественных товаров растет, а иностранные производители изыскивают возможности для снижения цен на свою продукцию. В такой ситуации для российских предприятий жизненно необходимой становится проблема повышения качества. В любом случае у климатического оборудования для тяжелых машин и спецтехники в России большое будущее. Остается только пожелать, чтобы отечественная продукция на этом рынке была представлена намного шире.