Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 2)
 1
Чтобы колеса не оторвались
Полезные советы
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
Ремонтопригодность экскаваторов
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 6)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)
 9
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т
 2
Что такое дизтопливо и как с ним... бороться?
Характеристики дизельного топлива

IVECO усовершенствовал EuroTronic

В. Мамедов

Одновременно с дизелями Cursor 13 компания IVECO в 2001 г. начала оснащать грузовые автомобили EuroStar усовершенствованной трансмиссией EuroTronic 2, дальнейшим развитием трансмиссии EuroTronic. Новая трансмиссия позволила еще больше упростить эксплуатацию автомобиля, повысить точность переключения передач и уменьшить износ механизма сцепления. Особенностью EuroTronic 2 является наличие программы полностью автоматизированного переключения передач. Другое ее техническое новшество заключается в применении косозубых шестерен для снижения уровня шума при работе трансмиссии.

В 2002 г. EuroTronic 2 стали устанавливаться на новейшие грузовики семейства Stralis. С тем, как работают органы управления этой коробкой, мы и хотим поделиться с читателем.

Трансмиссия EuroTronic – это комбинация механической коробки передач с электропневматическим приводом переключения и механизма сцепления, также снабженного автоматизированным приводом. Работает все это под контролем электроники. Управление трансмиссией осуществляется с помощью короткого рычага, снабженного двумя клавишами: левой – переключения режимов работы, и правой – включения нейтральной передачи, а также кольцом на штоке, с помощью которого включается задний ход. Автоматизированное сцепление освобождает водителя от необходимости нажимать на педаль. Само же переключение передач выполняется рычагом, приводимым в движение при минимальном усилии.

Автоматизированные приводы переключения передач и сцепления

Система переключения передач позволяет водителю максимально сконцентрировать внимание на выборе передачи, при этом исключается возможность включения неоптимальной для данных условий движения передачи. Номер передачи высвечивается на дисплее, расположенном перед водителем. Трансмиссия EuroTronic 2 может работать как в ручном, так и в автоматическом режиме.

Последовательность запуска двигателя автомобиля выглядит следующим образом: при включенном стояночном тормозе после включения электрооборудования запускается режим самодиагностики системы. После пуска дизеля и завершения самодиагностики на дисплее появляется буква «N» (нейтральное положение) и надпись «SEMI», свидетельствующая о включении ручного режима работы трансмиссии.

Теперь, покачивая рычаг вперед, можно последовательно включить с 1-й по 5-ю передачи в 12-ступенчатой коробке или с 1-й по 7-ю в 16-ступенчатой. Номер включенной передачи выводится на дисплей. Каждый раз при включении конкретной передачи рычаг переключения автоматически возвращается в исходное положение. Работа сцепления контролируется электронным блоком, который, помимо прочего, учитывает положение педали акселератора. Интересно, что при переключении передач не нужно изменять положение педали акселератора, так как работой дизеля также управляет электроника.

Органы управления силовым агрегатом

После высвечивания номера включенной передачи необходимо снять машину со стояночного тормоза и увеличить акселератором обороты двигателя, и автомобиль тронется с места.

Для начала движения на ровной дороге можно включить не 1-ю, а более высокую передачу, для чего рычаг толкают 2 раза вперед (на два щелчка). В этом случае в 12-ступенчатой коробке включится сразу 3-я передача, и 4-я в 16-ступенчатой.

Номер рекомендуемой для начала движения передачи может рассчитать и электронная система управления трансмиссией. Если перевести рычаг переключения передач вперед на один щелчок, предварительно нажав расположенную на нем слева клавишу, то номер рассчитанной передачи будет выведен на дисплей. Эта функция может быть реализована только при включенном электрооборудовании и работающем двигателе. Если таким же образом переместить рычаг вперед на два щелчка, включится и, соответственно, высветится на дисплее передача, максимально возможная для начала движения порожнего автомобиля, стоящего на ровном асфальтовом участке дороги. В 12-ступенчатой коробке это будет 5-я, а в 16-ступенчатой – 7-я передача.

Коробка передач в сборе с ретардером

Если нажать левую клавишу при включенной «Нейтрали» («N» на дисплее), система перейдет с ручного на автоматический режим работы и включит ту передачу начала движения, которую сама рассчитала. При переключении передач она будет учитывать скорость автомобиля, режим работы дизеля, положение педали акселератора, нагрузку, дорожные условия.

Концерн IVECO оснастил EuroTronic 2 режимом «кик-даун». Он включается, когда педаль акселератора упирается в ограничитель. При этом система управления трансмиссией переключается на режим «нарастания мощности», и каждая следующая передача будет включаться лишь после выхода двигателя на предельно высокую частоту вращения, а для набора скорости включается пониженная передача. Выполняя функцию «кик-даун» система продолжает работать в автоматическом режиме.

Для сохранения высокой скорости на затяжном подъеме бывает необходимо избежать переключения с передачи, включенной в автоматическом режиме. В такой ситуации водителю нужно лишь нажать левую клавишу на рычаге, не сдвигая его вперед или назад – система перейдет на ручной режим работы, т.е. для дальнейшего переключения уже потребуется команда рычагом. Повторное нажатие на эту же клавишу возвратит систему в автоматический режим.

Схема работы короткого рычага-джойстика

На спуске следует иметь в виду, что после того, как водитель снял автомобиль со стояночного тормоза, и он пришел в движение на нейтральной передаче, при переводе рычага переключения передач вперед на один щелчок система сама выберет подходящую передачу и включит сцепление. При нажатии клавиши на рукояти рычага система переключится на более низкую ступень, соответствующую режиму работы двигателя. При включенной передаче во время движения на дисплее появится от одного до трех столбиков, показывающих количество доступных для включения понижающих передач, и направленная вниз стрелка.

Чтобы уменьшить нагрузку на механизм сцепления при остановке автомобиля более чем на 1 – 2 минуты без выключения двигателя (например, в пробках, на железнодорожных переездах и т.п.), рекомендуется переключиться на нейтральную передачу, нажав синюю кнопку с правой стороны рычага переключения передач. Следует учитывать, что при случайном включении нейтральной передачи во время движения кинематическая цепь окажется разорванной, и моторный тормоз работать не будет.

Движение задним ходом возможно только при ручном режиме работы трансмиссии. Передач заднего хода две – медленная, обозначенная на дисплее буквами RL, и более быстрая – RN. Перед включением заднего хода автомобиль должен быть остановлен, при этом может быть включена нейтральная передача или любая передача переднего хода. Перевод рычага назад на один щелчок с приподнятым кольцом под его рукоятью включает медленную передачу заднего хода, а перевод на два щелчка – быструю.

 

IVECO
В. Мамедов Основные Средства 10'2003 22 февраля 2005

Комментарии (0)