1
Жертва политических баталий и технического прогресса
Грузовые автомобили марки Krupp
Влияние гидромолота на базовую машину
Виброзащитная подвеска гидромолота
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
Как избежать проблем при эксплуатации гидромолота
Рекомендации по работе с гидромолотом
 1
Снижение токсичности отработавших газов современных дизелей
 4
Ямочный ремонт дороги
Традиционные и новые методы
Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Длинная рука разрушения
Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 6)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Из истории создания гидравлических молотов

Армейские буксиры

В. Одарущенко, А. Протасов, В. Протасов

Как ни рассказывают апологеты импортной техники о ее безотказности, однако нет-нет, да и приходится видеть ее, едущую «на длинном зажигании». И если с легковыми авто все сравнительно просто, то буксировка тяжелой техники чаще всего превращается в далеко не простую задачу. Особенно, если речь идет не об автомобиле, а о потерявшей подвижность тяжелой самоходной машине. Но ведь сказано же: «всякое новое – это хорошо забытое старое», и мы предлагаем вам познакомиться с армейскими средствами решения проблемы.

Армейскими буксирами называют устройства для перевозки вышедшей из строя автобронетанковой техники к месту ее ремонта. Нужно сказать, это довольно ответственные изделия, ведь от их конструктивных особенностей и прочности зависит безопасность движения эвакуационного поезда, а также и техники, движущейся навстречу.

Армейские буксиры бывают всего двух типов: мягкие и жесткие, причем и те и другие могут быть одинарными и двойными. Но могут они подразделяться и по массе буксируемого объекта: на легкие, средние и тяжелые, и соответственно способны буксировать машины массой 10, 20 и свыше 20 т.

Мягкие буксиры обычно используются для перевозки автомобильной техники, и в каждом танке их должно быть по два комплекта. Такие конструкции отличаются предельной простотой устройства. При помощи легких буксиров допускается транспортировка поврежденных машин с исправными тормозами и рулевым управлением. Должна быть исправна и ходовая часть, а за рулем, для управления перевозимой машиной, обязан находиться водитель. У мягких буксиров, предназначенных для перевозки гусеничной бронетанковой техники, технические возможности шире.

Одинарные жесткие буксиры по своей конструкции тоже не сложны. Они, так же как и мягкие буксиры, предназначены для перевозки поврежденных машин с исправным рулевым управлением и ходовой частью, а для управления перевозимой машиной неизменно требуется водитель.

Двойные жесткие буксиры по своему устройству несколько сложнее первых двух, а потому допускают перевозку поврежденных машин, у которых исправна только ходовая часть. Если у автомобиля повреждена и ходовая часть переднего моста или задней тележки, то его транспортировка осуществляется специальными эвакуационными машинами – методом частичной погрузки.

Конструктивное исполнение всякого буксира обязательно должно отвечать определенным техническим требованиям. Главное требование – это безопасность перевозки поврежденных машин. Из него проистекает еще несколько обязательных условий: эвакуационный поезд должен двигаться с минимальным радиусом поворота буксирующей машины (тягача или транспортера), а буксировка должна быть безопасной и при движении по профильным неровностям дороги. К изготовлению буксировочного устройства также есть свои требования: оно должно быть удобным в эксплуатации, надежным, высокотехнологичным по изготовлению, иметь незначительную массу и быть относительно недорогим в изготовлении.

Мягкие буксиры моделей 699-01, 699-02, и 699-03 предназначены для перевозки поврежденной автомобильной техники. Они состоят из каната, двух коушей и восьми зажимов, крепящих канат к коушам. Канаты этих буксиров имеют наружный диаметр соответственно 15, 19,5 и 27 мм. Габаритная длина буксира составляет 6 000 мм, а масса – 17,4; 21,4 и 32,5 кг. Такие буксиры должны выдерживать статическую нагрузку на разрыв 9, 13 и 19 тс.

Одинарный жесткий буксир модели 697М предназначен для перевозки поврежденной автомобильной техники массой до 14 т. Он состоит из двух петель, жесткого элемента (трубы), двух втулок и упоров, соединенных между собой электросваркой. Упоры повышают безопасность перевозки поврежденных машин: при торможении эвакуационного поезда они упираются в буксирный крюк перевозимого автомобиля и не позволяют буксиру соскочить вверх. Диаметр трубы одинарного жесткого буксира должен быть 114 мм, при толщине стенки 5 мм. Габаритная длина этого устройства – 2 000 мм, масса – 40 кг.

Двойной жесткий буксир модели ТГ4-04 также предназначен для перевозки поврежденной автомобильной техники массой до 14 т. Он состоит из центральной серьги, к которой шарнирно крепятся два жестких элемента (трубы) с петлями и упорами. Детали, входящие в состав центральной серьги и труб, соединяются электросваркой.

Шарнирное соединение труб и центральной серьги буксира дает значительные удобства при состыковке петель с буксирными крюками перевозимой машины, и заметно уменьшает габаритную ширину буксира в транспортном положении. Назначение упоров, расположенных на петлях труб двойного жесткого буксира, такое же как у модели 697М. Диаметр труб буксира – 95 мм, при толщине стенок 4 мм. Габаритные размеры – 1 980х315х95 мм, масса – 50 кг.

И мягкие, и жесткие армейские буксиры удобны в обращении, неприхотливы в эксплуатации. Для их перевода из транспортного положения в рабочее достаточно 5–10 мин., это немаловажно в сложных армейских условиях.

При проектировании и изготовлении жестких буксиров обычно применяется углеродистая качественная машиностроительная сталь марки 20 ГОСТ 1050-88, или ее заменители – стали 15 или 25. Все они обладают хорошими механическими свойствами и обрабатываемостью, не склонны к отпускной хрупкости. Реже используется углеродистая сталь марки Ст.3 ГОСТ 380-94 или ее заменитель – Ст.З ПС. Это менее качественные стали, но обладающие схожими технологическими свойствами.

Армейскими конструкторами разработано, изготовлено и испытано более 15 типов мягких и жестких буксиров для перевозки автомобильной техники, выпускаемой отечественными заводами. Размеры петель, коушей, канатов и жестких элементов (труб) у этих буксиров полностью согласованы со сцепными приборами и крюками перевозимых машин. Они изготавливаются по специальной конструкторской документации на военных авторемонтных заводах, пользуются полным доверием у водителей. Такими устройствами комплектуются военные автомобильные подразделения и эвакуационные машины.

Имея необходимые чертежи, производство таких буксиров можно наладить на любом гражданском авторемонтном заводе и успешно применять на всех предприятиях страны.

В. Одарущенко, А. Протасов, В. Протасов Основные Средства 09'2003 17 февраля 2005

Комментарии (0)