Армейские буксиры

В. Одарущенко, А. Протасов, В. Протасов

Как ни рассказывают апологеты импортной техники о ее безотказности, однако нет-нет, да и приходится видеть ее, едущую «на длинном зажигании». И если с легковыми авто все сравнительно просто, то буксировка тяжелой техники чаще всего превращается в далеко не простую задачу. Особенно, если речь идет не об автомобиле, а о потерявшей подвижность тяжелой самоходной машине. Но ведь сказано же: «всякое новое – это хорошо забытое старое», и мы предлагаем вам познакомиться с армейскими средствами решения проблемы.

Армейскими буксирами называют устройства для перевозки вышедшей из строя автобронетанковой техники к месту ее ремонта. Нужно сказать, это довольно ответственные изделия, ведь от их конструктивных особенностей и прочности зависит безопасность движения эвакуационного поезда, а также и техники, движущейся навстречу.

Армейские буксиры бывают всего двух типов: мягкие и жесткие, причем и те и другие могут быть одинарными и двойными. Но могут они подразделяться и по массе буксируемого объекта: на легкие, средние и тяжелые, и соответственно способны буксировать машины массой 10, 20 и свыше 20 т.

Мягкие буксиры обычно используются для перевозки автомобильной техники, и в каждом танке их должно быть по два комплекта. Такие конструкции отличаются предельной простотой устройства. При помощи легких буксиров допускается транспортировка поврежденных машин с исправными тормозами и рулевым управлением. Должна быть исправна и ходовая часть, а за рулем, для управления перевозимой машиной, обязан находиться водитель. У мягких буксиров, предназначенных для перевозки гусеничной бронетанковой техники, технические возможности шире.

Одинарные жесткие буксиры по своей конструкции тоже не сложны. Они, так же как и мягкие буксиры, предназначены для перевозки поврежденных машин с исправным рулевым управлением и ходовой частью, а для управления перевозимой машиной неизменно требуется водитель.

Двойные жесткие буксиры по своему устройству несколько сложнее первых двух, а потому допускают перевозку поврежденных машин, у которых исправна только ходовая часть. Если у автомобиля повреждена и ходовая часть переднего моста или задней тележки, то его транспортировка осуществляется специальными эвакуационными машинами – методом частичной погрузки.

Конструктивное исполнение всякого буксира обязательно должно отвечать определенным техническим требованиям. Главное требование – это безопасность перевозки поврежденных машин. Из него проистекает еще несколько обязательных условий: эвакуационный поезд должен двигаться с минимальным радиусом поворота буксирующей машины (тягача или транспортера), а буксировка должна быть безопасной и при движении по профильным неровностям дороги. К изготовлению буксировочного устройства также есть свои требования: оно должно быть удобным в эксплуатации, надежным, высокотехнологичным по изготовлению, иметь незначительную массу и быть относительно недорогим в изготовлении.

Мягкие буксиры моделей 699-01, 699-02, и 699-03 предназначены для перевозки поврежденной автомобильной техники. Они состоят из каната, двух коушей и восьми зажимов, крепящих канат к коушам. Канаты этих буксиров имеют наружный диаметр соответственно 15, 19,5 и 27 мм. Габаритная длина буксира составляет 6 000 мм, а масса – 17,4; 21,4 и 32,5 кг. Такие буксиры должны выдерживать статическую нагрузку на разрыв 9, 13 и 19 тс.

Одинарный жесткий буксир модели 697М предназначен для перевозки поврежденной автомобильной техники массой до 14 т. Он состоит из двух петель, жесткого элемента (трубы), двух втулок и упоров, соединенных между собой электросваркой. Упоры повышают безопасность перевозки поврежденных машин: при торможении эвакуационного поезда они упираются в буксирный крюк перевозимого автомобиля и не позволяют буксиру соскочить вверх. Диаметр трубы одинарного жесткого буксира должен быть 114 мм, при толщине стенки 5 мм. Габаритная длина этого устройства – 2 000 мм, масса – 40 кг.

Двойной жесткий буксир модели ТГ4-04 также предназначен для перевозки поврежденной автомобильной техники массой до 14 т. Он состоит из центральной серьги, к которой шарнирно крепятся два жестких элемента (трубы) с петлями и упорами. Детали, входящие в состав центральной серьги и труб, соединяются электросваркой.

Шарнирное соединение труб и центральной серьги буксира дает значительные удобства при состыковке петель с буксирными крюками перевозимой машины, и заметно уменьшает габаритную ширину буксира в транспортном положении. Назначение упоров, расположенных на петлях труб двойного жесткого буксира, такое же как у модели 697М. Диаметр труб буксира – 95 мм, при толщине стенок 4 мм. Габаритные размеры – 1 980х315х95 мм, масса – 50 кг.

И мягкие, и жесткие армейские буксиры удобны в обращении, неприхотливы в эксплуатации. Для их перевода из транспортного положения в рабочее достаточно 5–10 мин., это немаловажно в сложных армейских условиях.

При проектировании и изготовлении жестких буксиров обычно применяется углеродистая качественная машиностроительная сталь марки 20 ГОСТ 1050-88, или ее заменители – стали 15 или 25. Все они обладают хорошими механическими свойствами и обрабатываемостью, не склонны к отпускной хрупкости. Реже используется углеродистая сталь марки Ст.3 ГОСТ 380-94 или ее заменитель – Ст.З ПС. Это менее качественные стали, но обладающие схожими технологическими свойствами.

Армейскими конструкторами разработано, изготовлено и испытано более 15 типов мягких и жестких буксиров для перевозки автомобильной техники, выпускаемой отечественными заводами. Размеры петель, коушей, канатов и жестких элементов (труб) у этих буксиров полностью согласованы со сцепными приборами и крюками перевозимых машин. Они изготавливаются по специальной конструкторской документации на военных авторемонтных заводах, пользуются полным доверием у водителей. Такими устройствами комплектуются военные автомобильные подразделения и эвакуационные машины.

Имея необходимые чертежи, производство таких буксиров можно наладить на любом гражданском авторемонтном заводе и успешно применять на всех предприятиях страны.

В. Одарущенко, А. Протасов, В. Протасов Основные Средства 09'2003 17 февраля 2005

Комментарии (0)