1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
Критерии выбора лесных машин
Провозная способность линий BRT
Из истории создания гидравлических молотов
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
 1
Тюнинг ковша
Защита ковша от износа
Антифриз (ч.2)
Техническое обслуживание систем охлаждения тяжелой техники
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 1)
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
Земные спасатели космонавтов (ч.3)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)

Трансмиссия Allison в России

А. Дмитриевский, канд. техн. наук, ФГУП НАМИ

Недавно в Государственном научном центре РФ, Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте прошло совещание, на котором рассматривались конструктивные особенности новых моделей автоматических коробок передач Allison Transmission (США), возможности их применения для транспортных средств и спецтехники. В этом мероприятии приняли участие руководители компании «Новые дизели и коробки передач. Сервис», дистрибьюторы фирмы Allison World Transmission в СНГ, а также специалисты некоторых ведущих отечественных предприятий.

На совещании представлялись технические материалы, описания, характеристики коробок передач последнего поколения, рассматривались их достоинства и возможные варианты установки на автомобили, автобусы и другую отечественную технику. Большое внимание уделялось диагностике и особенностям обслуживания при эксплуатации.

При обсуждении к числу основных достоинств новых моделей коробок передач отнесли значительное снижение выброса токсичных веществ и уменьшение эксплуатационного расхода топлива за счет сокращения числа переключений передач, более плавного изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя при этих переключениях, а также блокировки гидротрансформатора со 2-й по 5-ю передачу. Еще одним достоинством коробок Allison является их способность обеспечивать движение автомобиля с очень малыми скоростями. Применение косозубых шестерен, изготовленных с повышенной точностью, уменьшает уровень шума. Микропроцессорные блоки управления в автоматической коробке передач обеспечивают адаптивный контроль с обратной связью и приспосабливают автомобиль к изменениям нагрузки, рельефу местности, стилю вождения и позволяют увеличить срок службы тормозов (до 5 раз).

Приведенные в таблице модели коробок передач оснащены одноступенчатым трехэлементным многофазным гидротрансформатором с муфтой блокировки, демпфером крутильных колебаний и масляным насосом. Имеется возможность создания и 4-, 5-, 6-ступенчатых коробок передач небольшого размера. Следует обратить внимание и на то, что в стандартную комплектацию входит электронный блок управления с кнопочным переключателем передач.

Системы смазки оснащены встроенными фильтрами со сменным фильтрующим элементом. Имеются и масляно-водяные теплообменники, а также встроенные или установленные отдельно датчики уровня масла. Для первых шести моделей рекомендуются смазки С4 и DEXRON-III. По заказу возможна установка механизмов отбора мощности с разными передающими характеристиками.

Коробки передач В300 и В300R предназначены для городских, пригородных и экскурсионных автобусов. В них средства адаптивного управления могут изменять переключение в соответствии с условиями эксплуатации. А для двигателей с электронным управлением добавляется датчик положения дроссельной заслонки.

Коробки передач MD306ОР и MD356ОР используются преимущественно в универсальных грузовиках, трехосных тягачах, бетоновозах, автофургонах, снегоуборщиках, самосвалах, мусоровозах и школьных автобусах. А по согласованию с дистрибьютором фирмы Allison могут применяться и в тягачах тяжелого оборудования, военных автомобилях и другой технике.

Коробки передач В400 и В400R в основном предназначены для городских низкопольных, двухэтажных, туристических и междугородных экскурсионных автобусов. В электронную систему здесь входит адаптивное управление для безударного переключения передач, а также устройство для блокировки стартера при включенной передаче.

Коробки передач НD406ОР и НD456ОР применяются в автомобилях для перевозки жилых фургонов, транзитных бетоновозах, трех- и пятиосных автофургонах, снегоуборочной технике, самосвалах, автобусах, универсальных грузовиках, мусоровозах, аварийных и строительных тягачах, а также в сельскохозяйственных тракторах, лесовозах и пожарных автомобилях. Кроме общего комплекта, устанавливаемого на заказ оборудования, сюда также входят тахограф и тормоз-замедлитель.

В междугородных, транзитных и сочлененных автобусах с особо мощными двигателями используются коробки передач В500 и В500R.

Отдельную группу представляют гидромеханическая модель CL(B)T 754 и коробка CL(B)T 755 с электронным управлением. Они предназначены для насосных скважинных подъемников, скреперов, самоходных установок техобслуживания, автокранов, самосвалов, аварийных тягачей. Их входная мощность составляет 332 кВт при 2 500 мин-1 и максимальный крутящий момент 1 760 Н.м. Гидротрансформатор – одноступенчатый, трехэлементный. Коэффициенты трансформации находятся в пределах от 1,51 у ТС487 до 2,72 у ТС 497. Муфты сцепления – многодисковые, с масляным охлаждением, гидравлическим управлением, деблокируются пружинами и самокомпенсируются. Все это снижает степень их износа. Автоматическая муфта блокировки включается при всех передачах переднего хода, а также и в нейтральном положении. Встроенные замковые устройства исключают переключение передач при несоответствующей скорости или включение заднего хода при движении вперед.

Программируемые электронные средства управления автоматических коробок Allison обеспечивают выполнение операций, требуемых каждым типом транспортного средства в зависимости от его назначения. А встроенные средства диагностики постоянно следят за работой трансмиссии и обнаруживают возникающие недостатки.

Для отбора мощности используется привод гидротрансформатора: при прерывистой работе крутящий момент привода 543 Н.м, при непрерывной работе – 407 Н.м. Распределительная коробка с передаточным числом 1:1 устанавливается по заказу. Для понижающей коробки предусмотрено пять разных мест установки вокруг выходной оси.

Фирмой Allison разработаны электрические приводы, обеспечивающие существенное снижение расхода топлива и уменьшение выброса токсичных веществ почти на 90%. Они представляют собой системы параллельных гибридных бесступенчатых передач, объединяющие два концентрических мотора-генератора внутри планетарной передачи. Для достижения требуемых динамических качеств автотранспортных средств этот механизм позволяет суммировать мощности электродвигателя и двигателя внутреннего сгорания.

Для выбора оптимального варианта двигателя и коробки передач региональный дистрибьютор фирмы Allison World Transmission использует систему компьютерного анализа, учитывающую требования, предъявляемые к автотранспортному средству, и особенности условий его дальнейшей эксплуатации.


А. Дмитриевский, канд. техн. наук, ФГУП НАМИ Основные Средства 08'2003 17 февраля 2005

Комментарии (0)