Полипропиленовые диски «Комплекткоммаш»: экономичность плюс экологичность

Е. Соболева

Щетки новой конструкции, выпускающиеся ЗАО «Комплекткоммаш», не только обеспечивают чистоту, но и легко утилизируются, отработав свой срок

На сегодняшний день почти 90% парка отечественных и все импортные машины для летнего и зимнего содержания дорог оснащаются щетками кассетного типа. Такая щётка представляет собой вал, на который набираются щеточные диски в виде металлических колец с запрессованным в них полипропиленовым ворсом. В последнее время, в связи с ужесточением законодательства ряда европейских стран в области охраны окружающей среды, встал вопрос о переработке не только бытовых, но и промышленных отходов, в том числе и отслуживших свой срок подметальных щеток.

Щеточный диск изнашивается на две трети от начального веса, и этот остаток не только объем, занимаемый отходами на свалках, но и ценное сырье, которое можно использовать вторично. Однако наличие в диске центрального металлического кольца значительно усложняет как утилизацию, так и последующую переработку.

Альтернативу предложила санкт-петербургская компания «Комплекткоммаш», специализирующаяся на разработке и производстве новых конструкций щеток для подметальных машин. Она была создана еще в 1994 г. по инициативе Межгосударственного объединения коммунального машиностроения – МГО «Коммаш». В 2000 г. фирма разработала и начала серийное производство полипропиленовых щеточных дисков, которые, в отличие от традиционных, выполнены как единое целое с проставочным кольцом. Это существенно снижает трудоемкость сборки цилиндрических щеток и сокращает время замены изношенных или испорченных щеточных дисков. На данный момент новинка уже поставляется на все российские заводы, производящие коммунальную технику. В плане экологичности изношенные беспроставочные щеточные диски существенно выигрывают у своих конкурентов, так как могут быть незамедлительно отправлены на предприятия по переработке пластмасс, где они дробятся и используются как вторичное сырье.

Выбор для щеточного диска полипропилена не случаен. По сравнению с распространенным капроновым волокном, полипропиленовый материал обладает рядом преимуществ. В частности, если у полипропиленовых щеток срок службы, в зависимости от состояния дорожного покрытия, составляет 260 – 300 ч, то у капроновых он в 2 раза меньше. Коэффициент поглощения влаги у капрона равен 0,1 %, а у полипропилена – 0,01 %, т.е. последний практически не поглощает воду, что благоприятно отражается на качестве выполняемой работы. Эти результаты были получены в ходе проведения ресурсных испытаний цилиндрических наборных щеток, проведенных в реальных условиях при участии Академии коммунального хозяйства имени К.Д. Памфилова.

В зависимости от конструкции и вида базового шасси подметально-уборочные машины могут оснащаться щетками различных модификаций. Для зимней уборки используется вариант из полипропиленового ворса толщиной 2,8 – 3,2 мм, а для летней – оптимальным может быть названо волокно толщиной 1,8 – 2,3 мм.

Другой новинкой является диск типа «Би-лайн». Его образующая поверхность, полностью выполненная из полипропилена, имеет зигзагообразную форму. Щетка из набранных на вал дисков напоминает сотовую конструкцию из множества черпаков, при работе подхватывающих смет и забрасывающих его на транспортирующее устройство подборщика. Отсутствие просвета между дисками повышает эффективность подметания по сравнению с традиционными дисковыми щетками в 1,5 – 2 раза, а отсутствие центрального металлического кольца дает возможность упрощенного рециклинга. Очевидно, что применение данного оборудования оправданно как на отечественных машинах типа ПУМ, ВС, аэродромных ДЭ-224, ДЭ-235, так и на импортных «Бродвей», «Кролл», «Бобкэт» и им подобных.

Помимо цилиндрических щеток на коммунальных и специальных уборочных машинах широко используются торцовые, или «лотковые» щетки. До недавнего времени диски для них изготовлялись из силумина, однако высокая цена этого сплава, как в России, так и за рубежом, вынудила компании-производители искать новые пути решения. В частности, предпринимались попытки использовать фанерные диски, однако низкая прочность последних приводила к их быстрому разрушению. В ходе многочисленных исследований специалистами компании «Комплекткоммаш» было найдено решение проблемы, и создана лотковая щетка с диском из полипропиленовых сегментов. На металлическое основание в зависимости от ее (щетки) диаметра крепятся 2 – 5 сегментов со сменными элементами – «тупсами», в которые запрессован полипропиленовый или металлический ворс. После износа ворса «тупсы» выколачиваются, а на их место вставляются новые. В случае повреждения или разрушения одного из сегментов он легко заменяется, не требуя при этом замены всего диска. Благодаря тому, что все сегменты и «тупсы» унифицированы, они позволяют собирать щетки для всех подметально-уборочных машин как российского, так и зарубежного производства.

Цена полипропиленового щеточного сегмента сопоставима со стоимостью такого же сегмента из фанеры, прочность же первого даже выше, чем у силуминового диска. Необходимо отметить и то обстоятельство, что трудоемкость набивки сегмента «тупсами» в несколько раз ниже, чем при набивке дисков ворсом традиционным способом.

Кроме того, технология производства щеточных дисков, разработанная компанией «Комплекткоммаш», в несколько раз облегчает утилизацию отработанной продукции и допускает ее вторичную переработку.

000 «Регионмаш», являясь официальным представителем ЗАО «Комплекткоммаш» в Москве и Московской области, занимается распространением различной щеточной продукции для подметально-уборочной техники как отечественного, так и зарубежного производства. Модельный ряд включает в себя щетки в сборе, щеточные диски и полипропиленовый ворс. Также одним из видов сопутствующей продукции являются бытовые метлы из полипропилена для зимней и летней уборки. Высокое качество и хороший дизайн позволили продукции ЗАО «Комплекткоммаш» стать незаменимым помощником работников жилищно-коммунальных служб, а также найти заслуженное признание среди населения.


Е. Соболева Основные Средства 06'2003 10 февраля 2005

Комментарии (0)