Самая популярная землеройная машина
Обзор экскаваторов-погрузчиков
В моде только «автоматы»
Коробки передач для коммерческого транспорта
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
Влияние гидромолота на базовую машину
Виброзащитная подвеска гидромолота
 1
Антифриз (ч.1)
Свойства охлаждающих жидкостей разных типов для тяжелой техники
Современное оборудование щебеночных заводов
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460
Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Запас карман не тянет
Гидроаккумуляторы энергии гидромолотов
 6
Hardox. Разберемся спокойно

«Коктейль» в картере

В. Резников, канд. техн. наук, зав. Отделом моторных масел ВНИИ НП

Каждый рачительный автовладелец знает, что в картер двигателя, для компенсации израсходованного, нужно доливать только то масло, которое было залито при смене. Поэтому, отправляясь в дальний рейс, опытный водитель берет с собой запас «родного» масла. Но в жизни бывают обстоятельства, вынуждающие какое-то время работать на смеси разных масел. Как свести к минимуму возможные в этом случае негативные последствия?

Внезапно в пути резко упало давление масла. Из-за какой-то неисправности произошла большая утечка масла. Устранили неисправность, долили в картер весь запас «родного» масла, а его уровень не достигает нижней метки щупа. Остается, стоя на дороге, «голосовать» чтобы приобрести недостающее количество масла. Вероятность того, что оно будет «родным» очень мала. Рассмотрим возможные варианты.

Никаких отрицательных последствий не будет, если в картер долить масло той же марки, но другого вязкостного класса. Здесь лишь одно исключение. Летом нельзя доливать маловязкие зимние масла. Вязкость смеси может быть недостаточной.

Хорошо, если предложат масло другой марки, но того же производителя. Обычно нефтяные компании масла разных марок, отличающиеся уровнем эксплуатационных свойств, изготавливают с одним и тем же пакетом присадок, добавляя их в разном количестве. Поэтому такие масла совместимы. Несовместимость может иметь место, если масло одной марки минеральное, а другой – синтетическое. Дело в том, что растворимость присадок в некоторых синтетических маслах значительно хуже, чем в минеральных. При смешении возможно расслоение и выпадание осадка.

«Коктейль» из масел разных производителей почти неизбежно вреден для двигателя, даже если оба масла относятся к одному классу (категории) по уровню эксплуатационных свойств. Разработчик моторного масла «конструирует» пакет присадок к нему так, чтобы все они сочетались гармонично, проявляли синергизм (давали больший эффект, чем при простом сложении) или не мешали друг другу выполнять свои функции. При смешении масел с различными пакетами присадок баланс нарушается, так как многие присадки проявляют антагонизм.

Более того, масло каждого конкретного состава формирует на трущихся поверхностях деталей двигателя химически модифицированные слои и адсорбированные пленки. При добавлении других присадок эти слои переформировываются, износ увеличивается.

Известное положение о том, что лучшее враг хорошего имеет отношение к моторным маслам в полной мере. Если в двигатель, длительное время работавший на масле с умеренными моюще-диспергирующими свойствами, долить изрядное количество масла с высшим уровнем этих свойств (классов СН-4 или СI-4 по SАE, категории Е5-02 по АСЕА), то накопившиеся в смазочной системе загрязнения будут смыты и попадут в подшипники коленчатого вала и другие узлы. Из практики известны многочисленные случаи серьезных повреждений двигателей, в которые залили слишком хорошее масло после долгой работы на худших маслах.

И, наконец, последнее. Возвратясь домой, сразу полностью слейте смесь масел из хорошо прогретого двигателя и снова заправьте в картер «родное» масло. При этом непременно нужно заменить элемент масляного фильтра.


В. Резников, канд. техн. наук, зав. Отделом моторных масел ВНИИ НП Основные Средства 01'2003 26 января 2005

Комментарии (0)