«Автомат» или «робот»? (ч. 1)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
 1
Снижение токсичности отработавших газов современных дизелей
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 1)
Как продлить ресурс гидромолота
Советы по эксплуатации сменного инструмента гидромолота
Спецтехника зимой
Советы по эксплуатации
Дорожная карта
Техника для ямочного ремонта
Из истории создания гидравлических молотов
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
Земные спасатели космонавтов (ч.2)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
 1
Дизельное топливо и сера: проблемы и решения

В ожидание зимы

В. Резников, канд. техн. наук, зав. Отделом моторных масел ВНИИ НП

Близится зима, а вместе с ней приходят проблемы пуска двигателя при низкой температуре. Если автомобиль или другая самоходная машина «ночует» под открытым небом или в не отапливаемом гараже (а другая ситуация исключительно редка – ред.), то за несколько часов масло охлаждается почти до температуры окружающего воздуха. Неправильный выбор масла или неверное выполнение пуска в лучшем случае приведут к повышенным износам, а в худшем – к аварии двигателя. Что нужно, чтобы стартовать зимой без проблем?

До наступления холодов необходимо сменить масло. Это целесообразно, даже если в двигателе находится всесезонное масло, залитое где-то в середине лета. В процессе работы из-за окисления, испарения легких фракций и загрязнения масла нерастворимыми примесями его вязкость растет, причем низкотемпературные характеристики ухудшаются в большей мере.

Какому классу вязкости должно соответствовать масло, заливаемое в картер в зимний период? Это зависит от климатических особенностей той местности или тех регионов, где будет работать машина. Каждый производитель в инструкции по эксплуатации устанавливает диапазоны температуры окружающего воздуха, в которых следует использовать масло того или иного вязкостного класса по SAE. Важно отметить, что для разных моделей одного производителя, а уж тем более для моделей разных фирм, рекомендуемые классы вязкости по диапазонам температуры могут заметно различаться.

Классификация масел по вязкости SAE J300 DEC99 для зимних и всесезонных масел устанавливает максимальные значения низкотемпературной вязкости. В левой колонке приведенной таблицы даны максимальные значения вязкости, при которых масла обеспечивают возможность проворачивания двигателя стартером. Наименее вязкие масла классов 0W и 5W обеспечивают пуск без предварительного подогрева соответственно при –35 и –30°С, т.е. в условиях суровой зимы. В климатических условиях средней полосы Европейской части России оптимально использование масел с зимней характеристикой классов 10W и 15W.

В правой колонке таблицы представлены предельные значения вязкости и температур, при которых насос может обеспечить удовлетворительную прокачиваемость масла, т.е. создавать и стабильно поддерживать давление масла в главной магистрали при проворачивании двигателя стартером с пусковой частотой вращения. Характеристику прокачиваемости масел в классификацию SAE J300 ввели в 1980 г. после того, как во время суровой зимы 1978/79 гг. наблюдался выход из строя двигателей многих автомобилей из-за заклинивания распредвала в процессе холодного пуска.

Отсутствие прокачиваемости масла бывает обусловлено либо невозможностью при очень высокой вязкости масла преодоления гидравлического сопротивления маслоприемника и патрубка, соединяющего маслоприемник с насосом, либо попаданием воздуха в масляный насос из-за образования воронки в объеме масла под маслоприемником. В обоих случаях масло не поступает к наиболее удаленным узлам, смазываемым под давлением (подшипники распределительного вала). Из-за сухого трения вал заклинивает.

Чтобы избежать подобной аварии, после неудавшейся попытки холодного пуска, не следует сразу вторично включать стартер. Нужно подождать 2 – 3 минуты, чтобы воронка под маслоприемником, если она возникла, успела затечь. Да и аккумулятор немного «отдохнет».

Предельная температура прокачиваемости для каждого вязкостного класса на 50 °С ниже температуры проворачиваемости. Это своеобразная гарантия того, что при холодном пуске «масляное голодание» не наступит. И все-таки, внимательно следите за давлением масла при пуске.

Еще один совет. После холодного пуска не прогревайте двигатель на холостом ходу более 3 минут. Начинайте движение. Под нагрузкой двигатель прогреется гораздо быстрее, а это важно для предотвращения коррозионного износа цилиндров и поршневых колец.


В. Резников, канд. техн. наук, зав. Отделом моторных масел ВНИИ НП Основные Средства 10'2002 17 января 2005

Комментарии (0)