Стремление к универсальности
Сменные рабочие органы мини-погрузчиков
Редеющие ряды
Мировое производство скреперов
 1
Российские сорта дизельного топлива
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)
Гидравлический молот может работать под водой
Спецтехника зимой
Советы по эксплуатации
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
Как правильно смонтировать гидромолот на экскаватор
Подвеска (адаптер) гидромолота
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
 1
Зимняя эксплуатация автокрана
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке

Самоходная техника: масло для двигателя

В. Резников, канд. техн. наук, зав. Отделом моторных масел ВНИИ НП

В России и странах СНГ на строительных площадках, при прокладке дорог и трубопроводов, в коммунальном хозяйстве, угольных и рудных карьерах, при погрузочных работах используются многочисленные и разнообразные машины зарубежного производства. Это бульдозеры, экскаваторы, скреперы, трубоукладчики, погрузчики, оборудование для сноса зданий, карьерные самосвалы и др. В большинстве случаев их силовыми агрегатами служат четырехтактные дизели мощностью от 20 – 30 до сотен киловатт. Условия работы двигателей таких машин специфичны и неблагоприятны с точки зрения сохраняемости эксплуатационных свойств моторных масел.

Во-первых, землеройные, многие строительные машины, а также карьерные самосвалы постоянно работают в условиях высокой запыленности воздуха. Абразивные частицы пыли попадают в масло и ускоряют износ двигателей. Однако, как показали многочисленные исследования, масла с высокими диспергирующими свойствами способствуют быстрому разрушению абразивных частиц на очень мелкие фрагменты, размеры которых меньше толщины масляной пленки. Этим в значительной мере уменьшается абразивный износ деталей цилиндро-поршневой группы, подшипников коленчатого вала, механизма газораспределения.

Во-вторых, многие рассматриваемые машины работают в циклическом режиме с малой продолжительностью цикла, в течение которого частота вращения коленчатого вала и отдаваемая мощность резко изменяются в широком диапазоне. Нестабильность режима работы двигателя способствует загрязнению масла сажей, которое сопровождается ростом его вязкости и ухудшением противоизносных свойств.

Перечисленные особенности дают основания для отнесения условий работы масла в дорожно-строительной, землеройной и коммунальной технике к тяжелым, менее благоприятным, чем в двигателях коммерческих автомобилей, выполняющих дальние перевозки по благоустроенным дорогам. В тяжелых условиях работы необходимо строгое соблюдение сроков смены масла и масляных фильтров, указанных в инструкциях по эксплуатации машин.

При выборе моторных масел для рассматриваемой техники следует отдавать предпочтение тем конкретным маркам, внесенным в инструкции по эксплуатации и допущенным к применению изготовителем двигателя. Только при их отсутствии следует использовать масла соответствующего базового уровня по классификациям API или АСЕА (в зависимости от места изготовления машины; см. также публикации в № 7 и №8 нашего журнала – ред.). Вязкостные классы масел предопределены климатическими условиями региона, в котором используется техника.

Для более полного представления вопроса приводим данные по маслам для двигателей машин пяти наиболее распространенных в России марок.


В. Резников, канд. техн. наук, зав. Отделом моторных масел ВНИИ НП Основные Средства 09'2002 11 января 2005

Комментарии (0)