Хронология классификаций моторных масел

В. Резников

Внушительный поток подержанных импортных машин, хлынувший в Россию, обострил проблему выбора эксплуатационных материалов. Особенно это актуально для моторных масел, стоимость которых высока, а срок службы минимален по сравнению с другими видами масел. Можно, конечно, лить «крутое» (по качеству и цене) масло во всю импортную технику, но стоит ли таким образом терять деньги? Для того, чтобы вы могли сами ориентироваться в том, какое масло необходимо двигателю той или иной машины, мы приводим эту хронологию.

Период времени с начала 90-х годов до сего дня был насыщен значительными и частыми изменениями в главных классификациях, устанавливающих базовые уровни требований к основным эксплуатационным свойствам моторных масел в США и странах Западной Европы. Речь идет о классификациях API (Американского института нефти) и ССМС (Комитета автопроизводителей стран Общего рынка), ныне замененной классификацией АСЕА (Ассоциация европейских производителей). Будем рассматривать только те части классификаций, которые относятся к маслам для дизелей грузовых автомобилей.

Классификация Американского института нефти

С 1990 по 2002 г. каждые 4 года происходило дополнение категории «С» классификации API новыми классами, причем каждый следующий существенно отличался от предшествующего улучшением экологических свойств или расширением перечня предъявляемых требований. Такая частая смена поколений дизельных масел обусловлена поэтапным ужесточением эксплуатационных требований к транспортным средствам по выбросам несгоревших углеводородов, твердых частиц и оксидов азота. Соответственно нефтепереработчики удовлетворяют новые требования к моторным маслам, возникающие в результате изменений в конструкции двигателей, организации рабочего процесса.

Например, для снижения токсичности отработавших газов внедрена система топливоподачи под очень высоким давлением с гидравлическим приводом насос-форсунок, где рабочим телом служит моторное масло. Это потребовало контроля антипенных свойств масел при более жестких условиях.

Уменьшение образования оксидов азота в процессе сгорания достигается более поздним впрыскиванием топлива и рециркуляцией отработавших газов, что влечет за собой значительное увеличение загрязнения масла частицами сажи, усиление коррозионного воздействия продуктов сгорания на детали двигателя. Негативные последствия преодолеваются приданием маслам очень высоких диспергирующих свойств и нейтрализующей способности по отношению к кислотам.

Использование в конструкциях автомобильных дизелей составных поршней со стальной головкой и высоким расположением компрессионных колец потребовало значительно улучшить стойкость масел к окислению, их термическую стабильность.

Изменения свойств масел новых поколений были ответом не только на требования двигателестроителей, но и автовладельцев. Эксплуатационники заинтересованы в увеличении пробега машин между сменами масла, сокращении простоев на техобслуживании. Это достигается созданием долгоработающих всесезонных масел, особо стойких к старению, обеспечивающих длительную работоспособность масляных фильтров тонкой очистки.

Особо следует отметить введение в классификацию API масел для двухтактных дизелей (класс CF-2). Это в основном двигатели фирмы Detroit Diesel, спецификация которой накладывает жесткое ограничение на сульфатную зольность масел (не более 1%) при щелочном числе не менее 6 мгКОН/г.

Европейская классификация АСЕА

С 1996 по 2002 г. она претерпела четыре пересмотра. Здесь следует отметить, что в 1998 г. в нее введена новая категория Е4-98, а с 1999 г. из нее исключена категория Е1-96, так как масла со столь невысоким уровнем эксплуатационных свойств стали не востребованными. В то же время была введена новая высшая категория Е5-99. В категории Е2-96, Е3-96, Е4-98 и Е5-99 внесены изменения. Если изменения не приводили к ужесточению требований и касались только совершенствования методов классификационных испытаний, их обозначают номером выпуска данной категории. Принципиальные изменения, устанавливающие более высокие уровни эксплуатационных свойств, обозначают другим годом введения, например, Е5-99 и Е5-02, Е4-98 и Е4-99.

Из описания свойств масел класса «Е» по АСЕА видно, что от категории Е2 до Е5 они значительно улучшаются и взаимосвязаны с поэтапным ужесточением экологических требований к двигателям, для которых они предназначены.

Спецификации моторостроителей

Классификации API и АСЕА определяют базовые уровни спектра и свойств моторных масел, согласованные и единообразно понимаемые автомобилестроителями, производителями моторных масел и потребителями их продукции. В основе классификаций лежат твердо установленные критерии (проходные оценки), получаемые в результате лабораторных и моторных испытаний, причем число и жесткость последних непрерывно увеличивается от одной категории к другой. Однако классификационными испытаниями не всегда исчерпываются требования автомобилестроителей к моторным маслам. Некоторые из них для допуска к применению подвергают масла длительным эксплуатационным испытаниям в автомобилях своего производства. Другие считают достаточным проведение стендовых испытаний масел-кандидатов в двигателе собственной модели по специальной программе. Масла, прошедшие соответствующие испытания у автомобилестроителей, записывают в инструкции по эксплуатации как выполняющие требования спецификации автопроизводителя.

Нефтяные компании стремятся получить официальный документ о соответствии их продукта требованиям спецификации ведущих автомобилестроителей.

Правила выбора

При выборе моторного масла автовладелец всегда должен отдать предпочтение той марке, которая соответствует спецификации производителя его автомобиля, записанной в инструкции по эксплуатации. Следует обратить внимание на то, что спецификации автопроизводителей могут превышать требования к маслам даже новейших классов. Например, спецификация Mack EO-N Premium Plus превышает требования API CI-4 – класса вводимого в 2002 г.

Если на рынке отсутствуют масла, отвечающие требованиям спецификации производителя автомобиля, допускается применение масел, сертифицированных на соответствие классу (категории) эквивалентного базового уровня. При этом для двигателей американских фирм следует выбирать масла нужного класса API, а для европейских – соответствующей категории АСЕА, так как между американскими и европейскими дизельными маслами есть существенные различия по составу и уровням свойств. В маслах для европейских двигателей содержится больше моющих присадок. Американские масла содержат больше беззольных дисперсантов. Эти различия нивелированы только в последнее время (класс API CH-4 и категория АСЕА Е5-99).