О дополнительных присадках к моторным маслам

В. Резников

Можно улучшить или реанимировать моторное масло? На этот вопрос отвечает руководитель отдела моторных масел ВНИИ НП канд. техн. наук Виктор Давидович Резников.

Практически в каждом магазине автохимии, на станциях обслуживания автомобилей в продаже есть присадки, которые их изготовители рекомендуют добавлять к моторным маслам. Поскольку все современные моторные масла уже содержат пакеты присадок различного функционального действия, будем называть упомянутые присадки дополнительными.

Реклама и этикетки на упаковках с дополнительными присадками обещают покупателю множество положительных эффектов при их применении: повышение мощности двигателя, увеличение компрессии, снижение расхода топлива, масла, содержания токсичных веществ в отработавших газах, увеличение пробега до смены масла и даже восстановление первоначальных размеров изношенных деталей. Ни о каких побочных, негативных эффектах, естественно, не упоминается.

Возникает два вопроса. Почему ни одна автомобилестроительная фирма в инструкциях по эксплуатации не дает рекомендаций по использованию дополнительных присадок к маслам, которые они допустили к применению? Почему производители дополнительных присадок не предлагают выпускаемые ими продукты производителям моторных масел, а продают их непосредственно потребителям, автовладельцам?

Ответы на эти вопросы совершенно ясны.

1. Как только в моторное масло введена дополнительная присадка, в картере вашего двигателя находится продукт неопределенного состава, на который нет стандарта или технических условий. Следовательно, изготовитель мотора не несет перед автовладельцем гарантийных обязательств, ибо им нарушены правила эксплуатации. Более того, если из-за каких-либо нарушений смазки двигатель вышел из строя, автовладелец не сможет предъявить претензии изготовителю или продавцу недоброкачественного масла, так как анализом будет установлено наличие в нем посторонних веществ.

2. Производители моторных масел не вовлекают в состав выпускаемых ими продуктов дополнительные присадки, так как последние не удовлетворяют каким-то требованиям, например, по растворимости в базовом масле, совместимости с абсолютно необходимыми и вовлекаемыми присадками, или же обладают негативными побочными эффектами.

Что известно о составе дополнительных присадок? Наиболее распространенные – это суспензии твердых смазочных материалов, т.е. тонко измельченные и разбавленные маслом порошки дисульфида молибдена, графита, сульфидов, селенидов или оксидов металлов, а также политетрафторэтилена. Для стабилизации суспензий к маслу-разбавителю добавляют какие-либо поверхностно-активные вещества. Иногда предлагаются растворимые в моторных маслах органические соединения фтора и хлора.

Особо следует сказать о дополнительных присадках, представляющих собой дисперсии меди или ее сплавов, поскольку под их использование подводится «теоретическая» база, основанная на эффекте избирательного переноса при трении. Этот эффект наблюдается при трении меди или медного сплава по стали или чугуну в среде глицерина, эфиров или их смесей при невысоких удельных нагрузках и в очень ограниченном интервале температуры. Только при этих условиях медь переносится через смазочную среду на железный сплав, где возникает тонкая пленка, снижающая трение и износ. В поршневых двигателях внутреннего сгорания этот эффект по целому ряду причин никогда не реализуется.

Иногда в качестве дополнительных в мелкой расфасовке и по высоким ценам продают присадки, которые обычно вводят в состав моторных масел. Чаще других это смеси загущающих присадок с антиокислительными. Естественно, добавление загущающей присадки повысит вязкость масла, в изношенном двигателе будет уменьшен его расход, повысится компрессия, снизится шумность. Но этого можно достигнуть простым переходом на масло той же марки, но другого вязкостного класса, например, вместо SAE 10W-30 залить SAE 20W-50.

Введение в моторные масла дополнительных присадок нарушает баланс эксплуатационных и физико-химических свойств, достигнутый в процессе разработки состава масла его производителем. Многочисленны и побочные эффекты, которые приносят дополнительные присадки.

Например, добавление политетрафторэтилена и органических соединений хлора и фтора резко ухудшает санитарно-гигиенические и экологические характеристики масел, сопровождается выбросами высокотоксичных веществ с отработавшими газами. Порошки металлов служат катализаторами окисления масла, способствуют росту его вязкости, сокращают срок смены. Все твердые смазочные материалы имеют довольно большую плотность и неизбежно выделяются из масла центробежными маслоочистителями, унося с собой активные диспергирующие присадки.

Добавление любых неорганических веществ сопровождается увеличением зольности масла, всегда строго ограниченной стандартами, ибо ее превышение влечет за собой ряд серьезных последствий (увеличение абразивного износа деталей двигателя, нарушение работоспособности свечей зажигания, преждевременное воспламенение рабочей смеси и др.).

Подводя итог всему сказанному выше, можно с уверенностью сказать, что современные моторные масла не следует «улучшать» дополнительными присадками. Они излишни и зачастую приносят не пользу, а вред. В лучшем случае это напрасно потраченные деньги.