«ВАМО» – дизели из Болгарии

В. Мамедов

Продукция АО «ВАМО» с основным заводом в Варне (Болгария) хорошо известна в различных уголках Европы и Азии. Дизельные двигатели с ее эмблемой можно встретить не только на болгарских автокарах, но и на джипах, производимых в Румынии, югославских (IMT), узбекских (ТТЗ), польских (URSUS) и сирийских (FRAT) тракторах, павловских автобусах, а в последнее время – и на зиловских «Бычках».

D4000A

Предприятие гордится своей 65-летней историей, начавшейся в 1935 году с кооператива «Черное море», превратившегося в знаменитый на всю Болгарию машиностроительный завод «Васил Коларов», которому в 1956 году поручили выпуск небольших семисильных дизелей. Ориентация Болгарии в рамках СЭВ на массовое производство автокранов поставила вопрос о налаживании собственного производства современных дизельных моторов для них. В 1967 году переговоры с известной английской компанией Perkins Engines Ltd. закончились подписанием крупного контракта, предусматривающего организацию в Болгарии выпуска типов дизелей этой марки. Первые моторы, которые собирались на заводе «Васил Коларов» под торговой маркой «ВАМО», увидели свет уже в том же, 1967 году, последний английский дизель был освоен в 70-м. Большим спросом пользовались трехцилиндровый D2500 (Perkins D3.152) и четырехцилиндровый D3900 (Perkins 4.236) дизели, по которым был накоплен солидный опыт эксплуатации.

К середине восьмидесятых заводские конструкторы разработали трехцилиндровую версию мотора D3900, получившую обозначение D2900, а в начале девяностых самостоятельно создали серию газовых дизелей, представляющих собой модификации моторов D2500, D2900 и D3900.

DT4000A

Согласно новым, более жестким требованиям по токсичности отработавших газов в тесном содружестве со специалистами фирмы Perkins в середине 90-х была проведена модернизация дизелей семейства D3900, а также разработан более совершенный вариант четырехцилиндрового дизеля D4000, выгодно отличающийся от предшественников по уровню шума и вредным выбросам. Именно он и послужил основой для дальнейшего совершенствования конструкции моторов. В 1997 – 1999 годах появляются его модификации DTO4000A.E1 и DTO4000A.E2, отвечающие нормам Euro-1 и Euro-2. Эти моторы стали широко предлагаться производителям как надежные, недорогие и простые в обслуживании и ремонте дизели для небольших грузовиков грузоподъемностью до 3,5 т и автобусов с числом мест не более 22.

В 2000 году производственная программа АО «ВАМО» состоит из семи дизелей в обозначении которых буква D означает, что дизель работает на солярке, а G – на газе. Перечислим предлагаемые варианты:

– D2500 и G2500 – трехцилиндровые дизели;

– D2900 и G2900 – трехцилиндровые дизели;

– D3900 и G3900 –четырехцилиндровые дизели;

– DT3900 – четырехцилиндровый дизель с турбонаддувом;

– D4000 – четырехцилиндровый дизель;

– DT4000А – четырехцилиндровый дизель с турбонаддувом;

– DT3900А.Е2 – четырехцилиндровый дизель с турбонаддувом и интеркулером.

DTO4000A.E2

В России уже есть один пример сотрудничества с компанией «ВАМО». Павловский автобусный завод устанавливает их на экспортные модификации автобусов, решая проблему соответствия продукции требованиям стандарта Euro-2. АО «ВАМО» активно продолжает вести переговоры с ОАО «ГАЗ», стремясь заинтересовать нижегородских автомобилестроителей установкой дизелей DTO 4000A.E2 на перспективные модели грузовиков семейства «Валдай», выпуск которых запланирован на 2001 год. Положительно закончились переговоры и с московским ЗИЛом. Опытные образцы «Бычков», представленные болгарскими специалистами, хорошо показали себя на испытаниях. Естественно, кроме решения чисто технических проблем, поставка в Россию болгарских дизелей ставит серьезную задачу обеспечения их сервисом и запчастями, а эти вопросы в настоящее время прорабатываются. Что касается качества изготовления моторов на заводе в Варне, то радует полученное недавно известие о признании соответствия качества изготовления дизелей «ВАМО» требованиям международного стандарта ISO 9002, что выводит перспективы их экспорта в различные страны на новую орбиту.