Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села
 8
Соло для полного привода
Сравнительный тест «ГАЗель-Бизнес 4х4» и «Соболь-Бизнес 4х4»
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 1)
Критерии выбора лесных машин
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
 5
Выбираем манипулятор
Разбор конструкций, ва­ри­ан­тов и опций КМУ
Влияние гидромолота на базовую машину
Виброзащитная подвеска гидромолота
Седлать тягачи! (ч.1)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт
Автокраны и краны на специальных шасси

Дизели из Детройта

В. Мамедов

Detroit Diesel Corporation (DDC) – единственный малоизвестный в России член американской «большой дизельной тройки». Хотя в недавнем прошлом именно ее двухтактные моторы, выпускавшиеся по лицензии в течение многих десятилетий под марками ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, играли «первую скрипку» в дизелизации грузового транспорта СССР. Как сегодня обстоят дела на фирме? Насколько богата палитра выпускаемых ею изделий? Найти ответы на эти вопросы в Москве было практически невозможно: до последнего времени компания не имела представительства в России. Поездка на Детройтский автосалон ситуацию прояснила. Среди стендов с легковыми автомобилями и пикапами мы нашли экспозицию DDC. На основе полученного материала и родилась эта статья.

Компания Detroit Diesel входит в гигантскую корпорацию Penske Group, делающую свой бизнес на транспортных операциях, имеющую до 800 ремонтных автомастерских и осуществляющую продажу в США до 40 тысяч автомобилей ежегодно. Последнее обстоятельство объясняет, почему в одном из местных журналов компания была названа крупнейшим в мире автомобильным дилером.

Система Common Rail устанавливается теперь почти на всех автомобильных моторах DDC

Рассказывая о Penske, нельзя не упомянуть и о том, что специальное отделение фирмы уже много лет строит гоночные автомобили, которые 10 раз выигрывали знаменитую, проводимую каждый год гонку в Индианаполисе. Никто другой не может пока похвастать подобным успехом. Есть в Penske и другое спортивное отделение, Ilmor Engineering. Оно знаменито тем, что поставляет двигатели некоторым командам Формулы I. Однако все эти подразделения не имеют прямого отношения к основной теме нашего разговора, а потому вернемся к дизелям.

Согласно своему названию Detroit Diesel Corporation занимается разработкой и производством дизельных двигателей – автомобильных, стационарных, а также иного назначения – мощностью от 22 до 10 тыс. л.с., выпуском их комплектующих, причем собственная сеть обслуживания и распространения продукции, насчитывающая 2 800 авторизованных дистрибьюторов и дилеров занимается техническим обеспечением эксплуатации всего их парка. Компания располагает тремя заводами в Детройте (США), Куритуба (Бразилия) и Сенто (Италия), выпустившими в 1999 году рекордное количество моторов – 165 тысяч.

«Изюминки» DDC: генераторы с водяным охлаждением – навесной (1) и встроенный в блок цилиндров (2); помпа системы охлаждения с электронным управлением (3); алюминиевый блок длятрехлитрового дизеля V-6(4)

Гамма автомобильных дизелей имеет мощностной диапазон от 76 до 235 л.с. и среди ее покупателей находятся такие всемирно известные фирмы, как DaimlerChrysler (в частности, отделение Jeep), Ford, Gene-ral Motors, Rover, Alfa Romeo. В 1995 году DDC присоединила к себе итальянскую компанию VM Motori, занимавшую крепкие позиции на европейском рынке. В дни работы Детройтского автосалона прессе было объявлено о подписании соглашения c Hyundai Motor Co, согласно которому обе компании осуществят проект по разработке и запуску в производство трех- и четырехцилиндровых дизелей рабочим объемом 1,5 и 2,0 л для легковых автомобилей и легких развозных грузовиков. Мощность дизелей 76 и 112 л.с. соответственно. Оба мотора будут оснащены системой Common Rail.

В основе технического прогресса – огромный опыт

Первые дизели компания построила более 60 лет назад. Тогда основными их потребителями были заводы, выпускающие военную технику и морские суда. Огромное количество дизелей работало в качестве стационарных источников энергии. Постепенно автомобильный сектор стал играть среди покупателей все большее значение. В связи с этим кардинально изменилась тематика выполняемых на фирме научно-прикладных исследований. Во главу угла встали вопросы снижения расхода топлива, шума, токсичности, а также уменьшения массы и стоимости.

Надежным партнером в области создания транспортных дизелей стала компания Bosch, совместно с которой были запущены в серию моторы с непосредственным впрыском топлива, общей топливной магистралью высокого давления (Common Rail) и электронной системой управления впрыском. Появились у DDC и свои фирменные «изюминки» в конструкциях моторов, которыми в компании гордятся. Это два типа охлаждаемых жидкостью генераторов. Один встраивается в блок цилиндров, а второй располагается автономно. Также интересной новинкой является и водяной насос с электронным управлением. Результатом работ по снижению токсичности стало появление моторов, отвечающих не только требованиям Euro-3, но и перспективным Euro-4, которые начнут действовать только в 2005 году.

Палитра автомобильных дизелей, составляющих производственную программу DDC в 2000 году, содержит три семейства. Первое включает в себя трех-, четырех- и пятицилиндровые моторы R 1512, R 2016 и R 2516 рабочим объемом 1,5, 2,0 и 2,5 л и мощностью 76, 111 и 140 л.с. (все – при 4 000 об/мин) соответственно. Первые два имеют один верхний распредвал, а третий – 2,5-литровый – два, располагающихся также в головке. У всех этих моторов четыре клапана на цилиндр, непосредственный впрыск топлива Common Rail, турбонаддув с интеркулером, соответствие Euro-3. Их масса составляет 115, 140 и 171 кг. Несмотря на сравнительно высокую быстроходность, двигатели на удивление тяговиты – максимум крутящего момента достигается при 2 000 и 1 800 (у 2,5-литрового) мин-1.

Второе семейство моторов (R 425, R 531 и D 642) – рядные четырех-, пяти- и шестицилиндровые дизели рабочим объемом 2,5, 3,1 и 4,2 л мощностью 120 л.с. при 4 000 мин-1, 150 л.с. при 3 600 мин-1 и 160 л.с. при 3 000 мин-1. Они также имеют по одному распредвалу в головке цилиндров, но число клапанов на цилиндр равно двум. Все они имеют турбонагнетатель с интеркулером и отвечают требованиям Евро-3, но системой впрыска Common Rail оснащены только два первых. Масса двигателей составляет 230, 250 и 310 кг.

Третье семейство – это V-образные шестицилиндровые 24-клапанные дизели VR 3024 и VR 4024 с углом между рядами цилиндров 600. Для снижения вибраций они снабжены балансировочными валиками. Первый, с двухвальными головками, может поставляться как с чугунным, так и с алюминиевым блоком цилиндров. Его рабочий объем – 3,0 л, а мощность – 210 л.с. при 4 500 мин-1. Максимальный крутящий момент равен 47 Н·м и достигается при 2 000 мин-1. Дизель VR 4024 имеет рабочий объем 4,03 л и развивает 235 л.с. при 4 000 мин-1. Его максимальный крутящий момент – 51 Н·м при 2 000 мин-1. В отличие от VR 3024 он имеет только по одному распредвалу на каждый ряд цилиндров. Оба мотора имеют систему непосредственного впрыска Common Rail. Их масса – соответственно 210 и 290 кг.

Дизель VR 4024 – рекордсмен по экономичности в автомобильной палитре фирмы. Его минимальный удельный расход топлива равен 198 г/кВт·ч, в то время как другие моторы компании «съедают» от 204 до 213 г/кВт·ч.

За последние десять лет DDC инвестировала в исследования и конструкторские работы более одного миллиарда долларов. Только в 1997 – 1998 годах на эти цели было израсходовано 135 миллионов. Располагая собственным техническим центром и проводя испытания как дизелей (для этих целей фирма располагает 190 динамометрическими стендами), так и автомобилей, как в США, так и в Европе, DDC способна предложить дизели полностью отвечающие самым высоким требованиям заказчика.

Для расширения рынков сбыта компания сотрудничает со многими другими производителями дизелей, обменивается с ними опытом и в результате появляются совместные разработки, как правило, нацеленные на специфические области применения. Среди подобных партнеров DDС компании Volvo Penta, MTU, Koler, DaimlerChrysler, Navistar. Постоянный поиск путей повышения эффективности своей деятельности и высокие достигнутые результаты создают уверенность у работников компании в надежном будущем DDС в XXI веке.

В. Мамедов Основные Средства 05'2000 11 мая 2005

Комментарии (0)