Стремление к универсальности
Сменные рабочие органы мини-погрузчиков
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 2)
Рациональное применение
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.1)
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 1)
Конструкции автобусов для линий BRT
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 2)
Как избежать проблем при эксплуатации гидромолота
Рекомендации по работе с гидромолотом
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 1)
Тяжелый металл (ч. 2)
Обзор рынка бульдозеров
Сменный инструмент гидромолота
Типы конструкций и факторы влияющие на долговечность инструмента

Закатать по полной

Дорожные катки

Леонид Малютин
Серьезному дорожно-строительному бизнесу интересны производители дорожных катков с полным модельным рядом, включающим грунтовые, статические, вибрационные и пневматические катки. Или хотя бы приближающихся к полной линейке, так как многие поспешили выбросить статический каток на свалку истории, а между тем слухи о его кончине сильно преувеличены.
Асфальтовый каток Bomag BW 203 AD-4 массой 13 т
Тротуарный каток РАСКАТ RV-2,0DD массой 2 т
Легкий асфальтовый каток Hamm HD 14 VV массой 3,4 т
Тротуарный каток АМКОДОР 6223В массой 2,7 т
Грунтовый каток Bomag BW 219 D-4 массой 19 т
Грунтовый каток Dynapac CA5000 массой 16,2 т
Легкий асфальтовый каток Bomag BW 80 AD-5 массой 1,8 т
Пневмоколесный каток Hamm GRW 280-10 массой 9,7 т (с балластом)
Асфальтовый каток Dynapac CC1300 массой 13 т
Статический каток РАСКАТ RC-13DD массой 13 т
Двухвальцовый асфальтовый каток Volvo DD95 массой 9,7 т
 
 

На пространстве бывшей Российской империи есть два крупных предприятия, выпускающих дорожные катки, причем полную линейку предлагает рыбинский «РАСКАТ», линейка белорусского «АМКОДОРА» ограничена.

У дорожников пользуется расположением продукция именитых европейских фирм – Bomag, Dynapac, Hamm и Volvo. Пользователя привлекают технические возможности этих машин, совершенство конструкции, надежность, эргономичность, симпатичный дизайн, ну и, конечно, премиальная цена. Длинная линейка, позволяющая подобрать машину с массой, наиболее соответствующей задачам дорожника и сформировать парк уплотнительной техники одной марки, также имеет значение. Унификация парка упрощает эксплуатацию.

В последние 2–3 года с оживлением экономики мы наблюдаем попытки китайских производителей внедриться в рынок катков. Предложение их пока фрагментарно, продвигаются наиболее «ходовые» типоразмеры, и продукция сильно различается по уровню исполнения.

Завод «РАСКАТ» – не единственный, но крупнейший российский производитель дорожных катков, который к тому же предлагает полную линейку, включающую даже прицепной каток. При этом завод выпускает как модели нового поколения, так и устаревшие, но не потерявшие актуальности, ибо подлинное искусство вечно.

Производственная программа рыбинского завода включает тротуарные, дорожные, комбинированные, грунтовые, статические, пневмоколенные и прицепные катки.

В семейство тротуарных катков с шарнирно-сочлененной рамой входят модели RV-1,5DD, RV-2,0DD, RV-3,5DD массой 1,5, 2 и 3,5 т с гладкими вальцами и комбинированный каток RV-3,0DS с гладким передним вальцом и пневмоколесами за задней оси. Все модели выполнены в едином современном дизайне. Рабочее место оператора защищено навесом. Катки оснащены двигателями Kubota, гидростатической трансмиссией, построенной на агрегатах Bonfiglioli, Bondioli&Pavesi, Poclain Hydraulics. Обращение к импортным двигателям связано с тем, что ни российское, ни белорусское моторостроение не могут предложить решения с массогабаритными показателями, удовлетворяющими требования компактной техники. Почувствовав вкус к японским силовым агрегатам, «РАСКАТ» начал оснащать ими уплотнительную технику нового поколения, разработка и запуск в производство начаты в 2007 г.

Новое поколение двухвальцовых асфальтовых виброкатков с шарнирно-сочлененной рамой включает модели RV-7,0DD, RV-9,0DD, RV-11,0DD массой 7,5; 9 и 11 т. Завод продолжает выпуск прежних моделей ДУ-96 и ДУ-98 массой 7,8 и 11,5 т с силовыми агрегатами Минского моторного завода.

Аналогичным образом построена линейка комбинированных катков с пневмошинами на задней оси. Новое поколение представляют модели RV-7,0DS, RV-9,0DS, RV-11,0DS массой 7,5, 9 и 11 т. Старые модели – ДУ-84 (модернизированный грунтовый каток), ДУ-97 и ДУ-99 массой 14, 7,6 и 10,5 т.

Семейство грунтовых катков полностью сформировано из новых моделей – RV-11DT, RV-13DT, RV-15DT, RV17DT, RV-19DT и RV-21DT массой 11, 13, 15, 17, 19 и 21 т, построенных с применением агрегатов Deutz, Sauer-Danfoss, Bonfiglioli, Bondioli Pavesi. Линейку дополняет старая модель ДУ-85 массой 13 т с ярославским двигателем.

В 2011 г. завод представил на суд общественности опытный, а в 2012 г. серийный образец статического трехвальцового катка RC-13DD массой 13 т. Каток выполнен в современном дизайне с применением импортных комплектующих – двигателя Kubota и гидроаппаратуры Bonfiglioli. Для крупных проектов статический каток представляет несомненный интерес.

В 2012 г. была также показана новая модель пневмоколесного катка RC-24SS массой 24 т (с балластом). Прежнее поколение уплотнительной техники представляет модель ДУ-100 массой 16 т.

Возможно, кого-то заинтересует нишевой продукт – прицепной одновальцовый виброкаток ДУ-94 массой 8,2 т с автономным двигателем для привода вибромеханизма.

Белорусский холдинг «АМКОДОР» предлагает ограниченную номенклатуру катков, включающую асфальтовые и грунтовые виброкатки и пневмоколесный каток. Входящий в холдинг завод «Амкодор-Пинск» выпускает двухвальцовые асфальтовые катки моделей 6223В, 6622А, 6632 массой 2,7; 10 и 9 т. На катках использованы минские двигатели и гидроаппаратура Poclain. Аналогичная комплектация у пневмоколесного катка 6641 массой 9,6 т (с балластом). Грунтовые катки представлены моделями 6712В и 6811 массой 12 и 16 т, также построенных с использованием двигателей ММЗ и гидроагрегатов Poclain.

Компания Bomag поставляет на мировой, и в том числе российский, рынок обширный модельный ряд катков. В линейку легких (тротуарных) сочлененных асфальтовых виброкатков входят 7 двухвальцовых и комбинированных моделей пятого поколения в диапазоне массы от 1,6 до 2 т, построенных на трех базовых моделях BW 80, BW 90 и BW 100. Следующая за ней линейка легких (тротуарных) сочлененных асфальтовых виброкатков в диапазоне массы 2,3–2,7 т включает две двухвальцовые и две комбинированные модели BW 100 и BW 120. За ними следует еще одна легкая линейка из трех моделей в диапазоне массы 3,9–4,3 т – двух двухвальцовых и одной комбинированной.

В линейку двухвальцовых сочлененных асфальтовых катков пятого поколения входят три базовые модели BW 141 AD-5, BW 151 AD-5 и BW 154 AD-5 в диапазоне массы 6,9–8,3 т и их модификации: с отрезным роликом, с модернизированной системой управления. В диапазоне массы 8–13 т порядка 16 моделей и модификаций двухвальцовых сочлененных катков четвертого поколения. Базовые модели: BW 141 AD-4, BW 151 AD-4, BW 154 AD-4, BW 161 AD-4, BW 190 AD-4, BW 202 AD-4, BW 203 AD-4. Модификации отличаются комплектацией, в основном относящейся к системе управления вибрацией. Bomag также поставляет линейку двухвальцовых асфальтовых катков с жесткой рамой в диапазоне массы 5–11,3 т, состоящей из базовых моделей BW 154 AP-4, BW 174 AP-4 и их модификации. Компания выпускает довольно длинную линейку пневмоколесных катков– BW 24 RH, BW 25 RH, BW 27 RH. Катки балластируются в диапазоне 8,8–27 т. В комплектации всех асфальтовых катков Bomag отдает предпочтение силовым агрегатам Kubota.

Не менее, чем асфальтовые катки, обширен выбор грунтовых катков. Каждая модель выпускается в двух вариантах – с гладким и кулачковым вальцом. Модельный ряд начинается с легкого катка BW 124 DH-3 массой 3,3 т и заканчивается самым большим в отрасли катком BW 226 DH-4 массой 27 т. Этот монстр, выведенный на рынок в 2004 г., предназначается для дробления и уплотнения крупнообломочного материала в основаниях дамб. Он нашел применение и в нашей стране. Кроме исполнений с гладким и кулачковым вальцом компания предлагает варианты с полигональным и скальным (с острыми кулачками и ребрами) вальцом. На грунтовые катки компания устанавливает двигатели Deutz.

Компания Dynapac поставляет обновленный модельный ряд катков, включающий двухвальцовые и комбинированные асфальтовые виброкатки, статические и пневмоколесные катки и грунтовые виброкатки.

Модельный ряд асфальтовых катков начинается с тротуарных двухвальцовых моделей с сочлененной рамой серии СС – СС800/ 900/ 1000 массой 1,5–1,7 т. Для них использованы силовые агрегаты Perkins. Следующая за ней группа двухвальцовых тротуарных катков с сочлененной рамой СС1100/ 1200/ 1300 массой 2,3–3,9 т оснащена двигателями Kubota.

Серьезные дорожные катки серии СС с сочлененной рамой и гладкими вальцами начинаются с СС224HF массой 7,7 т с двигателем Deutz и заканчиваются СС624HF массой 12 т с двигателем Cummins. Всего эта новая линейка насчитывает 8 моделей с массой, нарастающей с шагом 400–1100 кг. Линейку сочлененных катков дополняют модели с жесткой рамой CG223HF, CG233HF и CG333HF массой 7,5, 8,2 и 8,6 т. Они оснащены двигателем Deutz.

Комбинированные катки Dyna­pac выделяют в отдельную линейку, которую составляют модели серии СС, начиная с СС1100С и заканчивая СС524CHF.

Пневмоколесные катки представлены моделью СР142, масса которого регулируется от 6 до 14 т парными монолитными секциями, навешиваемыми с обеих сторон на раму. Каждая парная секция весит 2 т. В движение машину приводит двигатель Cummins.

Линейка грунтовых катков Dynapac начинается с моделей СА2500D и СА2800D массой 10 и 12 т. В их комплектацию входит двигатель Deutz. За ними следуют среднегабаритные модели CA3500D, CA3600D, CA4000D, CA4600D, масса которых нарастает от 12 до 13,5 т с шагом 300–800 кг. Катки комплектуют двигателями Cummins и Deutz. Ближе к верхней части модельного ряда катки CA5000D и CA5500D массой 16,2 и 18,4 т с двигателями Deutz. И топ-модели – CA6000D и CA6500D массой 19,5 и 21 т. Dynapac поставляет катки в исполнениях с гладким и кулачковым вальцом.

Предложение компании Hamm включает асфальтовые гладковальцовые и комбинированные виброкатки, пневмоколесные и статические асфальтовые катки, грунтовые виброкатки.

Перечень асфальтовых катков выглядит чрезвычайно внушительно, поскольку в нем фигурирует по нескольку модификаций каждой базовой модели с различными вариантами вибрации, осцилляции и системы управления, а также с пневмоколесами на задней оси. В линейку тротуарных катков входят базовые модели HD 8, HD 10, HD12, HD 13 и HD 14 массой от 1,5 до 5,3 т. Полностью эта линейка насчитывает 15 различных исполнений.

Дорожные асфальтовые катки представлены двумя сериями – HD с сочлененной рамой и DV с жесткой. В серию HD входят базовые модели HD 70, HD 75, HD 90 и HD 110 массой 7–13 т, поставляемые в комплектации с гладкими вальцами, с задними пневмоколесами, с системой осцилляции. В серию DV входят модели DV 65, DV 70, DV 85, DV 90 массой от 8 до 12 т, также поставляемые в различных комплектациях.

Пневмоколесные и статические катки у Hamm объединены в одну линейку. Особенность также в том, что в линейке присутствует 4-тонная модель HD 14 TT, представляющая собой сочлененный асфальтовый каток с пневмоколесами на обеих осях. Собственно пневмоколесные катки представлены двумя сериями. Современная серия GRW 280 представляет собой базовую модель, поставляемую в нескольких исполнениях, различающихся в основном возможностями по балластировке. Максимально тяжелый вариант – 28,3 т. Вторая, довольно архаичная серия включает модели GRW 10/15/18/21/24, балластируемые максимально до 28 т.

Статические трехвальцовые катки, также не отличающиеся изя­ществом дизайна, – HW 90B/10 и HW 90B/12 массой 10,6 и 12,5 т.

Линейка грунтовых катков составлена из десяти моделей массой от 5,5 до 25 т. Основные варианты комплектации – с гладким и кулачковым вальцами.

Volvo CE практически полностью перекроила благоприобретенный вместе с компанией ABG модельный ряд катков. Сегодня в него входят тротуарные и тяжелые асфальтовые и грунтовые виброкатки. В линейке тротуарных сочлененных катков модели DD15, DD25 и DD38HF массой 1,6–3,8 т. Тяжелые двухвальцовые катки представлены моделями с жесткой рамой DD85 и DD95 массой 8,7 и 9,7 т и сочлененными DD100 и DD140 массой 10 и 13,7 т.

Линейка грунтовых катков более представительна. В весовой категории до 5 т представлены модели SD25 и SD45 массой 2,7 и 4,8 т. В категории 5–8 т одна модель SD70 массой 7,4 т. В диапазоне 8–15 т модели SD105 и SD130 массой 10,7 и 12,8 т. В верхней весовой категории более 15 т модели SD160, SD190 и SD200 массой 16,2, 19,7 и 20,6 т. Для катков компания использует силовые агрегаты сторонних поставщиков – Kubota, Cummins.

Предложение Volvo не выглядит всеобъемлющим, возможно, модельный ряд получит продолжение, а пока компания объявила свои катки сверхуниверсальными.

Таким образом, если внимательно взглянуть на модельные ряды основных производителей катков, те покажутся не только полными, но даже избыточными. С одной стороны, можно подобрать машину точно под требования производства, с другой, непросто разобраться во всем этом великолепии.

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Каток
Леонид Малютин Основные Средства 06'2013 14 июня 2013

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru