Оптимальный мини-погрузчик

Рекомендации по выбору

Игорь Павлов
Общим названием «погрузчики компактного класса»,
или «мини-погрузчики», обозначается целая группа машин различного типа и конструкций. Это и погрузчики с бортовым поворотом, и компактные фронтальные погрузчики. Заметим, что название «погрузчик» неточно отражает специфику данной техники – это не только грузоподъемная и землеройная машина, но и универсальный носитель сменного навесного оборудования. Решая вопрос о выборе мини-погрузчика, рекомендуем рассмотреть следующие вопросы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В специализированной прессе приводится такая цифра: благодаря применению сменного навесного оборудования производительность мини-погрузчика при коммунальных и ремонтно-восстановительных работах увеличивается на величину до 80%. Также преимуществом применения одной базовой машины и набора сменных орудий является возможность ее ежедневной и круглогодичной эксплуатации с высоким коэффициентом использования.

 

Какие работы будет выполнять погрузчик?

Прежде всего уясним задачу, которую предстоит выполнять погрузчику: будут это строительные, коммунальные работы или содержание и ремонт дорог и тротуаров.

Будет ли погрузчик выполнять какую-либо одну работу или переключаться на разные? Для многофункционального использования потребуется машина, оснащенная большим количеством навесных орудий и, следовательно, с более сложной и мощной гидросистемой. Обычно более производительные гидросистемы у погрузчиков с бортовым поворотом. Если речь идет преимущественно о подъемно-транспортных работах, предпочтительнее фронтальный погрузчик, поскольку его транспортная скорость, как правило, выше, а ход более плавный благодаря большей колесной базе. Считается, что максимальная производительность погрузчиков с бортовым поворотом достигается при дальности транспортировки грузов до 25–30 м. Если предполагается перевозка грузов на большие расстояния, лучше выбрать фронтальный мини-погрузчик.

Наличие быстродействующего адаптера для присоединения сменного оборудования. Если предполагается частая смена навесного оборудования, погрузчик должен быть оснащен быстродействующим адаптером, который стоит недешево, но значительно повышает производительность работы. Чем выше типоразмер мини-погрузчика, тем чаще встречаются адаптеры типа «защелка–палец». Это очень прочная конструкция, которая хорошо подходит для работы с ковшами и вилочными захватами.

Будет ли погрузчик эксплуатироваться в ограниченном пространстве или без особых ограничений? От этого зависит выбор погрузчика по габаритам и маневренности. Высокой «врожденной» маневренностью обладает погрузчик с бортовым поворотом, ведь он способен разворачиваться на месте. Однако современные фронтальные колесные мини-погрузчики со всеми управляемыми колесами или на сочлененной раме мало в чем ему уступят.

Габариты. Измерьте наиболее узкие места, где должен будет проезжать погрузчик: ворота, тесные проходы, – и определите максимальные габариты нужного погрузчика по ширине и высоте.

Дорожный просвет, углы въезда/ съезда. Если мини-погрузчик будет эксплуатироваться на пересеченной местности и преодолевать склоны, следует обратить внимание на его предельные углы въезда/ съезда. Если предполагается работа на слабом грунте, у погрузчика должен быть высокий дорожный просвет. В обоих упомянутых случаях погрузчик с бортовым поворотом проигрывает фронтальному «коллеге». Дорожный просвет у фронтального может быть больше на 50%, чем у аналога с бортовым поворотом.

 

Какой максимальный груз должен поднимать мини-по-грузчик?

Определим необходимую грузоподъемность машины, выбрав ее с некоторым запасом. «Запас» не только избавит от случайностей, если вдруг попадется груз тяжелее расчетного, но и позволит избежать постоянной работы погрузчика на пределе возможностей: это уменьшает ресурс машины и к тому же опасно.

Оговоримся сразу, что и остальные характеристики погрузчика будем выбирать с некоторым запасом.

Номинальная грузоподъемность, указанная в характеристике мини-погрузчика, определяет, какую максимальную массу машина может безопасно поднять. Номинальная грузоподъемность колесного мини-погрузчика равна 50% опрокидывающей нагрузки. Опрокидывающую нагрузку определяют так: ковш поднимают на максимальную высоту с максимальным вылетом и начинают нагружать, когда заднее колесо погрузчика начнет отрываться от земли, то есть он готов опрокинуться, – это и есть опрокидывающая нагрузка. Для компактного гусеничного мини-погрузчика номинальная грузоподъемность равна 35% от опрокидывающей нагрузки. Для погрузчика на сочлененной раме опрокидывающая нагрузка определяется при максимально сложенных полурамах. Следует быть внимательным: значения номинальной грузоподъемности, которые приводят производители в технической характеристике сочлененных погрузчиков, могут быть рассчитаны по опрокидывающей нагрузке при прямом положении полурам. В этом случае расчетная величина может быть на 15–20% больше, чем при максимально сложенных полурамах. Если сочлененный погрузчик оснащен вилочным захватом, номинальная грузоподъемность может составлять всего 35–40% от аналогичной величины для погрузчика с ковшом.

 

На какую высоту погрузчик должен поднимать максимальный груз?

Предполагаемый режим работы: сколько часов в день и с какой нагрузкой намереваются эксплуатировать мини-погрузчик?

Если предполагается напряженная эксплуатация, рекомендуется выбирать погрузчики марок, известных своей надежностью (верхнего ценового класса). Перед покупкой машины нелишне ознакомиться с отзывами о ней пользователей. Поинтересуйтесь вместимостью топливного бака: на сколько часов работы хватит топлива? От того, как часто вам требуется погрузчик, зависит также вопрос: брать машину в аренду или покупать? Рынок аренды мини-погрузчиков в России уже достаточно развит, поэтому не стоит забывать и о такой возможности.

 

Выберем тип и конструктивные особенности мини-погрузчика.

Мощность двигателя. Следует учесть, что погрузчикам с бортовым поворотом требуется дополнительная мощность двигателя (выше на 30–40% по сравнению с фронтальным мини-погрузчиком, имеющим такую же грузоподъемность) для создания более высокого расхода в гидросистеме из-за особенностей ходовой части. Наличие сочлененной рамы у фронтального погрузчика не предъявляет повышенных требований к мощности двигателя. Мини-погрузчик может иметь дизельный или газовый двигатель. Преимущества и недостатки тех и других известны, газовый экологичнее и обходится дешевле по топливу, но хуже заводится на морозе, поэтому более предпочтителен для работы с заездом в помещения. Мощность двигателя очень важна, если при работе с навесным оборудованием мини-погрузчик должен одновременно перемещаться под нагрузкой и приводить в действие инструмент.

С бортовым поворотом или компактный фронтальный погрузчик. Принципиально важный вопрос – выбор типа мини-погрузчика. В России большое распространение получили погрузчики с бортовым поворотом. Эти машины изначально создавались для выполнения сравнительно небольших по объемам работ, преимущественно в стесненных условиях. Это обусловило их особенности – малые размеры, конструкция ходовой части и способ разворота, крепление стрелы в задней части корпуса. Благодаря заднему расположению крепления стрелы они могут близко подъезжать к самосвалу при загрузке. Однако у них есть ряд недостатков в сравнении с фронтальными мини-погрузчиками: высокий расход топлива; быстрый износ колес вследствие бортового способа поворота; низкая проходимость из-за малого дорожного просвета; низкая устойчивость на уклонах вследствие короткой базы колес; неудобный вход в кабину; сложная и дорогая в обслуживании гидравлическая система (является недостатком, если погрузчику не нужно работать с множеством сменных гидравлических орудий); усилие привода хода передается через гидронасос, бортовые гидромоторы и бортовую цепную передачу. Скорость движения погрузчиков с бортовым поворотом меньше, чем у фронтальных мини-погрузчиков.

У фронтальных мини-погрузчиков трансмиссия обычная механическая, то есть проще и дешевле в обслуживании и эксплуатации, они потребляют меньше топлива. Не зря в Германии, например, они занимают 70% рынка мини-погрузчиков. Очень маневренны и устойчивы фронтальные мини-погрузчики со всеми управляемыми колесами. Режим управления передними колесами используется в тех случаях, когда нужна высокая скорость движения (у некоторых моделей достигает 40 км/ч). Режим «крабового хода» очень удобен для маневрирования. Фронтальные мини-погрузчики с жесткой рамой преодолевают уклон до 40%, в то время как машины с бортовым поворотом способны преодолеть уклон до 25%. Вход в кабину фронтальных мини-погрузчиков осуществляется с двух сторон через боковые двери. В погрузчике с боковым поворотом попасть в кабину можно лишь через фронтальную дверь, что неудобно и более опасно.

Отметим, что в целом фронтальные мини-погрузчики крупнее машин с бортовым поворотом: большинство самых малых моделей компактных фронтальных погрузчиков принадлежит к категории «г/п свыше 1000 кг». Только у некоторых моделей фронтальных погрузчиков грузоподъемность составляет менее 900 кг и совсем у немногих моделей – менее 450 кг.

С жесткой или шарнирно-сочлененной рамой? У шарнирно-сочлененного мини-погрузчика проще система рулевого управления. Но если для работы имеет важное значение ровное положение машины относительно земли (например, при планировке площадки), жесткая рама мини-погрузчика (в т. ч. с бортовым поворотом) обеспечивает более устойчивое положение машины: у сочлененного погрузчика возникают колебания в месте шарнирного сочленения и на задней оси. Фронтальные мини-погрузчики с жесткой рамой устойчивы при движении по склону, чем не может похвастаться шарнирно-сочлененная техника. У шарнирно-сочлененного погрузчика максимальная грузоподъемность уменьшается при складывании полурам, а у погрузчика с жесткой рамой грузоподъемность всегда максимальна.

Гусеничный или колесный? Тип поверхности определяет выбор между колесным и гусеничным компактным погрузчиком. Гусеницы лучше подходят для работы на слабых и влажных грунтах, крутых склонах и неровных поверхностях, на снегу и льду, а также на легко повреждаемых поверхностях, таких как парковый травяной покров. Гусеничная лента обеспечивает намного лучше сцепление со слабым грунтом, чем колеса. Погрузчики с бортовым поворотом разбивают грунтовые площадки из-за того, что разворачиваются с проскальзыванием колес. В результате зачастую на изначально ровном и удобном для работы месте погрузчики начинают буксовать и застревать, тратить много рабочего времени и материалов для приведения площадки в рабочее состояние. Гусеничные погрузчики меньше разбивают грунтовую площадку и меньше накатывают колею. Они более устойчивы и способны вынимать и транспортировать больше влажного грунта, могут использоваться круглый год и при любой погоде. Но у этих погрузчиков свои недостатки: большой расход топлива, низкая скорость перемещения, большие расходы на эксплуатацию ходовой части. Для дорожно-ремонтных работ рекомендуется использовать колесные погрузчики, так как шины лучше подходят для твердых покрытий.

Поскольку компактные гусеничные погрузчики эксплуатируются в особых условиях, их оснащают, например, топливными и масляными баками увеличенной вместимости. По этой причине, а также из-за своей ходовой части они обычно стоят дороже, чем колесные погрузчики аналогичной грузоподъемности.

Решая вопрос о выборе колесного или гусеничного мини-погрузчика, рекомендуется проанализировать следующие аспекты:

Можно ли будет выполнить все работы с помощью колесных погрузчиков?

Можно ли будет выполнить работы с большей производительностью и в конечном итоге получить более высокую прибыль, если использовать гусеничный погрузчик?

Будет ли увеличение производительности и/ или расширение сферы применения погрузчика компенсировать более высокую цену на покупку и эксплуатацию гусеничной модели?

Гусеничные погрузчики приобретают в тех случаях, когда использовать колесные машины невозможно или нерентабельно. Если же гусеничные погрузчики необходимы вам лишь изредка, можно приобрести колесный погрузчик с опцией – комплектом гусениц или металлических лент-бандажей, устанавливаемых на колеса.

Тип гусениц и колес. На мини-погрузчиках используются резиновые гусеницы. Существуют различные виды резиновых гусениц: от не имеющих металлических деталей до стальных, оснащенных резиновыми накладками. Чем меньше металла в резиновых гусеницах, тем они легче, и, следовательно, погрузчик может развить более высокую скорость движения, компоненты ходовой части испытывают меньшие нагрузки и служат дольше. Как утверждается, стальная гусеница с резиновыми накладками служит примерно 600–800 моточасов, в то время как ресурс чисто резиновых гусениц доходит до 1500 моточасов. Однако при выполнении работ на высокоабразивной поверхности, например, при разрушении зданий, вероятность повреждения чисто резиновой гусеницы значительно выше, чем у стальной с резиновыми накладками.

Если выбран колесный погрузчик, нужно определиться с типом шин: обычные шины, наполняемые воздухом, либо заполненные пенополиуретаном, либо цельные массивные резиновые шины. Обычные шины подходят для движения по неровной поверхности, они демпфируют толчки от неровностей, это самые дешевые из перечисленных типов шин, но их недостатком является возможность прокола и повреждения. Шины, заполненные пенополиуретаном, прочны, не боятся проколов, но и стоят они дороже. Кроме того, пенополиуретановые шины намного тяжелее обычных, на их вращение расходуется дополнительная мощность, нагрузки в трансмиссии погрузчика увеличиваются, что уменьшает надежность и ресурс трансмиссии. Массивные резиновые шины также не боятся повреждений, обычно они легче пенополиуретановых, поэтому менее серьезны и проблемы, связанные с их массой. Однако пенополиуретановые и цельные резиновые шины подходят только для движения по ровным твердым поверхностям, например полам в складских и производственных помещениях, либо в условиях, где велика вероятность прокола и повреждения: например, при утилизации отходов с большим количеством битого стекла, металлических обрезков и т. п. В большинстве случаев обычные наполненные воздухом шины являются универсальным, наиболее экономичным и удобным выбором.

Радиальная или вертикальная траектория подъема? Мини-погрузчики с радиальной траекторией подъема ковша (или вил) больше подходят для транспортировки материала и менее приспособлены для погрузки самосвалов, так как ковш у них при подъеме перемещается по дуге и вылет на максимальном подъеме меньше, чем на середине траектории подъема. Поэтому для погрузчика с радиальным подъемом чем выше нужно поднимать ковш при выгрузке, тем ближе он должен подъехать к самосвалу. Машины с радиальным подъемом хорошо подходят для транспортировки жидкого бетона или горячего асфальта, так как ковш в нижней точке располагается близко к погрузчику, что увеличивает усилие при заборе материала. Если же погрузчик должен будет поднимать материал на высоту, близкую к максимальной, загружать самосвалы или штабелировать поддоны с грузами, предпочтительно выбирать модели с вертикальной траекторией подъема. При такой траектории в точке максимального подъема вылет получается больше, чем при радиальной траектории подъема. Благодаря вертикальной траектории подъема погрузчик может выгружать содержимое ковша на середину кузова самосвала, погрузка в таком случае выполняется быстрее. Также при вертикальной траектории подъема машине легче поддерживать постоянный угол наклона бура при бурении навесной буровой установкой.

Стрела двух- или однобалочная. Компании JCB и Volvo выпускают погрузчики с бортовым поворотом и гусеничные мини-погрузчики с однобалочной стрелой, предпочитая эту конструкцию традиционной схеме с двумя балками. Основное преимущество однобалочной конструкции: дверь в кабине погрузчика располагается сбоку, и оператору не приходится входить в кабину спереди, ступая по навесному орудию, что довольно опасно. Также отмечается отличный обзор на 270° с места оператора. Несмотря на сомнения, высказываемые конкурентами, однобалочная конструкция доказала свою прочность и надежность, случаи поломки стрел не известны.

Мощность гидросистемы, наличие и количество дополнительных контуров. Если предполагается использовать мини-погрузчик со сменным гидравлическим оборудованием, гидросистема машины должна иметь достаточную мощность.

Гидравлический контур, предназначенный для питания навесного орудия, характеризуется величиной потока жидкости и ее давлением. По этим параметрам оценивают возможность работы навесного оборудования с данным погрузчиком. Минимально допустимые значения потока и давления указываются в характеристике гидравлического навесного оборудования. Особенно важно учитывать эти параметры, когда речь идет об инструменте, потребляющем повышенную мощность. Если параметры гидросистемы не соответствуют потребностям навесного орудия, оно, возможно, будет работать, но с недостаточной производительностью.

Как уже говорилось выше, у погрузчиков с бортовым поворотом двигатель более мощный, чем у фронтальных погрузчиков с аналогичной грузоподъемностью. Чем мощнее двигатель погрузчика, тем мощнее гидросистема. Гидросистема погрузчиков с бортовым поворотом с малой грузоподъемностью ненамного мощнее гидросистемы аналогичных фронтальных погрузчиков, но с увеличением типоразмеров машин неравенство в производительности гидросистемы увеличивается. Впрочем, многие производители предлагают к фронтальным мини-погрузчикам опции: гидросистему увеличенной производительности. Очевидно, что наличие мощной гидросистемы предполагает наличие мощного двигателя, что влечет за собой увеличение расхода топлива. Гидросистема должна быть оснащена дополнительными контурами и разъемами для присоединения навесных орудий. У всех погрузчиков с бортовым поворотом и у большей части фронтальных мини-погрузчиков гидросистема оснащается дополнительными контурами. Поэтому у большинства этих машин дополнительные гидравлические разъемы выведены по стреле в устройство для быстрого присоединения навесного оборудования. Впрочем, некоторые фронтальные погрузчики в базовой комплектации могут быть лишь «подготовлены» к монтажу дополнительных гидравлических контуров: иметь дополнительную третью секцию в гидрораспределителе. При наличии резервной секции гидрораспределителя смонтировать дополнительный контур гидросистемы обычно бывает несложно, но это потребует дополнительных затрат. Также важно знать, какой тип насоса используется в гидравлической системе. В большинстве гидросистем в стандартный гидравлический контур в качестве опции могут встроить шестеренчатый насос, обеспечивающий бесступенчатое увеличение потока при постоянном давлении системы. При этом увеличивается скорость работы навесного инструмента, но не увеличивается усилие. Увеличить усилие можно путем одновременного повышения потока и давления в гидросистеме. Такой принцип работы используется в гидросистемах повышенной мощности с регулируемым поршневым насосом, чем и объясняется их преимущество.

Условия работы оператора. Оцените следующие аспекты: удобство входа-выхода; уровень шума в кабине; наличие отопления и кондиционирования; удобство сиденья и расположения органов управления; управление осуществляется джойстиками или рычагами; виден ли край ковша с места оператора, хорошо ли просматриваются зоны вокруг машины.

Кабина компактного фронтального погрузчика, как правило, просторнее, обзор рабочей зоны в любом направлении в ней лучше, рулевое управление легче, чем в погрузчике с бортовым поворотом.

 

Какова стоимость владения мини-погрузчиком?

Популярность фронтальных мини-погрузчиков у европейских строителей вначале возникла благодаря их более низкому расходу топлива вследствие меньшей потребляемой мощности по сравнению с погрузчиком с бортовым поворотом. Однако для правильного сравнения необходимо проанализировать общую стоимость владения и эксплуатационные затраты за прогнозируемый жизненный цикл погрузчика, включая затраты на приобретение, страховку, техническое обслуживание и износ шин. Бо’льшая часть специалистов придерживается мнения, что при одинаковых условиях эксплуатации затраты на топливо и износ шин у фронтального мини-погрузчика будут значительно меньше, но в общем в эксплуатации при одинаковой номинальной грузоподъемности фронтальный мини-погрузчик, как правило, обходится дороже примерно на 15–30%. Однако шины для фронтальных погрузчиков могут быть дороже, чем для погрузчиков с бортовым поворотом. Есть мнение, что фронтальные погрузчики демонстрируют более высокую эффективность использования топлива еще и потому, что двигатель у них бо’льшую часть времени работает на режимах частичной нагрузки и небольших оборотах. Напротив, у погрузчиков с бортовым поворотом двигатель часто работает на полной мощности или на высоких оборотах, даже если мощность неполная.

Однако продажная цена фронтальных мини-погрузчиков, особенно мощных моделей, часто бывает выше, чем у равных по грузоподъемности погрузчиков с бортовым поворотом. Очевидно, этим объяснятся популярность последних в России. Разница в цене частично связана с тем, что компоненты силовой передачи фронтальных погрузчиков стоят дороже, например, современные мосты с планетарными редукторами, блокирующиеся дифференциалы, двухскоростная коробка передач в базовой комплектации (у погрузчиков с бортовым поворотом она обычно бывает опцией), раздаточные коробки и КОМ. Рамы фронтальных погрузчиков, как правило, более мощные, гидроцилиндры могут быть больше, кабины просторнее и с большей площадью остекления.

Длительность прогнозируемого жизненного цикла конкретного погрузчика в основном зависит от условий эксплуатации и технического обслуживания. Большинство производителей считают, что погрузчики с бортовым поворотом могут наиболее интенсивно использоваться первые 4–6 лет, а «активная трудовая жизнь» фронтальных мини-погрузчиков может длиться и до 10 лет при средней наработке за год около 1000 моточасов. Возможно, это связано с тем, что нагрузки на трансмиссию при бортовых поворотах оказываются выше, чем в трансмиссии фронтальных мини-погрузчиков. Однако есть предположения, что более короткий срок службы погрузчиков с бортовым поворотом связан с более тяжелыми условиями эксплуатации, и при равных условиях работы жизненный цикл малых фронтальных погрузчиков может быть таким же коротким.

На стоимость владения погрузчиком влияют надежность и ресурс машины, и здесь погрузчики известных своим качеством марок явно имеют преиму щество.

 

Возможности сервисного обслуживания и доступность запчастей.

Оцените, каков гарантийный срок и что входит в гарантийные обязательства, какова ремонтопригодность модели: насколько прост доступ к двигателю и гидравлическим насосам? Каков рекомендованный график техобслуживания? Надежен ли поставщик машины, какой базой сервисного обслуживания и ремонта он располагает, имеются ли выездные ремонтные бригады, как организовано снабжение запчастями и т. п.

 

Возможности транспортировки погрузчика.

Оцените возможность транспортировки машины: может ли имеющийся в компании тягач с прицепом безопасно перевезти мини-погрузчик с навесным оборудованием, учитывая, что фронтальный погрузчик обычно тяжелее? Мини-погрузчики малых типоразмеров экономичнее в эксплуатации за счет дешевизны и простоты транспортировки. У компактного фронтального погрузчика длиннее колесная база, управление с помощью рулевого колеса и, как правило, более высокая транспортная скорость. Благодаря этим преимуществам его проще перегнать своим ходом на некоторое расстояние, чем погрузчик с бортовым поворотом.

* * *

Не следует забывать, что в некоторых случаях выгоднее использовать узкоспециализированную технику, а не универсальный мини-погрузчик. Для каждой конкретной задачи и ситуации следует выбирать наиболее экономически эффективное решение.

МЫ ВЫБИРАЕМ... СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Мини-погрузчик
Игорь Павлов Основные Средства 02'2013 12 февраля 2013

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru