1
Тяжелый металл (ч. 1)
Обзор рынка бульдозеров
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров
Нетривиальные вопросы
Лизинговый договор: статья за статьей
Содержание лизингового договора
 1
Дизельное топливо и сера: проблемы и решения
 1
Надежный гидропривод зимой
«Зимнее» гидравлическое масло МГ-15В (ВМГЗ)
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 5)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.2)
Секреты воздушного фильтра

Неотъемлемая часть крепкого хозяйства (ч.2)

Экскаваторы-погрузчики

Леонид Малютин
 
Новинка 2012 г. – Caterpillar 432F
Флагманская модель Caterpillar 444E
JCB 5CX
JCB 3CX с разновеликими колесами
Volvo BL71B
Армейский экскаватор-погрузчик JCB HMEE
JCB 3CX с равновеликими колесами
New-Holland B100C с телескопической рукоятью
 
Hyundai H940S
Мини-экскаватор-погрузчик Hidromek HMK 62SS
Hidromek HMK 102B с разновеликими колесами
New-Holland B110C
Hidromek HMK 102S с равновеликими колесами
Hidromek HMK 102S с равновеликими колесами

(Окончание, начало см. в «ОС» № 8, 2012 г.)

Сегодня мы продолжаем обзор экскаваторов-погрузчиков, в который включили производителей первого эшелона – Caterpillar, Volvo CE, JCB и New Holland и весьма яркого представителя второго эшелона – турецкую компанию Hidromec. Наше внимание также привлек анонс экскаватора-погрузчика Hyundai на «СТТ-2012».

С пуском завода в Тосно Ленинградской области компания Caterpillar вошла в когорту российских производителей. В Тосно не только крупноузловая сборка экскаваторов, но и сварочное производство крупных металлоконструкций для экскаваторов и колесных погрузчиков, которые затем отправляют на европейские сборочные заводы Caterpillar.

Корпорация Caterpillar начала производство экскаваторов-погрузчиков на одном из своих заводов в Великобритании в 1985 г. Серию А завод выпускал с 1985 по 1989 гг., серию В – с 1989 по 1996 гг., серию С – с 1996 по 2001 гг., серию D – с 2001 по 2006 гг. Современную серию Е, запущенную в производство в 2006 г., до конца 2012 г. должны сменить моделями следующей серии – F. В 2011 г. с конвейера сошел 250-тысячный экскаватор-погрузчик.

Линейка состоит из шести базовых моделей – 422, 428, 432, 434, 442 и 444 с экскаваторным оборудованием со смещаемой осью копания. В «младшую» группу коммунальных машин с разновеликими колесами входит модель 422Е мощностью 55 кВт и массой 7210 кг и новые 428F и 432F массой 7600 и 7800 кг, к сборке которых завод приступил в марте этого года. На всех трех моделях использован двигатель Cat 3054 объемом 4,4 л. На российский рынок экскаваторы-погрузчики 428F и 432F будут поставлять с двигателями в исполнении Stage 2 и механической 4-ступенчатой КП. Под заказ установят автоматическую 5-диапазонную КП с обычным или блокируемым гидротрансформатором (БГТ). БГТ преподносится как одна из ключевых особенностей серии F, которая позволяет на гоночном треке обойти такую же машину с обычной коробкой.

В серии F несколько изменена компоновка. Вообще у Caterpillar каждое новое поколение экскаваторов-погрузчиков отличается и дизайном, и компоновочными решениями. Блок АКБ перенесли вперед за радиаторную решетку, что позволило увеличить объем инструментального ящика под правой подножкой. Топливный бак и ящик теперь пластиковые, не подвержены коррозии и защищены снизу стальным листом и подножкой сбоку. Увеличили угол скоса капота для улучшения обзора. Чувствительная к нагрузке гидросистема построена на регулируемом аксиально-поршневом гидронасосе. Несколько изменены размеры и форма двухбалочной погрузочной стрелы. Традиционно для Caterpillar использован параллелограммный механизм запрокидывания ковша. В экскаваторном оборудовании со смещаемой осью копания использованы фирменная изогнутая стрела и телескопическая рукоять. Джойстиковое управление погрузчиком и экскаватором входит в стандартную комплектацию.

Верхняя половина линейки включает модели с равновеликими колесами 434Е с рычажным или джойстиковым управлением, 444Е – и модификацию с разновеликими колесами 442Е. На этих машинах также использован двигатель Cat 3054 мощностью 71 кВт (на 434Е с рычажным управлением двигатель мощностью 65 кВт). Двигатель агрегатирован с аксиально-поршневым гидронасосом, питающим чувствительную к нагрузке гидросистему. В серии Е Caterpillar начала использовать телескопические рукояти с внешней телескопируемой секцией. Caterpillar первой, начиная с серии В, применила изогнутую экскаваторную стрелу. У всех моделей погрузочное оборудование с параллелограммной кинематикой. У моделей с равновеликими колесами трехрежимное рулевое управление  – передними колесами, согласованный поворот передних и задних колес и диагональный ход.

Компания Volvo с производственным комплексом в Калуге также прочно вошла в число российских производителей. В апреле 2012 г. по соседству с автозаводами Volvo Trucks и Renault Trucks начали строительство завода Volvo Construction Equipment. Завод, пуск которого намечен на I квартал 2013 г., будет выпускать гусеничные экскаваторы. Возможно, в перспективе там будут собирать и другие машины, в т. ч. экскаваторы-погрузчики, но пока их ввозят из-за границы.

Volvo наряду с JCB, Case и Fermec – один из старейших производителей экскаваторов-погрузчиков. Их начали выпускать в 1965 г. под брендом BM-Volvo.

Современный модельный ряд экскаваторов-погрузчиков состоит из двух моделей BL61B и BL71B с разновеликими колесами. Масса BL61B – от 7080 до 9120, BL71B – от 7740 до 9800 кг в зависимости от комплектации. Силовая установка – 4-цилиндровый наддувный двигатель Volvo D5D объемом 4,8 л и мощностью 62 кВт у BL61B и 68 кВт у BL71B. Двигатель агрегатируют с 4-ступенчатой механической КП или 4-ступенчатой КП PowerShift с переключением под нагрузкой. У BL61B в стандартной комплектации гидросистема запитана от шестеренного насоса, аксиально-поршневой насос по заказу, у BL71B регулируемый аксиально-поршневой гидронасос входит в стандартную комплектацию.

Погрузочное оборудование построено на двухбалочной стреле с радиальной кинематикой и Z-образным механизмом запрокидывания ковша с одиночным гидроцилиндром. Гидравлические функции самовыравнивания ковша, плавающего режима и возврата к копанию включены в стандартную комплектацию. Экскаваторное оборудование со смещаемой осью копания включает изогнутую стрелу и на выбор покупателя моноблочную или телескопическую рукоять. Телескопическая рукоять решена традиционным способом – выдвижная секция внутри основной несущей.

Volvo предусмотрела для своих экскаваторов-погрузчиков механизмы быстрой смены как погрузочного, так и экскаваторного навесного оборудования, набор механических и гидромеханических навесок, а также дополнительные гидроконтуры для их подключения.

Много внимания уделено комфортным условиям для оператора в части объема кабины, максимально возможной площади остекления, микроклимата и удобного расположения и регулировок органов управления. На выбор покупателя предлагается рычажная или джойстиковая система управления экскаватором.

Лидер российского рынка экскаваторов-погрузчиков английская фирма JCB не намерена организовывать в России производства ни собственного, ни в альянсе. Такова официальная позиция фирмы. Европейских и американских производственных мощностей JCB достаточно для удовлетворения потребностей обоих рынков. При этом российский рынок входит в число приоритетных. Новинки анонсируются и становятся доступными для заказа одновременно и в Европе, и в России. Но так было не всегда. Десять лет назад российские анонсы отставали на 3–6 месяцев. Ситуация выровнялась в 2004 г., когда европейский строительный рынок переживал кризис, а российский, наоборот, рос. Видимо, на фоне этих явлений в сознании топ-менеджеров JCB произошли позитивные сдвиги.

Экскаваторы-погрузчики JCB пользуются заслуженной популярностью по совокупности качеств. Удачная конструкция, мощность, удобство и легкость в управлении, комфортабельные условия работы оператора дополнены высоким качеством сборки, надежностью и большим ресурсом. До сих пор встречаются машины, ввезенные еще перед Олимпиадой-80. Немаловажной оказывается и эстетическая составляющая – приятный внешний дизайн и яркий интерьер кабины. Кому-то он покажется перегруженным блестящими деталями, но точно не оставит никого равнодушным и надолго запомнится. Экскаваторы-погрузчики – самая популярная, самая ходовая позиция во всем модельном ряду JCB. И если говорят о марке JCB, то первым в голову приходит экскаватор-погрузчик. В России эти слова стали практически синонимами. С одной стороны, это замечательно, а с другой – угнетает продажи других, не менее достойных продуктов компании.

На первичный российский рынок поставляют экскаваторы-погрузчики, выпущенные в Англии. Завод работает исключительно под заказ, в нашем случае под заказ российского дилера JCB. Самая популярная модель – JCB 3CX. Ее поставляют в нескольких вариантах комплектации. В вариантах с разновеликими колесами – 3СХ, 3СХ Sitemaster и 3СХ Contractor, различающихся исполнением 4-цилиндрового двигателя Dieselmax – атмосферный мощностью 63 кВт и наддувный мощностью 74 кВт, а также с моноблочной или телескопической рукоятью. Две версии с равновеликими колесами – 3СХ Super и 3CX Super Sitemaster различаются в основном моноблочной и телескопической рукоятью. Машины с равновеликими колесами поставляют с двух- (без диагонального хода) или трехрежимным рулевым управлением.

«Старшую» модель 4CX с равновеликими колесами также поставляют в исполнениях 4CX и 4CX Sitemaster, различающихся рукоятями. На всех своих экскаваторах-погрузчиках JCB использует погрузочное оборудование с параллелограммной кинематикой, обеспечивающей самостоятельное выравнивание ковша при подъеме.

JCB внедрила ряд инновационных решений с целью сокращения расхода топлива. Система EcoDig, которая объединяет три шестеренных гидронасоса, позволяет проводить экскавационные работы на более низких оборотах двигателя, обеспечивая экономию топлива до 15%. Эта система поставляется в стандартной комплектации на машинах с рычажным управлением и с управлением джойстиками EasyControl. На машинах с управлением джойстиками Advanced EasyControl установлен регулируемый аксиально-поршневой гидронасос, который сам по себе обеспечивает высокую экономичность при копании.

Технология EcoRoad также уменьшает расход топлива. Блокировка гидротрансформатора TorqueLock позволяет сэкономить до 25% топлива при движении по дорогам и на 10% увеличить скорость. Технология EcoRoad также включает полное размыкание тормозных дисков, совмещение резервуаров тормозной и гидравлических систем, автоматическое отключение переднего моста на высшей передаче.

Система EcoLoad оснащена переключателем регулятора скорости гидросистемы (HCS). Работая с двигателем Dieselmax с высоким крутящим моментом на низких оборотах, эта система обеспечивает дополнительное тяговое усилие на подъеме, при толкании материала.

На «СТТ-2012» JCB представила новую «топ-модель» 5СХ – самый мощный экскаватор-погрузчик на рынке с двигателем Dieselmax Tier 2 мощностью 88 кВт с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Машина была разработана для удовлетворения потребностей клиентов в России и в странах Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. В стандартную комплектацию машины входят двухчелюстной погрузочный ковш вместимостью 1,3 м3, экскаваторное оборудование со смещаемой осью копания и телескопической рукоятью, регулируемый аксиально-поршневой гидронасос, джойстиковое управление, блокировка гидротрансформатора, 6-диапазонная автоматическая КП, трехрежимное рулевое управление, усиленные мосты с дифференциалами повышенного трения – в общем, все, что современное машиностроение может предложить для машин этого типа.

В линейку экскаваторов-погрузчиков JCB входят также модели 1СХ, 2СХ и Midi CX. Они не столь популярны, как 3СХ и 4СХ, особенно это касается нишевых моделей 1СХ и Midi CX. Оригинальные конструктивные решения и возможности этих машин еще недостаточно оценены рынком.

Новостью 2012 г. стало предложение военных экскаваторов-погрузчиков JCB HMEE, которые выпускает американский завод компании для армий стран НАТО. HMEE является лучшим в мире военным экскаватором-погрузчиком по соотношению тактико-технических характеристик и цены. Обзор этой машины был опубликован в № 7 «ОС», 2012 г.

Экскаваторы-погрузчики New-Holland пользуются популярностью, унаследованной от предыдущего бренда Fiat-Kobelco. Экскаваторы-погрузчики New-Holland выпускает завод корпорации CNH в итальянском городке Имола недалеко от Болоньи, разработка также итальянская. Со времени выхода первой серии экскаваторов-погрузчиков под единым брендом New-Holland линейка претерпела изменения, прежде всего она сократилась до трех базовых моделей – B100C, B110C и B115C. Числа 100, 110 и 115 – условные обозначения мощности двигателя в л.с. На них устанавливают двигатели объемом 3,4 л, соответствующие нормам токсичности Tier 4i. Насколько такие высокотехнологичные двигатели необходимы, российский покупатель решает сам.

Линейка стала короче, проще в позиционировании на рынке и понимании покупателем. «Младшую» модель В100С с разновеликими колесами и двигателем мощностью 71 кВт поставляют в двух исполнениях – В100С и В100С ТС (Tool Carrier). Более простая версия В100С оснащена механической КП, двухчелюстным погрузочным ковшом вместимостью 1 м3, принудительной блокировкой дифференциала заднего моста, рычажным или джойстиковым управлением экскаватором на выбор. Для В100С ТС доступен полуавтомат PowerShift и ковш вместимостью 1,2 м3, а также передние колеса чуть большего размера.

«Старшие» модели поставляют в исполнениях В110С ТС и В115С ТС. Обе модели оснащают двигателем мощностью 81 кВт. Модель В110С ТС с разновеликими колесами, механической КП или полуавтоматом PowerShift, рычажным или джойстиковым управлением экскаватором, двухчелюстным погрузочным ковшом вместимостью 1 или 1,2 м3. Экскаватор-погрузчик В115С ТС получил на оба моста колеса одного размера, усиленные мосты с дифференциалами повышенного трения, полуавтоматическую КП PowerShift, двухчелюстной погрузочный ковш вместимостью 1,2 м3, трехрежимное рулевое управление.

На экскаваторах-погрузчиках New Holland использовано погрузочное оборудование с параллелограммной кинематикой. Экскаваторное оборудование со смещаемой осью копания включает изогнутую стрелу и моноблочную или телескопическую рукоять.

Турецкая компания Hidromek в разработке техники ориентируется на лучшие образцы лидеров рынка. Направление выбрано верно, что не доставляет удовольствия этим лидерам. В своей технике Hidromek использует комплектующие от ведущих производителей John Deere, Perkins, ZF, Parker Hydraulics, Rexroth, Danfoss и др. Российский рынок привлекает компанию по ряду причин, основная из которых – территориальная близость стран. Как результат – быстрый и удобный ввоз техники, что позволяет турецким товарам успешно конкурировать с продукцией других стран. Вместе с тем техника Hidromek обладает рядом достоинств, обеспечивающих ей популярность на российском рынке: цена ее ниже, чем цена западных аналогов, а качество и надежность сравнительно высокие. Техника Hidromek «рождается» в жарком климате, однако уже подготовленной к условиям суровых русских зим: до – 40 °С техника надежно заводится даже без предпускового подогревателя, хотя качество топлива несомненно влияет на этот показатель.

Основу предложения экскаваторов-погрузчиков составляют модели HMK102B с разновеликими колесами и HMK102S с колесами одного размера.

Экскаватор-погрузчик HMK102B массой 9050 кг с разновеликими колесами оснащен двигателем John Deere 4045HF280 объемом 4,5 л и мощностью 73 кВт, агрегатированным с 5-диапазонной КП AutoShift. Переход на двигатель John Deere в начале 2012 г. был обусловлен прежде всего возможностью меньшего расхода топлива, а также большей экологичностью.

Строительный экскаватор-погрузчик HMK102S массой 9300 кг с равновеликими колесами оснащен двигателем Perkins 1104D-44TA мощностью 74 кВт. Двигатели этой серии довольно популярны среди машиностроительных компаний, особенно не имеющих собственного моторного производства, например, до Dieselmax их использовала JCB. У HMK102S двигатель агрегатирован с такой же, как у HMK102B, 5-диапазонной КП AutoShift, которая обеспечивает транспортную скорость до 40 км/ч, что существенно сокращает время на перегоны между объектами.

У обеих моделей гидросистема построена на тандемном шестеренном насосном агрегате с подачей 81 л/мин. В качестве опции предлагают аксиально-поршневый насос производительностью 160 л/мин. Передний и задний мосты (на HMK102B – ZF, на HMK 102S – Corraro) специально разработаны для тяжелых условий эксплуатации и обеспечивают высокую грузоподъемность при полном сохранении тягового усилия. Мосты оборудованы дифференциалами LSD (дифференциал повышенного трения) и устройством блокировки дифференциала. Эти особенности способствуют улучшению тяговых характеристик в тяжелых грунтовых условиях, увеличивая крутящий момент. Кроме того, угол качания переднего моста составляет 16°, что обеспечивает хороший контакт с грунтом и устойчивость.

Фронтальное погрузочное оборудование выполнено по параллелограммной схеме с двумя гидроцилиндрами запрокидывания ковша. Вместимость двухчелюстного погрузочного ковша – 1,1 м3. Глубина копания на обеих моделях с открытой телескопической рукоятью – 5,8 м, а с дополнительным устройством быстрой смены – до 6,1 м. Телескопическая рукоять на стреле уже входит в стандартную комплектацию. Также базовой комплектацией предусмотрена разводка под гидравлический молот, система «возврата к копанию», «плавающая» система выравнивания ковша, а также магнитола и иммобилайзер. По заказу устанавливают кондиционер. Кроме того, экскаваторы-погрузчики Hidromek могут быть дополнены любым из широкой линейки оборудованием: отвалом грейдера, гидромолотом, траншейным ковшом, захватом для лесоматериалов, гидравлическим буром и т. д.

Не так давно компания выпустила в свет компактный экскаватор-погрузчик HMK 62SS. Новая модель массой 3600 кг оснащена 4-цилиндровым двигателем Kubota объемом 2,5 л и мощностью 44 кВт, гидростатической трансмиссией. Спереди она несет полноценное погрузочное оборудование с двухчелюстным ковшом вместимостью 0,35 м3. Сзади – экскаваторное оборудование со смещаемой осью копания, изогнутой стрелой и моноблочной рукоятью, обеспечивающей глубину копания до 2,7 м. На машину может быть установлено различное навесное оборудование: гидромолоты, шнеки, сельхозинструменты, захваты, вилы, ковши. Все рабочие операции выполняются с помощью джойстика. Кабина оснащена регулируемым креслом, улучшенной системой отопления и кондиционирования, полноцветным TFT монитором и сенсорным экраном приборной панели. Функционал машины расширяется благодаря наличию в базовой комплектации устройства быстрой смены навесного оборудования. Машина идеально подходит для использования в коммунальной сфере. Городские, часто стесненные условия – комфортная среда для компактного HMK62SS.

Hidromek, уверенно конкурирующий на российском рынке с таким большим количеством производителей, говорит о своих намерениях шагнуть дальше и в недалеком времени открыть в России производство экскаваторов-погрузчиков.

На «СТТ-2012» компания Hyundai, техника которой успела завоевать хорошую репутацию у российских строителей, удивила всех собственным экскаватором-погрузчиком H940S. Эта машина с разновеликими колесами оснащена двигателем Perkins мощностью 77 вКт, полным приводом, фронтальным погрузочным оборудованием с параллелограммной кинематикой и двухчелюстным ковшом, экскаваторным оборудованием со смещаемой осью копания и телескопической рукоятью. По мнению специалистов конкурирующих фирм, машина еще сыровата, но уже есть основания говорить о появлении на рынке еще одного сильного конкурента.

Западные компании, даже успевшие осесть в России, не особенно спешат локализовывать производство экскаваторов-погрузчиков. Для них экономически более целесообразно производить тяжелую технику с хорошей нормой прибыли – карьерные самосвалы, экскаваторы – для добывающих отраслей. Исключение, лишний раз подтверждающее правило, составляет Terex, которая начала локализацию как раз с компактной техники, но не путем строительства собственного завода, как это сделали Caterpillar, Komatsu, John Deere, а в альянсе с российским производителем, пытаясь создать таким образом уникальное торговое предложение.

ТЕХНИКА (обзоры) ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Экскаватор-погрузчик
Леонид Малютин Основные Средства 09'2012 6 сентября 2012

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru