Мал золотник, да дорог

Мини-погрузчики

Сергей Красовский
Сегодня трудно представить строительный объект, склад или коммунальное хозяйство, где не трудились бы мини-погрузчики. Ряд операций быстрее и рентабельнее этих машин благодаря большому выбору дополнительного оборудования не выполнит ни один другой вид техники.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

К сожалению, не все эксплуатирующие организации, приобретающие мини-погрузчики, понимают, насколько широким может быть спектр их применения, как велико число и разнообразны задачи, которые им по плечу. А ведь способности машин в прямом смысле слова демонстрирует большой список навесного оборудования, которое можно агрегатировать с их рабочей стрелой. В этой номинации с мини-погрузчиками не сравнится ни одна крупная, мощная или многоцелевая техника, будь то кран-манипулятор, или экскаватор, или фронтальный погрузчик. Судите сами, последний как наиболее востребованный на рынке спецтехники, как правило, приобретается с одним-единственным рабочим инструментом – ковшом для сыпучих грузов. Большие 3- и 5-тонные машины редко комплектуют даже, казалось бы, таким необходимым оборудованием, как захват для бревен или вилы для штабелирования паллет с товаром. Иными словами, настоящего универсала из крупной машины не сделать. А у малышей, как ни странно, есть в наличии, а главное – используется в ежедневной работе весь набор инструмента – от ковша до гидромолота. Причем, несмотря на небольшие размеры навесного оборудования, оно обладает всеми атрибутами, присущими орудиям труда, устанавливаемым на большую технику. Так, если мини-погрузчик работает с ковшом, то инженеры, его создавшие, непременно наделят машину системой автоматического выравнивания (стабилизации относительно горизонта) ковша, которая позволяет легко управляться с сыпучими грузами без опасения их просыпать.

Для работы внутри складов такая техника незаменима, именно за эту нужную опцию эксплуатационники ценят, например, мини-погрузчики Locust производства словацкого завода Way Industries. Кстати, техника этой марки позволяет значительно снизить затраты эксплуатирующей организации на топливо, и все это благодаря оригинальной системе LUDV, регулирующей мощность двигателя в зависимости от нагрузки на рабочем органе машины и мощности, потребляемой навеской с гидравлическим приводом. Умная электроника не станет выводить обороты дизеля в область максимального крутящего момента или мощности, если для выполнения операции достаточно и 40–60% возможностей силового агрегата. Именно эта опция позволила мини-погрузчикам Locust завоевать титул самых экономически выгодных на рынке. Работа с меньшими оборотами положительно сказывается и на расходе горючего, и на ресурсе двигателя. Подобные опции пришли к мини-погрузчикам от их больших «собратьев» и экскаваторной техники, для которых расход топлива и ресурс силовой линии являются одними из главных составляющих эксплуатационных расходов.

Но вернемся к инструменту, которым могут комплектоваться мини-погрузчики и который делает их универсальными машинами. Итак, помимо собственно основного орудия труда – ковша машины могут комплектовать роторными снегоочистителями, благодаря которым можно с минимальными затратами времени и топлива расчистить площадку хоздвора или даже качественно очистить от снега центральную площадь города, а также прилегающие к ней пешеходные дорожки, узкие подъездные пути. Мини-погрузчик благодаря компактным размерам легко выполнит работу там, где более крупная и мощная техника либо не пройдет, либо оставит «неизгладимые» следы своих колес или гусениц на газонах. Еще пример. Чтобы при очистке территории от снега снести мини-погрузчиком припорошенную урну, установленную у самого края тропинки парковой зоны, надо очень постараться. Оператор машины сидит прямо по центру машины в низко расположенной кабине с большой площадью остекления и, следовательно, с отличным обзором. При такой эргономике габариты техники чувствуются и контролируются великолепно. Водитель экскаватора-погрузчика или трактора, оснащенного отвалом и щеткой, может просто не вписаться в поворот узкой пешеходной тропы – база у такой техники длиннее, чем у мини-погрузчика, плюс ферма, на которой установлен отвал. Хотя, по идее, сверху им все отлично видно.

Весной, летом и осенью те же мини-погрузчики, но уже вооруженные щеткой для подметания, приводимой в действие гидромотором, можно использовать для уборки территории от пыли, грязи, опавшей листвы или для того, чтобы смести с асфальта скошенную газонокосилками траву. Окажет техника и неоценимую помощь при огораживании территории – не важно, парковой зоны или дачного поселка. Чтобы установить в землю столбы, мини-погрузчик необходимо оснастить шнеком для бурения земли. С такими компактными ямобурами можно не только оперативно «застолбить» территорию, но и при наличии длинного шнека подготовить посадочное место под невысокий фонарный столб. Сделать это с помощью небольшой маневренной машины, например, в парке гораздо проще, чем портить зеленые насаждения и газон, пуская по ним более мощную спецмашину. Кстати, пробурив скважины, мини-погрузчик может сменить бур на захват для бревен и развезти столбы по своим местам. Разумеется, монтаж высоких осветительных мачт – дело больших машин.

Весьма эффективно можно использовать мини-погрузчик и для таких ювелирных работ, как, например, планирование территории под небольшую строительную площадку (к примеру, под баню или хозблок), а также отсыпки черноземом тех же клумб. Сделать это, конечно, можно и с привлечением дешевой рабочей силы, которая приедет на грузовой «ГАЗели» с совковыми лопатами в руках, развезет грунт в тачках и вручную его раскидает. Но можно поступить и более рационально – подвесить к мини-погрузчику двухчелюстной ковш, причем как с зубьями, так и без них – все зависит от вида работ, которые планируется выполнять. Например, с помощью двухчелюстного ковша можно не просто отсыпать газон или клумбу, но и благодаря тому, что челюсти инструмента раскрываются, сделать это дозированно: вывести площадку практически в «ноль». Если потребуется убрать бугры, то, раскрыв ковш, оператор может орудовать его внутренней кромкой, словно бритвой срезая все лишнее. Те же операции легко проделать с песком, привезенным для детских песочниц. При проведении субботников машина, оснащенная двухчелюстным ковшом, легко уберет собранный кучами по территории мусор. Кстати, дорожные службы часто применяют данный инструмент для распределения песка или соли по обледенелым пешеходным дорожкам.

Из также весьма эффективно применяемого на мини-погрузчиках инструмента можно назвать фрезы для снятия асфальтового покрытия. Сами по себе фрезы достаточно дорогие, но когда речь идет о проведении оперативного ямочного ремонта дорожного полотна, цена перекрывается извлекаемой прибылью. Хотя нужно признать, что современные методы ямочного ремонта, не требующие разделки кюветы, медленно, но уверенно вытеснят с дорог мобильные мини-фрезы. Исключение составляют разве что «циркулярки», которыми делают тонкие распилы дорожного полотна при проведении локальных ремонтных работ, связанных с заменой проложенных под асфальтом коммуникаций, например труб водоснабжения. Кстати, если толщина асфальта для фрезы окажется велика, снять его можно с помощью гидравлического молота: есть для мини-погрузчиков и такие навески. Отрезок новой трубы, ввариваемый взамен прогнившего, в траншею можно опустить с помощью все того же мини-погрузчика, только вместо ковша его рабочим инструментом будут крюк и стропы.

Учитывая высокий спрос на мини-технику и ежегодный рост продаж, навесной инструмент к ней изготавливают не только практически все производители данных машин, но и ряд специализированных компаний. Их продукция отличается не только более низкой ценой, но и широтой линейки. При покупке навески стороннего производства важно учитывать такой параметр, как совместимость оборудования, ведь инструмент важно не только установить на рабочей стреле машины, но и грамотно подключить гидравлические разъемы, исключив при этом попадание грязи в гидропровод. Рабочие характеристики последнего, такие как давление в гидросистеме, производительность насоса, расход гидравлической жидкости, эффективность системы охлаждения и даже объем заправляемого масла, обязательно должны соответствовать выбранному для работы инструменту, особенно когда речь идет об интенсивно эксплуатирующемся оборудовании, которое сильно нагревает гидравлическую жидкость. Данное обстоятельство непременно следует учитывать при покупке машины и заказывать ее комплектацию с гидравлической системой повышенной производительности. Такая техника, как правило, имеет и хорошие радиаторы охлаждения масла, оснащенные одним, а то и парой электровентиляторов. Например, у мини-погрузчиков Bobcat и GEHL данная опция обозначается High Flow. Многие навесные орудия, такие как фреза для асфальта, траншеекопатель, измельчитель пней, пересадчик деревьев требуют повышенной подачи в контур гидравлической жидкости. Машины с этой опцией пользуются у эксплуатирующих организаций особым спросом, и это не случайно, так как список дополнительного и навесного оборудования для таких машин у компании один из самых широких. Российские дилеры марки держат на своих складах не менее полусотни различных вариантов навески. Правда, на покупку фирменных изделий придется раскошелиться. Если же фирма ограничена в средствах, то альтернативу, как сказано выше, можно поискать и у специализированных компаний, производящих исключительно навесное оборудование. Они ориентируются на стандартизированные присоединительные размеры, а значит, в большинстве случаев монтаж инструмента не потребует применения специальных адаптеров. Последние придется использовать, когда присоединительные размеры не совпадают. Производители техники, уходя от стандартов, привязывают потребителя к себе, получая максимальную прибыль.

При работе с большой номенклатурой навесного оборудования надо помнить, что при смене инструмента и рабочей машины в приводах могут оказаться разные гидравлические жидкости, а смешивание двух разных масел, особенно относящихся не к одной группе по виду основы, классу качества, показателям вязкости, может привести к химической реакции присадок с выпадением осадка. Хорошо, если его наличие заметят вовремя и техники оперативно промоют гидросистему, заменять фильтрующие элементы, заправят свежее масло. А если сервисная служба понадеется на русское «авось»? Поэтому, если на балансе организации стоит несколько машин и числится большое количество навесного оборудования с гидравлическим приводом от разных производителей, необходимо для всей техники применять одно, самое большее два типа гидравлической жидкости. В случае использования двух типов масла они должны делиться по сезонному принципу применения и меняться одновременно на всех машинах парка. Найти масла, соответствующие требованиям всех производителей, несложно, обычно для каждого оборудования (техники) имеется целый список допущенных к применению продуктов, и найти среди них однотипные несложно. Применение одного масла также избавит эксплуатирующую компанию от необходимости держать на складе большую номенклатуру смазочных материалов.

Гарантия – один из наиболее важных аспектов обслуживания техники. Подавляющее большинство производителей придерживаются гарантийных сроков не более года. Это не только оправдано экономически, но и практически – техника, работающая, как правило, в достаточно тяжелых условиях, требует особого подхода. Но есть на рынке и явные лидеры, чья техника гарантированно не создаст своим владельцам каких-либо беспокойств не один год. В качестве примера можно привести словацкого производителя Way Industries с вышеупомянутыми мини-погрузчиками Locust. Стандартная гарантия данного производителя – 2 года.