Автогрейдер шагает по стране (ч. 1)

Леонид Малютин
Caterpillar 160K
Автогрейдер ДЗ-298 завода «Дормаш»
Автогрейдер ДЗ-122 завода «Дормаш»
 
 
 
Caterpillar 16M и органы управления автогрейдера Caterpillar серии М
Caterpillar 140K
 
 
 
 
 
Dingsheng Tiangong PY160G
HBM-Nobas BG 190 TA-4
HBM-Nobas BG 190 TA-4
 

На рынок автогрейдеров приятно взглянуть российскому производителю – бо’льшая доля рынка принадлежит ему. Пока принадлежит. Пока западные бренды с премиум-продуктами утверждаются в финансово состоятельных нишах – горной, лесной промышленности, в крупных строительных проектах, с бюджетной стороны начинают подпирать многочисленные китайские марки. Их успехи не так заметны, но тенденция налицо.

Российское машиностроение на рынке автогрейдеров по-прежнему представляют заводы «Брянский Арсенал», ЧСДМ и орловский «Дормаш». Запад почти в полном составе – Caterpillar, Volvo CE, John Deere, New Holland, Terex, HBM-Nobas. Состав китайской «делегации» меняется, но автогрейдерами в своих модельных рядах располагают компании XCMG, XGMA, LiuGong, Sany, Zoomlion, а это серьезные, крупные компании. Успела о себе заявить новая для российского рынка марка Dingsheng Tiangong, чьи автогрейдеры с середины прошлого года начала поставлять компания «Русбизнесавто».

Автогрейдеры ЗАО «Дормаш», г. Орёл
Модель Двигатель Коробка передач Тип рамы
Класса 140 (14,6 т)
ДЗ-122Б
Deutz (141 л.с)
ГМП ZF
Шарнирно-сочлененная
ДЗ-122Б-1
Deutz (141 л.с)
ГМП ZF
Моноблочная
ДЗ-122Б-2
Д-260 (155 л.с.)
ГМП ZF
Моноблочная
ДЗ-122Б-3
Д-260 (155 л.с.)
ГМП ZF
Шарнирно-сочлененная
ДЗ-122Б-6
ЯМЗ-236 (150–180 л.с.)
мех. (Псков)
Шарнирно-сочлененная
ДЗ-122Б-7
ЯМЗ-236 (150–180 л.с.)
мех. (Псков)
Моноблочная
Класса 180 (16,6 т)
ДЗ-122Б-8
ЯМЗ-236 (180 л.с.)
мех. (Псков)
Шарнирно-сочлененная
ДЗ-122Б-9
ЯМЗ-236 (180 л.с.)
мех. (Псков)
Моноблочная
Тяжелые класса 250 (масса 24 т)
ДЗ-298(1х2х3)/ ДЗ-298-3 (1х3х3)
Deutz (235 л.с.)/ Deutz (300 л.с.)
ГМП ZF
Шарнирно-сочлененная

* * *

В сравнении с 2010 г. в 2011-м орловский завод «Дормаш» вдвое увеличил объем продаж и поставил покупателям 326 автогрейдеров. Прошлой осенью ЗАО «Дормаш» выпустило свой 50-тысячный автогрейдер. В его производственную программу входят грейдеры классов 140, 180 и 250. Наибольшим спросом пользуется модель ДЗ-122Б-7 в российской комплектации (двигатель ЯМЗ-236 (180 л.с.), КП псковского производства, моноблочная, или жесткая, рама). Такие машины просты в эксплуатации, распространенная агрегатная база хорошо знакома, и их проще ремонтировать.

Из особенностей орловских автогрейдеров отметим шарнирно-сочлененную раму с углом поворота до 30° в обе стороны. Шарнирное сочленение выполнено с четырьмя роликовыми подшипниками, что обеспечивает высокую надежность и долговечность этого узла. Рама изготовлена из высокопрочной низколегированной стали. При складывании рамы смещение переднего моста относительно заднего составляет 2000 мм. Сменный зубчатый венец поворотного круга изготовлен из поковки диаметром 1490 мм и высотой 50 мм. За счет большего модуля зуба и большей ширины зубчатого венца прочность зуба на изгиб значительно выше, а рабочая поверхность зуба более износоустойчива, что увеличивает срок службы узла. В тормозную систему входит педаль тормоза производства Safim (Италия) и рабочими дисковыми тормозами в масляной ванне на каждом колесе производства NAF (Германия).

Caterpillar, один из ведущих зарубежных брендов на российском рынке, чьи автогрейдеры популярны у крупных строительных и добывающих компаний, отмечает устойчивый рост продаж, но объемов не раскрывает. На рынок России и стран СНГ Caterpillar поставляет автогрейдеры двух серий – 12К, 120К, 140К, 160К и 140М, 16М, 14М и 24М. Наиболее популярны для общих дорожно-строительных работ модели 140К и 160К, а также 140М. Востребованность грейдеров серии К определена привычным рычажным управлением, сравнительно простой, но надежной и не перегруженной электроникой конструкцией с тандемным приводом (без переднего привода), хорошими рабочими характеристиками и качеством сборки. Опытные заказчики понимают, что полный привод – это не та опция, которую «лучше иметь на всякий случай» и переплачивать за нее. Полевые испытания показывают, что полный привод необходим только для очень тяжелых работ в самых сложных, экстремальных условиях. В Сибири работает много грейдеров серии К с тандемным приводом, и они справляются со своими задачами и летом, и зимой.

В горной отрасли заслуженно популярны модели 14М, 16М и 24М. Автогрейдер 24М массой 62 т и мощностью 533 л.с. на сегодня вообще является самым большим в мире, если не считать итальянский Acco Grader, произведенный в 1980 г. в единственном экземпляре.

Грейдер 24М предназначен для обустройства подъездных дорог в карьерах. Машина длиной свыше 16 и шириной более 4 м оснащена полноповоротным отвалом шириной 7,3 м и может выполнять весь спектр планировочно-профилировочных работ.

Caterpillar производит автогрейдеры с 1955 г. и постоянно совершенствует их, основываясь на отзывах клиентов и испытаниях в реальных условиях. Основные отличительные особенности грейдеров Caterpillar – точность и аккуратность при выполнении работ, производительность и надежность. Это достигнуто за счет конструктивных особенностей и ноу-хау в гидравлической системе – пропорциональной приоритетной компенсации давления, гидронасосах, усиленных РВД с минимальным количеством фланцевых соединений для снижения риска протечек и трансмиссии – автоматической системы регулирования мощности VHP, повышенного крутящего момента на колесах, коробки передач с электронным управлением, автоматической системы холостого хода, электронного переключателя режимов двигателя, а также усиленных конструкций машины и комфорта оператора. Ряд деталей машины, подверженных интенсивному износу, проходят индуктивную закалку для увеличения их надежности и долговечности. Система автоматического регулирования мощности двигателя (VHP, Variable Horsepower System) способствует значительному сокращению расхода топлива, а функция включения вентилятора системы охлаждения по необходимости (Demand Fan System) позволяет избежать напрасного расхода мощности двигателя и снизить потребление топлива.

В серии М Caterpillar предлагает революционное управление джойстиками. Не секрет, что грейдеристы – это особая каста специалистов. К сожалению, таких специалистов с каждым годом найти все труднее, а тем более обучить и удержать. Caterpillar сделала ставку на молодых специалистов исходя из соображения, что их легче обучить обращению с машиной с двумя джойстиками, а не с десятью рычагами и рулем посередине. А захочет ли потом такой специалист уходить от вас и пересаживаться с машины, напоминающей компьютерную игру, на суровую и сложную многорычажную систему?

На российском рынке пользуются все большим спросом автогрейдеры немецкой марки HBM-Nobas, поставками которых до настоящего момента занимались дилеры. Полная линейка HBM-Nobas включает шесть базовых моделей 4-й серии массой от 6,5 до 23 т и мощностью от 55 до 172 кВт. Особенно выделяется грейдер BG 110M, специально разработанный по просьбе немецкой калийной компании и позволяющий со своей высотой 1,80 м работать в самых низких шахтах под землей. В настоящее время производитель сам активно занялся прямым сбытом на рынки Восточной Европы. Модели BG 110, BG 130, BG 160, BG 190 и BG 240 поставляются по желанию заказчика в самой широкой комплектации – с дополнительной защитой поворотного круга, стекол, зеркал, с кондиционером, с зимним пакетом, на выбор американской, европейской или джойстиковой системой управления, полноприводные. Наиболее востребованы 16-, 19- и 24-тонные автогрейдеры в стандартной комплектации с ножом, передним отвалом и задним рыхлителем. Привлекательность грейдеров HBM-Nobas для российских пользователей можно объяснить более богатой базовой комплектацией в том же ценовом диапазоне, что и у основных конкурентов, и конечно же зарекомендовавшим себя немецким качеством.

Компания «Русбизнесавто» открыла тематику автогрейдеров в начале 2011 г., заключив дистрибьюторский договор с китайской компанией Dingsheng Tiangong Construction Machinery Co., Ltd и с середины года начав поставки грейдеров марки Dingsheng Tiangong. За полгода компания отгрузила покупателям 15 грейдеров. В текущем году планируют взять рубеж в 100 грейдеров.

«Русбизнесавто» предлагает полную линейку грейдеров массой 10,6; 14,0; 15,4; 16,5; 19,0; 24,0 и 27,5 т. Наиболее востребованными оказались модели PY160M и PY180M массой 14,0 и 15,4 т и мощностью 125 и 160 кВт.

Завод Dingsheng специализируется на автогрейдерах с 1950 г. и оснащен самым современным оборудованием. Другие китайские заводы начали заниматься автогрейдерами с 2000 г. Dingsheng владеет рядом патентов на технические решения, применяемые в блокировке дифференциала, поворотном круге, червячном редукторе, гидравлически управляемой передней оси. Используют двигатели Caterpillar, Cummins и Weichai, коробки передач Liuzhou ZF с электрогидравлическим управлением, гидронасос Husco. Рама грейдеров шарнирно-сочлененная. Передняя часть сварена из двух U-образных профилей, согнутых с помощью 800-тонного пресса и сваренных на роботизированном сварочном стенде фирмы АВВ. За счет профиля и технологии производства рама отличается высокой прочностью. Dingsheng использует передние оси и мосты и задние мосты собственной разработки и производства, а также поставляет их другим китайским заводам. В кабине использовано зеленоватое стекло французского производства, которое задерживает ультрафиолетовые лучи. Кабина оборудована удобным сиденьем оператора, системой отопления и вентиляции, по заказу монтируют кондиционер.

Польский завод Mista производит для фирмы Dressta ежегодно около 30 автогрейдеров. Наиболее популярные на российском рынке модели – RD165 для работы в городе и RD200 с колесной формулой 6х6 для работы в тяжелых условиях. Машины экспортируются в Европу, Россию, Казахстан.

В отличие от продукции конкурентов грейдеры завода Mista оснащены двигателем, коробкой передач и мостами, изготовленными в Европе, а не в отделениях производителей в Китае. Коробка передач автоматическая. В мостах используются зубчатые передачи, а не цепные, как у многих производителей. Привод на переднюю ось обеспечивает машине большую мощность и тяговое усилие. Производительность гидравлической системы регулируется в зависимости от нагрузки, что способствует экономии топлива.

Компания LiuGong, крупнейший производитель дорожно-строительной техники в КНР, достаточно давно и успешно поставляет на российский рынок две модели грейдеров среднего класса – CLG 414 и CLG 418 массой соответственно 12,5 и 15,5 т. Популярность грейдеров LuiGong в России объясняется их высокой производительностью, надежностью, неприхотливостью, а также развитой дилерской сетью эксклюзивного дистрибьютора ООО «Уральский Завод Погрузчик».

Оба грейдера оснащены шарнирно-сочлененной рамой, что обеспечивает высокую маневренность в стесненных условиях, тандемным приводом и полноповоротным отвалом с возможностью планирования откосов под углом до 90°. В базовой комплектации машины оснащены бульдозерным отвалом, также по желанию можно установить рыхлитель и высокоточные системы нивелирования.

Что касается технической начинки, то здесь LiuGong выбрал довольно нетрадиционный для китайских производителей подход. Для обеспечения высокого моторесурса узлы, испытывающие наибольшую нагрузку во время всего срока эксплуатации машины, производятся на предприятиях партнеров LiuGong – мировых лидеров в производстве комплектующих.

Так, на оба автогрейдера установлены надежные и экономичные турбодизели Cummins объемом соответственно 5,9 и 8,3 л и мощностью 160 и 215 л.с. Помимо высокой удельной мощности и повышенного моторесурса данные двигатели, что немаловажно, отвечают установленным в России экологическим стандартам Tier II.

За передачу крутящего момента от двигателя на колеса отвечает немецкая гидромеханическая трансмиссия ZF PowerShift 6WG200. Отличительной особенностью данной ГМП является переключение передач под нагрузкой, высокий КПД, а также возможность плавно изменять скорость движения от 0 до 40 км/ч. Задняя балансирная тележка автогрейдеров оснащена самоблокирующимся дифференциалом.

В гидросистеме грейдеров LiuGong также присутствуют комплектующие компаний с мировым именем: шестеренчатый насос Kawasaki производительностью 132 л и давлением 18 МПа, гидрораспределители Husco, РВД Manuli. Применение данных узлов позволяет обеспечить плавность хода и точность позиционирования рабочего оборудования грейдера, а также повысить надежность всей гидросистемы в целом.

Естественно, для того, чтобы составить конкуренцию ведущим зарубежным производителям техники, в стандартной комплектации грейдера обязательно должны быть такие «мелочи», как аудиосистема и кондиционер, ведь от комфорта оператора во многом зависит итоговое качество работ. Помимо этого на грейдеры LiuGong изначально установлены многослойные стекла Triplex, обеспечивающие высокую тепло- и звукоизоляцию, а также удобное подрессоренное сиденье Grammer со множеством регулировок.

Совокупность данных технических характеристик грейдеров, а также доступность запчастей и высокая квалификация сотрудников сервисных служб были по достоинству оценены российскими потребителями. В настоящее время грейдеры LiuGong работают на строительстве и реконструкции дорог по всей территории России.

Компания Zoomlion, несмотря на известность и популярность в КНР, российскому потребителю пока знакома только как производитель автокранов, бетононасосов и бульдозеров. Однако в модельной линейке Zoomlion Heavy Industry присутствует широкий ряд дорожно-строительной техники – катки, дорожные фрезы, асфальтоукладчики и грейдеры. Познакомить нас с последними призвана модель Zoomlion PY190B. Машина относится к самому распространенному среднему классу грейдеров, оснащена тандемным приводом, шарнирно-сочлененной рамой и имеет массу 15,4 т.

По негласному стандарту для данного типа техники трансмиссия Zoomlion PY190B оснащена самоблокирующимся дифференциалом, обеспечивающим высокую проходимость в тяжелых условиях работы. Тяговое усилие создается двигателем Cummins QSB6.7 мощностью 193 кВт, максимальная скорость движения составляет 36 км/ч. На грейдер установлены мосты Meritor Axle (США), в тормозной системе используются агрегаты Rexroth (Германия), что также позволяет повысить моторесурс машины в условиях работы на тяжелых грунтах.

Ширина полноповоротного отвала грейдера составляет 3965 мм, максимальная глубина резания – 550 мм. Отвал выполнен из закаленной стали с повышенной износостойкостью. Угол резания отвала регулируется двумя гидроцилиндрами в зависимости от плотности грунта. Кстати, о гидросистеме. В ней также используются проверенные агрегаты производителей с мировым именем – гидрораспределители HUSCO, рукава высокого давления EMB. Рабочее давление в гидравлической системе равно 16 МПа.

Таким образом, автогрейдер PY190B – серьезная заявка от Zoomlion на успех на российском рынке, которая поддерживается развитой дилерской сетью и разумной ценовой политикой. В 2011 г. продажи Zoomlion PY190B были сравнительно невелики, однако объемы поставок на 2012 г. весьма амбициозны, и у компании есть все шансы их достичь.

(Окончание следует)

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Автогрейдер
Леонид Малютин Основные Средства 06'2012 8 июня 2012

Комментарии (1)

ООО "Строй-эксперт"
Статья о грейдерах замечательная в отличие от самой техники. не возьму на себя смелость за импорт но вот орёлдормаш это нечто! овратительное отношение самого завода к покупателю выраженное в огромных срывах поставки,очень неряшливая сборка, такая же покраска,спустя два месяца эксплуатации проблемы с тормозами,
28 ноября 2014 – 13:34 Ответить
Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru