Премиум-класс

Фронтальные погрузчики

Леонид Малютин
Сегодня в России представлены все ведущие западные бренды, в совокупности занимающие четверть сегмента новых импортных фронтальных погрузчиков (далее – погрузчиков) и несколько процентов всего рынка погрузчиков, образуя премиум-сегмент качественной, но дорогой техники. Погрузчики японских, европейских, американских и южнокорейских производителей отличаются отменными рабочими характеристиками, надежностью, качеством сборки, привлекательным дизайном и комфортными условиями работы оператора. Эти качества ценят предприниматели, бизнес которых напрямую зависит от технической готовности машинного парка. Однако высокая цена самого погрузчика плюс расходы на эксплуатацию отпугивают организации менее финансово стабильные или те, которые могут позволить себе простои.
Hyundai HL740-7A
Компактный Volvo L45F
Volvo L180G на выставке «СТТ-2011»
Не иссякает поток импортных погрузчиков
Погрузчик большой мощности Caterpillar 980H
Погрузчик большой мощности Caterpillar 990H
Komatsu WA200-5
Liebherr L550 2plus2
Hyundai HL770-7A с бревнозахватом
Погрузка леса – конек Volvo. Погрузчик L180F High-Lift предыдущего поколения с рабочим оборудованием с большой высотой разгрузки и бревнозахватом
Dressta 560E Extra
«Старшая» модель линейки JCB – 456ZX
JCB 416HT с удлиненным рабочим оборудованием с параллелограммной кинематикой
Самый маленький погрузчик JCB – мод. 403
Кабина JCB TM220
JCB TM220
Промышленный погрузчик John Deere 644K с удлиненным рабочим оборудованием<
Кабина погрузчика New Holland
New Holland W190C
Doosan Mega 300-V
John Deere 644К с открытыми для обслуживания дверцами моторного отсека
Case 821E
Hitachi ZW310
Terex TL310

Премиум-сегмент как таковой консервативен и инертен. Узок круг фирм, его формирующих, значительные изменения случаются редко и связаны с действительно масштабными событиями, такими как экономические кризисы и крупные поглощения и слияния, например, поглощение Daewoo корпорацией Doosan или поглощение фирмой Terex порядка полусотни компаний, которые меняют лицо рынка. Для быстрого перемещения фирмы в рейтинге даже на одну позицию требуются либо огромные инвестиции в разработку, производство и товаропроводящие и сервисные сети, либо мощные подвижки на рынке, порожденные кризисом.

Российский премиум-сегмент окончательно еще не сформировался, но до завершения этой стадии осталось не так много. Ведущие западные производители – Caterpillar, Komatsu, Volvo CE, Liebherr, JCB, Hitachi, John Deere, Terex открыли собственные представительства и инвестируют в дилерские и сервисные сети. Более того, Caterpillar, Komatsu, Volvo, Liebherr, John Deere построили заводы. Сегодня на этих заводах не собирают погрузчики, но при удачном стечении обстоятельств это вполне возможно. Пока не все производители открыли представительства, и в дилерских сетях могут происходить значительные изменения.

У Volvo CE поколения погрузчиков меняются, как картинки в калейдоскопе. Лишь недавно была полностью сформирована серия F, а уже в 2011 г. представили 3 модели новой серии G – L150G, L180G и L220G в диапазоне 23,6...32,8 т массы и 7,7...10 т грузоподъемности. Их комплектуют 6-цилиндровым двигателем Volvo рабочим объемом 13 л с турбонаддувом. Мощность двигателей варьирует от 220 до 274 кВт. Погрузчики серии G отличаются бо’льшим на 20% усилием подъема и на 10% усилием отрыва. Новейшая система Optishift, включающая новый гидротрансформатор с блокировочной муфтой и статором с обгонной муфтой, а также запатентованную Volvo функцию RBB (Reverse-by-Braking – реверс торможением), способствует значительному снижению расхода топлива, до 15%, а также повышению комфорта оператора и долговечности силового привода. Коробки передач оснащают системой автоматического переключения передач под нагрузкой (APS), разработанной Volvo.

Модельный ряд погрузчиков Volvo включает компактные модели L20F, L30B Pro, L35B Pro и L45F массой 4,3...8,6 т с ковшами вместимостью 0,65...2 м3 и гидростатической трансмиссией, модели малого класса L60F, L70F и L90F массой 11...15 т, оснащенные ковшами вместимостью от 1,6 до 2,1 м3. В среднем классе массой от 18 до 33 т с ковшами от 2,7 до 4,5 м3 выступают модели L110F, L120F, L150G, L180G и L220G. Отличительная особенность этих погрузчиков Volvo – рабочее оборудование с оригинальным механизмом запрокидывания TP-Linkage (Torque Parallel). В большом классе выступает модель 2007 г. L350F массой 50...56 т и со статической опрокидывающей нагрузкой 34 т, оснащенная дизелем Volvo D16E мощностью 397 кВт. L350F в отличие от средних погрузчиков оснащен рабочим оборудованием с Z-образной кинематикой. Погрузчик работает с ковшами 6,2...12,7 м3.

Благодаря усилиям дилеров, характеристикам, качеству, цене, репутации и известности марки Hyundai в России продажи ее погрузчиков вырвались на второе место после Volvo. Модельный ряд составляют погрузчики серии 7А – HL730-7А, HL740-7А, HL757-7А, HL760-7А и HL770-7А массой от 9,7 до 23,1 кг и грузоподъемностью (г/п) от 3,4 до 7,6 т. Их компоновочная схема традиционная – двигатель агрегатирован с гидротрансформатором и КП, от которой через карданные передачи крутящий момент распределяется на мосты. Hyundai для серии 7A использовала двигатели Cummins мощностью от 93 до 209 кВт. Из современных веяний использованы вентилятор с гидроприводом, включающийся при необходимости, шина CAN bus, многофункциональный джойстик с переключателем направления движения погрузчика. Погрузчики комплектуют рабочим оборудованием как с Z-образной кинематикой, так и с параллелограммной и основными ковшами вместимостью от 1,5 до 3,45 м3.

Ведущая мировая машиностроительная корпорация Caterpillar располагает самым длинным модельным рядом погрузчиков: это компактные модели массой 5,6...8,5 т, погрузчики малой мощности массой 11...13 т, средней мощности массой 15...31 т и большой мощности массой от 50 до 195 т. Для компактных погрузчиков 906Н, 907Н, 908Н, 914G, IT14G характерны гидрообъемная трансмиссия и поперечное расположение двигателя в заднем свесе. Они оснащены механизмами быстрой смены навесного оборудования и работают как с ковшами вместимостью от 0,9 до 1,4 м3, так и с широкой гаммой механического и гидромеханического оборудования. Погрузчики малой мощности 924H, 924Hz, 928Hz и 930Н оснащают основными ковшами вместимостью от 1,7 до 2,1 м3. Погрузчики этого класса продолжают тему универсальности за счет механизма быстрой смены и широкого выбора навески. У них традиционная компоновка – с продольным расположением двигателя маховиком вперед и гидродинамической трансмиссией.

Диапазон средней мощности представлен моделями 2005–2007 гг. – IT38Н, IT62H, 938Н, 950H, 962H, 966H, 972H и 980H. Погрузчики оснащают 6-цилиндровыми двигателями мощностью от 134 до 260 кВт, гидродинамической трансмиссией, рабочим оборудованием с Z-образной кинематикой.

Класс больших погрузчиков, предназначенных для карьеров, представлен моделями 988Н, 990Н, 992К, 993K, 994F массой от 50 до 194 т, работающими со скальными ковшами вместимостью 6,3 до 14 м3. Их комплектуют силовыми агрегатами мощностью от 354 до 1176 кВт.

Каталог российского представительства Komatsu включает погрузчики в основном 3-й серии и пару моделей 5-й серии. Европейское подразделение Komatsu закончило формирование 6-й серии, остались лишь три «старших», тяжелых – 105...210 т – модели 3-й серии. Вторая по величине после Caterpillar корпорация Komatsu, имея производственные мощности во многих странах с разными требованиями по токсичности выхлопов, может себе позволить одновременно выпускать технику разных поколений.

Российская номенклатура включает модели малого класса WA150-5, WA180-3, WA200-5 и WA250-3 массой от 7,4 до до 11 т и с ковшами от 1,65 до 2,7 м3, модели среднего класса WA320-3, WA380-3, WA420-3, WA470-3, WA500-3 массой от 13 до 28 т и с ковшами от 2,3 до 4,3 м3, а также модели большого класса WA600-3, WA700-3, WA800-3, WA900-3 и WA1200-3 массой от 45 до 210 т и с ковшами от 6,1 до 18 м3. Для погрузчиков Komatsu, за исключением WA150-5, характерна традиционная компоновка с продольным расположением двигателя, агрегатированным с гидротранформатором и переключаемой под нагрузкой КП, и рабочим оборудованием с Z-образной кинематикой. Погрузчик WA150-5 оснащен гидрообъемной трансмиссией. Komatsu также выпускает модификации погрузчиков с индексом РТ с параллелограммной кинематикой рабочего оборудования.

Немецкая семейная компания Liebherr поставляет обновленный модельный ряд погрузчиков. Liebherr делит модельный ряд не на классы, а на серии. В компактную линейку Stereo входят 6 моделей – L506, L507, L508, L509, L510 и L514 массой от 5,1 до 8,4 т с поперечно расположенным двигателем и гидрообъемной трансмиссией. В линейке погрузчиков серии 2plus1 4 модели – L524, L528, L538 и L542 массой от 10,6 до 13,3 и с ковшами от 2 до 2,7 м3. Название 2plus1 эти машины получили из-за схемы гидростатической трансмиссии: два гидромотора – один гидронасос. К особенностям машин этой серии также относится двигатель, поперечно расположенный в заднем свесе, выполняющий функцию противовеса.

В серию 2plus2 входят 6 моделей – L550, L556, L566, L576, L580 и L586 массой от 16,5 до 31 т и с ковшами от 3,3 до 5,5 м3. Название 2plus2 также произошло от схемы оригинальной трансмиссии Liebherr: 2 гидромотора – 2 гидронасоса. Liebherr отделила двигатель от коробки передач и связала их гидрообъемной передачей. Двигатель расположен продольно маховиком назад и сдвинут к корме. Насосный агрегат рукавами высокого давления соединен с гидромоторами на КП. От КП на мосты крутящий момент передается традиционно – карданными передачами.

У польской компании Dressta традиционно были сильные позиции на российском рынке, свой круг пользователей техники, хотя после кризиса рост продаж отстает от конкурентов. Линейку погрузчиков Dressta составляют 3 модели – 534Е, 555С Extra и 560Е Extra массой 21, 29 и 42 т. В них использованы двигатели Cummins мощностью 167, 238 и 314 кВт, агрегатированные с гидротрансформатором и полуавтоматической КП powershift с четырьмя передачами вперед и назад. Гидросистема включает два лопастных насоса, обеспечивающих работу рулевого управления, сервоуправления и рабочего оборудования. Предусмотрены два исполнения рабочего оборудования – со стандартной стрелой и с удлиненной. На выбор ковши – основные вместимостью 3,4...5,7 м3, скальные на 4,2 м3 и для легких материалов вместимостью 8,4 м3.

Модельный ряд британской компании JCB насчитывает 22 базовые модели. Как и всю технику марки JCB, погрузчики отличает стильный дизайн. Компактная линейка включает модели 403, 406 и 409 массой 2, 5 и 6 т и с основными ковшами вместимостью 0,3; 0,8 и 1 м3. Самый маленький погрузчик мод. 403 оснащен 3-цилиндровым двигателем Kohler мощностью 28 кВт. Рабочее место оператора оснащают ограждением ROPS или навесом, кабины не предусмотрено. Мод. 406 побольше и оснащена кабиной. Ее комплектуют 4-цилиндровым двигателем Deutz мощностью 43,5 кВт. На мод. 409 установлен двигатель Deutz мощностью 53 кВт. У этих погрузчиков поперечное расположение двигателя, гидрообъемная трансмиссия, рабочее оборудование снабжено механизмом быстрой смены.

Погрузчики малого и среднего классов массой от 8 до 20 т – 411HT, 416HT, 426HT, 426ZX, 436HT, 436 WasteMaster, 436ZX, 456HT, 456 WasteMaster и 456ZX скомпонованы традиционно: с продольным расположением двигателя маховиком к кабине и радиаторным блоком на корме, с гидродинамической трансмиссией. Малые погрузчики получили двигатель Dieselmax. К маркировке модели компания добавляет ZX, когда погрузчик оснащен рабочим оборудованием с Z-образным механизмом запрокидывания, или НТ – с параллелограммным механизмом. Приставка WasteMaster (WM) обозначает специальное исполнение для переработки твердых бытовых отходов (ТБО).

JCB дополнила модельный ряд погрузчиками с телескопической стрелой ТМ180, ТМ220 и ТМ310, которые можно отнести к компактному классу. Эти машины представляют собой гибрид фронтального и телескопического погрузчиков. Передняя полурама у них переделана и вместо обычной двухбалочной стрелы несет 2-секционную телескопическую стрелу коробчатого сечения. Главное достоинство этих погрузчиков – в сочетании маневренности, проходимости и устойчивости фронтального погрузчика с вылетом и высотой разгрузки телескопического. Масса мод. ТМ180, ТМ220 и ТМ310 – 5,6; 6 и 8 т. Погрузчики ТМ180 и ТМ220 оснащены двигателями Deutz мощностью 43,5 и 53 кВт и гидростатической трансмиссией. На базе мод. ТМ310 с двигателем JCB Dieselmax мощностью 92 кВт и гидродинамической трансмиссией выпускают модификации – ТМ310S с двигателем мощностью 103 кВт и ТМ310 WM в комплектации для переработки ТБО.

Выход John Deere на российский рынок в разгар кризиса войдет в историю как самый амбициозный проект. Недавно завод компании в подмосковном Домодедово начал сборку дорожно-строительной техники. Пока завод специализируется на крупноузловой сборке, но в планах – постепенный переход на полноценный производственный цикл. Сейчас же техника поступает в Домодедово в морских контейнерах практически полностью собранная. На заводе монтируют колеса, кабину, рабочее оборудование, заливают масла и жидкости, моют, при необходимости подкрашивают и проводят небольшие ходовые испытания.

На российский рынок компания поставляет гамму погрузчиков из 6 моделей серии К – погрузчики общего назначения, по собственной классификации компании, 444К, 544К, 624К массой 11, 13 и 15 т и промышленные погрузчики 644К, 724К, 744К массой 18, 19 и 24 т. John Deere использует собственные силовые арегаты мощностью от 95 до 227 кВт, гидродинамическую трансмиссию с КП powershift c 4 передачами вперед и 3 назад у погрузчиков общего назначения и 5 передач вперед и 3 назад у промышленных погрузчиков. Рабочее оборудование с Z-образной кинематикой. Привод рабочего оборудования от регулируемого аксиально-поршневого насоса. Стандартное рабочее оборудование может быть заменено на удлиненное с увеличенной высотой выгрузки.

Doosan Infracore поставляет две линейки погрузчиков – Mega, соответствующую нормам токсичности Stage II, и DL, соответствующую Stage IIIA. Линейку Mega составляют 6 моделей – Mega 160/160TC, 200/200TC, 250-V, 300-V, 400-V и 500-V массой от 8 до 30 т. Для этих погрузчиков характерно использование двигателей Doosan мощностью от 77 до 206 кВт (для «старшей» модели 500-V использовали Cummins 250 кВт), гидродинамической трансмиссии с автоматическими КП ZF и мостами ZF, стандартного рабочего оборудования с Z-образной кинематикой. Модификации Mega 160TC и 200TC оснащены удлиненным рабочим оборудованием с параллелограммной кинематикой.

Новая линейка DL создана после поглощения Daewoo корпорацией Doosan и включает 9 базовых моделей – DL160, DL200, DL250, DL300, DL350, DL400, DL420, DL450 и DL500, более плотно покрывающих диапазон массы от 9 до 30 т. Двигатели Doosan использованы для мод. DL200, DL250 DL300 и DL350 мощностью 102...172 кВт, на остальные модели устанавливают Cummins мощностью от 81 до 250 кВт. Двигатель агрегатируют с КП ZF powershift с 4 передачами вперед и 3 назад. Передние и задние мосты ZF с дифференциалами повышенного трения входят в базовую комплектацию. Выбор рабочего оборудования более разнообразен. Для моделей массой от 9 до 14 т доступно удлиненное рабочее оборудование, а также механизмы быстрой смены, позволяющие использовать различное навесное оборудование – ковши, вилы, захваты и др. Для более тяжелых моделей предусмотрен выбор ковшей разной вместимости и конфигурации – с зубьями, кромками, сегментами, а также скальные.

New Holland разделяет модельный ряд погрузчиков по линейкам и по мощности. В компактную линейку (Compact Line) в диапазоне мощности до 100 л.с. (75 кВт) входят мод. W50BTC, W60BTC, W70BTC и W80BTC массой от 4,6 до 5,8 т, несущие рабочее оборудование с параллелограммным механизмом запрокидывания ковша. Это машины с поперечным расположением двигателя и гидрообъемной трансмиссией.

В линейку Heavy Line входят погрузчики в диапазоне мощности 100...175 л.с. (75...130 кВт) W110B и W130B массой 10,8 и 12,9 т и в диапазоне 175...350 л.с. (130...260 кВт) W170C, W190C, W230C, W270C и W300C массой от 14 до 27,3 т. Первые две модели – W110B и W130B – могут быть укомплектованы стандартным рабочим оборудованием с Z-образной кинематикой либо удлиненным оборудованием с параллелограммной кинематикой. Их оснащают двигателями New Holland с радиаторным блоком за кабиной. В маркировку погрузчиков с параллелограммным механизмом добавлена аббревиатура ТС (Tool Carrier).

За ними следует тройка моделей W170C, W190C и W230C с двигателями New Holland, отделенными от кабины блоком радиаторов. Для них предусмотрены три варианта рабочего оборудования – стандартное и удлиненное с Z-образной кинематикой, удлиненное с параллелограммной.

«Старшие» мод. W270C и W300C поставляют со стандартным или удлиненным рабочим оборудованием с Z-образной кинематикой. На W270C установлен двигатель Cummins мощностью 239 кВт, на W300C – New Holland мощностью 259 кВт. Двигатель New Holland это по сути двигатель IVECO.

Сегодня компании Case и New Holland связаны «кровными» узами, и у их модельных рядов много общего. Типоразмерные ряды погрузчиков также похожи. Компактная линейка включает 4 модели – 21Е, 121Е, 221Е и 321Е серии 3 массой от 4,6 до 5,7 т. Их особенность – в моноблочной стреле с Z-образной кинематикой и механизмом быстрой смены, а оснащены они двигателями IVECO и гидростатической трансмиссией.

Линейка Heavy Line включает мод. 521Е, 621Е, 721Е, 721F, 821Е, 821F, 921Е, 1021F, 921E, 1121F и 1221Е массой от 10 до 33 т. В оснащение погрузчика 521Е массой 10,4 т входят двигатель Case Tier 3, гидродинамическая трансмиссия, мосты с дифференциалами повышенного трения. Компания предлагает погрузчики со стандартным рабочим оборудованием с Z-образной кинематикой и с удлиненным параллелограммным – версии ХТ. Для погрузчиков 621Е и 721Е массой 12,5 и 14 т доступны три исполнения рабочего оборудования – стандартное и удлиненное Z-образное и удлиненное параллелограммное. Для погрузчиков 821Е, 921Е и 1221Е массой 18, 23 и 30 т – стандартное и удлиненное Z-образное. Модели 721F, 821F и 921F массой 14, 18 и 20 т принадлежат к новому поколению с двигателями Case Tier 4i. Для 721F предусмотрены три варианта рабочего оборудования, для 821F и 921F – по два с Z-образной кинематикой. Погрузчики 1021F и 1121F – «старшие» модели последнего поколения массой 24,4 и 27 т также комплектуют двигателями Case Tier 4i и Z-образным стандартным либо удлиненным рабочим оборудованием.

Hitachi поставляет на российский рынок линейки компактных и малых погрузчиков 7-й серии – LX70, LX80 массой 7 и 8,6 т, работающих с ковшами вместимостью от 1 до 1,9 куб.м. Линейку средних машин, начиная с 2006 г., обновляют. Новая серия ZW включает 6 моделей: ZW140, ZW150, ZW180, ZW220, ZW250 и ZW310 массой от 11,3 до 22,4 т. Их оснащают рабочим оборудованием с Z-образной кинематикой и основными ковшами вместимостью от 1,5 до 4,5 т. Для ряда моделей доступна версия с удлиненным рабочим оборудованием с параллелограммной кинематикой – ZW140PL, ZWZW150PL и ZW180PL. Верхняя часть линейки представлена моделями предыдущей, 7-й серии – LX300-7A и LX450-7 массой 30 и 47 т с ковшами вместимостью 4,2 и 5,7 м3.

Компактная линейка корпорации Terex состоит из мод. TL65, TL70S, TL80, TL80AS, TL100 и TL120 массой от 3,9 до 6,8 т. Мод. TL70S выделяется рабочим оборудованием, установленным на поворотном основании. Мод. TL80AS с жесткой рамой и всеми управляемыми колесами с тремя режимами рулевого управления – передними колесами, согласованным поворотом передних и задних колес и диагональный ход. Рабочее оборудование оснащено рычажной системой, выполняющей ту же функцию, что и механизм Volvo TP-Linkage: поддерживает постоянное положение ковша при подъеме-опускании стрелы. Механизм быстрой смены входит в стандартный набор, перечень дополнительного навесного оборудования насчитывает более 15 позиций.

Линейка средних погрузчиков, которые Terex называет тяжелыми, включает 4 модели – TL160, TL210, TL260 и TL310 массой 9,2; 12,5; 14,4 и 17,6 т. Их рабочее оборудование, как и у компактных моделей, поддерживает постоянный угол наклона ковша при подъеме и оснащено механизмом быстрой смены. Предусмотрены сменные навески – ковши, вилы, подъемные крюки. Погрузчики марки Terex производят в Германии.

* * *

Как видим, у западных производителей более популярны типоразмеры 10...14 т, 15...18 т и 19...22 т, что, в принципе, совпадает со структурой российского рынка новых погрузчиков. У нас лидируют фронтальные погрузчики массой от 10 до 12 т (грузоподъемность 3 т), занимающие около 40% рынка, и массой от 17 от 18 т (г/п 5 т), занимающие около 30%. В этих типоразмерах западные погрузчики формируют премиум-класс. В тяжелых сегментах – массой 35 т и выше – у Caterpillar и Komatsu практически конкурентов нет.

Типоразмерный ряд импортных погрузчиков
Марка Эксплуатационная масса, т
2...9 10...14 15...18 19...22 23...26 27...32 35...45 47...56 65...76 100...200
Volvo
+
+
+
+
+
+
 
+
   
Hyundai  
+
+
+
+
         
Caterpillar
+
+
+
+
+
+
 
+
 
+
Komatsu
+
+
+
+
+
+
 
+
 
+
Liebherr
+
+
+
+
+
+
       
Dressta      
+
 
+
+
     
JCB
+
+
+
+
           
John Deere  
+
+
+
+
         
Doosan
+
+
+
+
+
+
       
New Holland
+
+
+
+
+
+
       
Case
+
+
+
+
+
+
       
Hitachi
+
+
+
+
 
+
+
     
Terex
+
+
+
             
ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Погрузчик
Леонид Малютин Основные Средства 01'2012 14 февраля 2012

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru